СОВЕТ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ СОДРУЖЕСТВА
РЕШЕНИЕ
О ПРОЕКТЕ РЕШЕНИЯ О КОНЦЕПЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ
(Астана, 15 сентября 2004 года)
Совет министров иностранных дел Содружества Независимых
Государств
решил:
одобрить проект Решения о Концепции сотрудничества государств-
участников Содружества Независимых Государств в противодействии
незаконной миграции и внести его на рассмотрение очередного
заседания Совета глав государств Содружества Независимых
Государств.
(Подписи)
Проект
РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ
Совет глав государств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить Концепцию сотрудничества государств-участников
Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной
миграции.
2. Настоящее Решение вступает в силу с даты его подписания.
Совершено в городе ___________ _____ года в одном подлинном
экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в
Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств,
который направит каждому государству, подписавшему настоящее
Решение, его заверенную копию.
За Азербайджанскую Республику За Республику Молдова
За Республику Армения За Российскую Федерацию
За Республику Беларусь За Республику Таджикистан
За Грузию За Туркменистан
За Республику Казахстан За Республику Узбекистан
За Кыргызскую Республику За Украину
Проект
Одобрена
Решением
Совета глав государств
Содружества Независимых
Государств о Концепции
сотрудничества государств -
участников Содружества
Независимых Государств
в противодействии
незаконной миграции
от __________ года
КОНЦЕПЦИЯ
СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ
1. Преамбула
Концепция сотрудничества государств-участников Содружества
Независимых Государств (далее - государства-участники СНГ) в
противодействии незаконной миграции (далее - Концепция)
представляет собой систему основных принципов и направлений
взаимодействия органов государственной власти государств-
участников СНГ в обеспечении безопасности государств, общества и
личности от угроз незаконной миграции.
Под противодействием незаконной миграции понимается комплекс
мер контроля за въездом, выездом, транзитом и пребыванием граждан
государств-участников СНГ, третьих государств и лиц без
гражданства на территориях государств-участников СНГ и пресечения
незаконной миграции на их территориях путем определения правового
положения и соответствия целей въезда иностранных граждан и лиц
без гражданства, прибывающих или намеревающихся прибыть в
государства-участники СНГ, в том числе на постоянное жительство, в
поисках убежища, для занятия трудовой деятельностью, а также
следующих транзитом в третьи государства.
Инструментом регулирования миграционных процессов является
сотрудничество государств-участников СНГ в предупреждении
незаконной миграции. Вопросы взаимодействия в противодействии
незаконной миграции регламентируются Соглашением о сотрудничестве
государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 6
марта 1998 года, а также иными международными договорами,
заключенными в данной сфере.
Сотрудничество основывается на общепризнанных принципах и
нормах международного права и положениях национального
законодательства государств-участников СНГ.
Сотрудничество должно отвечать интересам государств-участников
СНГ в защите конституционного строя, обеспечении суверенитета,
территориальной целостности, политической, экономической и
социальной стабильности, законности и поддержании правопорядка, в
развитии взаимовыгодного сотрудничества.
Государства-участники СНГ сотрудничают с третьими государствами
и международными организациями в противодействии незаконной
миграции. При этом сотрудничество в этой сфере основывается на
выполнении международных обязательств по соблюдению прав и свобод
человека и гражданина, предоставлению убежища, воссоединению
семьи.
2. Основные понятия и термины
Для целей настоящей Концепции используются следующие понятия и
термины:
миграция населения - в широком смысле понимается как
совокупность перемещений людей; в узком, специальном значении -
как совокупность переселений людей тех или иных государств,
неразрывно связанных со сменой ими места жительства на
относительно продолжительный срок (временно или постоянно).
Перемещения (въезд, транзитный проезд и выезд) могут
осуществляться в рамках порядка и правил, установленных нормативно-
правовыми документами, либо с несоблюдением их;
мигрант - гражданин государства-участника СНГ, третьего
государства или лицо без гражданства, соблюдающие правила въезда,
выезда, пребывания или транзитного проезда через территорию
государства-участника СНГ;
незаконная миграция представляет собой въезд на территорию
государства-участника СНГ, пребывание, транзитный проезд и выезд с
его территории граждан государств-участников СНГ, третьих
государств и лиц без гражданства с нарушением законодательства
данного государства;
незаконный мигрант - гражданин государства-участника СНГ,
третьего государства или лицо без гражданства, нарушившие правила
въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через
территорию государства-участника СНГ;
третьи государства - государства, не являющиеся государствами-
участниками СНГ;
иностранный гражданин - лицо, не имеющее доказательств
принадлежности к гражданству государства-участника СНГ, на
территории которого оно пребывает постоянно или временно, но
имеющее доказательства принадлежности к гражданству (подданству)
другого государства;
лицо без гражданства - лицо, в отношении которого не имеется
доказательств принадлежности к гражданству (подданству) какого-
либо государства;
миграционная обстановка (ситуация) - совокупность факторов,
обусловленных въездом, пребыванием, транзитным проездом и выездом
иностранных граждан и лиц без гражданства, оказывающих влияние на
социально-экономическую и демографическую ситуацию,
внутриполитическое и внешнеполитическое положение и национальную
безопасность государства;
миграционный контроль - вид государственного контроля за
миграционной обстановкой в целях регулирования миграционных
потоков, соблюдения интересов государств-участников СНГ,
обеспечения и защиты законных прав мигрантов, а также
осуществления мер пресечения незаконной миграции на территориях
государств-участников СНГ.
3. Оценка миграционной ситуации
Основными факторами, вызывающими миграцию населения, являются:
экономический, политический, этнический, социально-психологический
и экологический. Активные миграционные процессы на территориях
государств-участников СНГ, по экспертным оценкам, будут
сохраняться, как минимум, в течение ближайшего десятилетия. При
этом будут существовать реальная нагрузка на экономические и
социальные инфраструктуры государств-участников СНГ, конфликтные
отношения между коренными жителями и мигрантами и, как следствие,
осложнение криминогенной ситуации в местах концентрации мигрантов.
Как правило, после проникновения на территории государств-
участников СНГ незаконные мигранты используют их:
в качестве транзитных для проникновения в государства-члены
Европейского Союза и другие страны;
для приобретения необходимых документов и поиска нелегальных
каналов переправки в третьи государства;
в целях легализации пребывания и получения статуса беженца;
для занятия коммерческой или иной деятельностью, в том числе
противоправной.
Количество иностранных граждан, незаконно прибывших на
территории государств-участников СНГ, не поддается полному учету и
контролю в связи с тем, что они избегают регистрации.
Существуют определенные географические зоны, привлекающие к
себе внимание незаконных мигрантов. Это - крупные города,
экономически развивающиеся зоны и приграничные регионы.
Для проникновения на территории государств-участников СНГ
незаконными мигрантами используются в первую очередь наиболее
уязвимые участки государственных границ государств-участников СНГ.
Незаконная миграция, как правило, ухудшает социальную и
криминогенную обстановку, расширяет базу для деятельности
организованных преступных группировок, международных
террористических и экстремистских организаций, усиливает угрозу
национальной безопасности государства пребывания.
С ростом потока незаконных мигрантов в государствах-участниках
СНГ осложнилась ситуация с незаконным оборотом наркотиков, оружия,
валюты, изготовлением и сбытом поддельных документов.
Отдельные мигранты прибывают в государства-участники СНГ с
особо опасными инфекционными заболеваниями, что в значительной
степени обостряет санитарно-эпидемиологическую обстановку в
государствах-участниках СНГ.
4. Цель и задачи сотрудничества
Цель сотрудничества - активизация взаимодействия государств-
участников СНГ в регулировании миграционных процессов и принятии
необходимых согласованных мер противодействия незаконной миграции.
Задачи сотрудничества:
обеспечение национальной безопасности государств-участников
СНГ;
выработка и реализация согласованной политики и совместных мер
противодействия незаконной миграции;
противодействие вовлечению мигрантов в преступную деятельность,
в том числе в международные террористические и экстремистские
организации;
развитие сотрудничества с компетентными органами третьих
государств и международными организациями в целях совместного
противодействия незаконной миграции и торговле людьми;
гармонизация национального законодательства государств-
участников СНГ в сфере противодействия незаконной миграции и
унификация терминологии.
Решение задач сотрудничества достигается:
установлением таких мер пограничного и миграционного контроля,
которые могут потребоваться для предупреждения и пресечения
незаконной миграции;
созданием на территориях государств-участников СНГ сети
специализированных учреждений временного содержания иностранных
граждан и лиц без гражданства на период определения их правового
положения, а также подлежащих административному выдворению или
депортации;
активизацией договорного процесса между государствами-
участниками СНГ и заключением соответствующих двусторонних и
многосторонних международных договоров о противодействии
незаконной миграции и о реадмиссии;
совершенствованием аналитической и научно-исследовательской
деятельности по изучению миграционной обстановки в государствах-
участниках СНГ для реального прогнозирования и регулирования
миграционных потоков и выработки предложений, необходимых для
осуществления контроля за миграционной ситуацией;
обеспечением эффективного механизма контроля и надзора за
соблюдением национального законодательства в сфере противодействия
незаконной миграции;
осуществлением мониторинга, прогнозирования и выявления каналов
незаконной миграции из третьих государств.
5. Основные направления сотрудничества
Сотрудничество в сфере противодействия незаконной миграции
предполагает:
совершенствование договорно-правовой базы;
разработку и реализацию совместных программ и планов;
изучение и обобщение международного опыта;
осуществление согласованных мер для выполнения положений
универсальных международных договоров;
изучение и оценку эффективности совместных усилий государств-
участников СНГ, внедрение положительного опыта в практику их
деятельности;
совершенствование действующего пограничного и миграционного
контроля на государственных границах государств-участников СНГ;
расширение института представительства полномочных органов
Содружества в государствах-участниках СНГ;
приведение процедуры определения правового положения
иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствие с
международными стандартами.
6. Основные формы сотрудничества
Основные формы сотрудничества в сфере противодействия
незаконной миграции предусматривают:
обмен оперативной, статистической, научно-методической и иной
информацией о состоянии миграционных процессов, информацией для
пополнения общей базы данных о незаконных мигрантах,
организованных преступных группировках, осуществляющих их ввоз,
вывоз и торговлю людьми;
проведение совместных профилактических и оперативно-розыскных
мероприятий, специальных операций, следственных действий и
оказание правовой помощи по гражданским и уголовным делам;
создание и укрепление специализированных подразделений,
оснащение их современными техническими средствами;
мониторинг незаконной миграции, результатов работы по
предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию
преступлений, связанных с незаконной миграцией, выработка на его
основе соответствующих рекомендаций и предложений по
совершенствованию правового регулирования, форм и методов
совместной деятельности;
проведение скоординированной политики во взаимодействии с
международными организациями;
разработку и принятие согласованных мер, препятствующих
использованию банковских, коммерческих и других структур для
легализации (отмывания) доходов, полученных от незаконной
миграции;
совместное использование новейших научно-технических
достижений;
обмен нормативными правовыми актами;
проведение консультаций по вопросам практического
взаимодействия, согласование общих подходов и принципов при
разработке международных договоров и других документов в сфере
противодействия незаконной миграции;
обмен опытом работы полномочных органов государств-участников
СНГ по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и
расследованию преступлений, связанных с незаконной миграцией,
проведение совместных конференций, семинаров, сборов, консультаций
и совещаний;
определение основных форм участия средств массовой информации в
вопросах противодействия незаконной миграции;
проведение взаимных консультаций между государствами-
участниками СНГ, осуществляющими порядок безвизового въезда, о
намерениях заключить международные договоры или имеющих
международные договоры с третьими государствами о безвизовых
поездках.
Сотрудничество государств-участников СНГ в рамках настоящей
Концепции может осуществляться и в иных взаимоприемлемых формах.
7. Информационное и научное обеспечение сотрудничества
Информационное и научное обеспечение сотрудничества в сфере
противодействия незаконной миграции включает:
анализ выполнения решений Совета глав государств, Совета глав
правительств СНГ, международных договоров, заключенных в рамках
СНГ;
проведение научно-практических конференций по вопросам развития
международного сотрудничества государств-участников СНГ;
разработку методических пособий по предупреждению, выявлению,
пресечению, раскрытию и расследованию преступлений;
проведение совместных научных исследований, в том числе по
совершенствованию форм и методов деятельности в данной сфере;
проведение информационно-профилактической и информационно-
правовой работы;
совместную разработку единых информационно-аналитических
методик, обеспечивающих сопоставимость статистической и иной
информации;
предоставление по запросам в согласованных объемах и формах
информации о преступлениях, связанных с незаконной миграцией.
8. Материально-техническое и финансовое
обеспечение сотрудничества
Материально-техническое обеспечение сотрудничества,
осуществляется в порядке и на условиях, определяемых
заинтересованными государствами-участниками СНГ.
Финансовое обеспечение совместных мероприятий по
противодействию незаконной миграции осуществляется в порядке и на
условиях, определяемых заинтересованными государствами-участниками
СНГ.
Подготовка и повышение квалификации кадров осуществляются на
основе международных договоров, заключенных между
заинтересованными государствами-участниками СНГ.
9. Механизм реализации Концепции
Настоящая Концепция реализуется путем:
активизации осуществления скоординированных мер государств-
участников СНГ;
осуществления прогнозирования миграционной ситуации, принятия
предупредительных мер к пресечению незаконных миграционных
потоков;
создания постоянно действующего консультативного
межгосударственного органа по вопросам противодействия незаконной
миграции;
совершенствования и согласования механизма административного
выдворения или депортации незаконных мигрантов;
создания согласованной системы профессиональной подготовки
кадров;
заключения соглашений о реадмиссии между государствами-
участниками СНГ;
осуществления взаимодействия полномочных органов государств-
участников СНГ;
разработки межгосударственных программ по противодействию
незаконной миграции.
10. Заключительные положения
Контроль за исполнением национальных программ и планов,
принятых в рамках настоящей Концепции, осуществляется на
национальном уровне.
Анализ хода выполнения согласованных решений о сотрудничестве
государств-участников СНГ в противодействии незаконной миграции и
подготовка информации Совету глав государств и Совету глав
правительств Содружества Независимых Государств осуществляется
Исполнительным комитетом СНГ.
В случае изменения миграционной ситуации государства-участники
СНГ могут принять решение о разработке новой редакции Концепции.
|