СОВЕТ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ СОДРУЖЕСТВА
РЕШЕНИЕ
ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ К ПАРТНЕРАМ ПО ОБСЕ
(Астана, 15 сентября 2004 года)
Совет министров иностранных дел Содружества Независимых
Государств
решил:
1. Принять Обращение государств-участников СНГ к партнерам по
ОБСЕ.
2. Поручить постоянным представителям в ОБСЕ стран, подписавших
настоящее Решение, совместно распространить текст Обращения в ОБСЕ
в качестве официального документа.
(Подписи)
ОБРАЩЕНИЕ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ К ПАРТНЕРАМ ПО ОБСЕ
(Астана, 15 сентября 2004 года)
В следующем году исполняется 30 лет со дня подписания
исторического Хельсинкского Заключительного акта, заложившего
прочную основу нынешней системы общеевропейской безопасности. В
современных условиях фундаментом региональной безопасности и
развития взаимоотношений между государствами остаются
основополагающие Хельсинкские принципы, в частности, суверенное
равенство и уважение прав, присущих суверенитету, неприменение
силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная
целостность государств, невмешательство во внутренние дела,
уважение прав человека и другие.
Руководствуясь стремлением к конструктивному сотрудничеству в
рамках ОБСЕ, повышению эффективности выполнения возложенной на нее
функции - форума для равноправного политического диалога и
принятия решений по наиболее важным проблемам безопасности и
сотрудничества в Европе и в развитие Московского заявления от 3
июля 2004 года относительно положения дел в ОБСЕ, страны
Содружества, принявшие настоящее Обращение, адресуют партнерам по
ОБСЕ следующие соображения и предложения:
- усилить деятельность ОБСЕ по противодействию международному
терроризму и искоренению его глубинных причин. Необходимым шагом в
этом направлении является совершенствование инструментария ОБСЕ, в
частности финансовое и кадровое укрепление ее
антитеррористического подразделения. Это возможно достичь за счет
сокращения расходов ОБСЕ на самых затратных направлениях ее
деятельности. Выступаем за претворение в жизнь в полном объеме и
на всем пространстве Организации положений Стратегии ОБСЕ по
противодействию угрозам стабильности и безопасности в XXI веке,
принятой Советом министров иностранных дел государств-участников
ОБСЕ в Маастрихте (2003 г.);
- продолжить конструктивное участие в урегулировании
региональных конфликтов на всем своем пространстве в рамках
существующих переговорных форматов и механизмов. Государства СНГ
готовы внести свой вклад в реализацию решений, принятых ОБСЕ на
этом важном направлении ее деятельности;
- в полной мере использовать и совершенствовать уникальный
потенциал ОБСЕ в военно-политической области. В этих целях важно
ускорить вступление в силу Соглашения 1999 года об адаптации
Договора об ОВСЕ, являющегося краеугольным камнем системы
европейской безопасности. Важным стимулом в этом процессе является
ратификация Соглашения об адаптации ДОВСЕ Украиной, Беларусью,
Казахстаном и Россией;
- продолжить работу по адаптации Венского документа переговоров
по мерам доверия и безопасности 1999 года. Предметом серьезного
обсуждения могли бы стать вопросы, касающиеся военных доктрин
государств-участников. Выступаем за повышение роли Форума по
сотрудничеству в области безопасности, за сохранение его
автономного статуса и права принимать самостоятельные решения;
- полноценно развивать экономическое и экологическое измерение
ОБСЕ. Созданные механизмы и принятые в этой сфере документы не
обеспечивают в полной мере должную реализацию договоренностей,
зафиксированных в Хельсинкском Заключительном акте и других
документах Организации, в области свободной торговли,
совершенствования деловых контактов и возможностей, промышленного
сотрудничества, развития энергетики и транспорта, инвестиций,
обменов в сфере науки и техники, охраны окружающей среды. Одна из
основных задач - добиться равноправных условий торговли и
экономического сотрудничества на всем пространстве ОБСЕ в
интересах всех государств-участников. Также целесообразно
задуматься над реализацией проектов, имеющих для государств-
участников социальное значение. Вопросы занятости, поддержки
малообеспеченных слоев населения, обеспечения питьевой водой
остаются по-прежнему одними из основных проблем на пространстве
ОБСЕ;
- содействовать более сбалансированной работе ОБСЕ в
гуманитарной сфере. Полагаем недостаточным уровень выполнения
рядом государств обязательств по обеспечению свободы передвижения
и контактов между людьми, улучшению условий для туризма,
расширению связей в области образования и науки, обменов и
распространения культурных ценностей между всеми государствами-
участниками. Эти вопросы также должны быть адекватно отражены в
повестке дня ОБСЕ;
- обеспечить разработку и внедрение единых объективных
критериев оценки со стороны БДИПЧ и миссий ОБСЕ избирательных
процессов на всем пространстве Организации, включая реализацию
предложений ряда стран СНГ провести сравнительный анализ
избирательного законодательства и правоприменительной практики
государств-участников ОБСЕ;
- отойти от практики ограничения полевой деятельности ОБСЕ
мониторингом политической ситуации, уделив приоритетное внимание в
процессе ее реформирования конкретной проектной деятельности,
которая должна осуществляться транспарентно, через механизмы
Секретариата и специализированные институты ОБСЕ при учете нужд и
потребностей принимающих государств. Особое внимание следует
уделить совершенствованию процедуры назначения глав миссий;
- продолжать развивать партнерское сотрудничество с другими
организациями на основе Платформы кооперативной безопасности,
принятой на саммите в Стамбуле в 1999 году. Призываем
председательство активизировать консультации о создании
консультативного механизма ad hoc в соответствии с положениями
Стратегии ОБСЕ по противодействию угрозам стабильности и
безопасности в XXI веке;
- исходить из необходимости сохранения действующего в ОБСЕ
фундаментального принципа консенсуса;
- содействовать разработке новых и систематизации существующих
Правил процедуры ОБСЕ, которые бы упорядочили и усовершенствовали
применяемые на практике процедуры;
- добиваться практической реализации принципа справедливого
географического распределения постов в Секретариате,
специализированных институтах, полевых присутствиях Организации, а
также в миссиях по наблюдению за выборами;
- обеспечить транспарентность бюджета ОБСЕ, включая ее
внебюджетные источники, практическое использование которых должно
согласовываться со всеми заинтересованными сторонами. Выступаем за
активизацию работы по пересмотру до конца 2004 года шкал взносов в
бюджет ОБСЕ на основе принципа реальной платежеспособности
государств-участников и методологии ООН;
- внимательно рассмотреть предложения об усилении политической
роли и веса Генерального секретаря в сочетании с оптимизацией
Секретариата в целях повышения эффективности деятельности
Организации.
В 2005 году весь мир будет отмечать 60-летие окончания Второй
мировой войны. Предлагаем обсудить в рамках ОБСЕ возможные
мероприятия и шаги Организации в этой связи, принять
соответствующее решение на министерской встрече в Софии.
Призываем действующее председательство и государства-участники
ОБСЕ рассмотреть поднятые в настоящем Обращении вопросы и учесть
их при принятии решений на очередном заседании Совета министров
иностранных дел государств-участников ОБСЕ 6 - 7 декабря 2004 года
в Софии.
|