ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 сентября 2004 г. N 17-12/32023
О ПРАВОМОЧИИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
ЭКСПЕРТИЗ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ
ОБЪЕКТОВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
В Управлении таможенных расследований и дознания рассмотрено
письмо Шереметьевской таможни от 20.05.2004 N 43-05/10264 с
просьбой разъяснить вопрос о правомочии проведения экспертами, в
том числе экспертами таможенных органов, оценочных экспертиз
товаров в рамках административных и уголовных дел.
В связи с тем, что данный вопрос поднимался неоднократно и
другими таможенными органами, разъясняем следующее.
Определение (установление) рыночной стоимости таможенными
органами при осуществлении своих государственных контрольных и
административных полномочий с использованием лиц, обладающих
специальными познаниями (экспертов), должно соответствовать
требованиям действующего законодательства, а также ведомственным
нормативным правовым актам.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О
государственной судебно-экспертной деятельности в Российской
Федерации" правовой основой судебно-экспертной деятельности среди
иных правовых нормативных актов являются Таможенный кодекс
Российской Федерации, УПК РФ и КоАП России.
Ст. 13 этого Закона указывает, что должность эксперта может
занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее
профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по
конкретной экспертной специальности в порядке, установленном
нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов
исполнительной власти.
Ст. 57 УПК РФ, ст. 25.9 КоАП, ст. 378 Таможенного кодекса
Российской Федерации также предъявляют к эксперту требование о
наличии специальных (достаточных) знаний (познаний), позволяющих
произвести экспертизу и дать заключение. Это же требование нашло
свое отражение и в "Методических рекомендациях по назначению
должностными лицами таможенных органов экспертиз и по оценке
заключений эксперта" (приложение 1 к письму ГТК России от
29.12.2003 N 01-06/50632).
Согласно положениям, изложенным в "Методических рекомендациях
по проведению экспертиз в таможенных лабораториях (экспертно-
криминалистических подразделениях ГТК России), а также в иных
соответствующих организациях или другими экспертами" (приложение 2
к письму ГТК России от 29.12.2003 N 01-06/50632), экспертизы
проводятся сотрудниками, удовлетворяющими квалификационным
требованиям, изложенным в Приказе ГТК России от 04.06.2003 N 624
"Об утверждении Положения об аттестации экспертов".
Таможенные органы, являясь государственными исполнительными
органами, должны действовать в установленной сфере деятельности и
руководствоваться законодательством, определяющим их полномочия,
задачи и функции (ст. 1 Положения о Федеральной таможенной службе,
утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от
21.08.2004 N 429). Ни в одном из законодательных актов,
определяющих компетенцию таможенных органов, не предусмотрено
правоотношений контролирующих органов и участников ВЭД в форме
сделки. Также не предусмотрены правоотношения в форме сделки при
производстве расследований административных и уголовных дел.
Исходя из этого, ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной
деятельности в Российской Федерации", регулирующий правоотношения
в форме сделки с объектами собственности Российской Федерации и
иными объектами, в таможенном деле применяться не может, так как
входит в противоречие с требованиями ст. ст. 26.2, 26.4 КоАП
России, ст. ст. 75, 204 УПК РФ и ст. 379 ТК Российской Федерации.
В ходе изучения уголовных дел, прекращенных производством в
2003 году, и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел, а
также административных дел выявлены обозначенные выше
процессуальные нарушения.
Так, при производстве административного расследования по делу N
10215000-315/2003, возбужденному по ст. 16.1 КоАП, экспертиза
назначалась в ЭКС N 2 г. Калининграда и исполнялась экспертом, не
имеющим высшего технического и высшего экономического образования.
Тем не менее эксперт произвел оценку технического состояния
транспортного средства и определил его рыночную стоимость. Данное
действие эксперта противоречит требованиям статьи 13 Федерального
закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной
деятельности в Российской Федерации". В дальнейшем при
расследовании дознавателем уголовного дела N 30042 имеющиеся
противоречия устранены не были, допустимость доказательств не
исследовалась.
Аналогичные нарушения содержатся в делах Неманской таможни
(административное дело N 10220000-388/2003, уголовное дело N
30033), Костомукшской таможни (административное дело N 10219000-
241/2003, уголовное дело N 74899), Сахалинской таможни
(административное дело N 10707000-179/2003, уголовное дело N
1164/7261), а также в ряде административных и уголовных дел других
таможен.
Исходя из вышеизложенного, таможенные органы правомочны
назначать в сторонних организациях и проводить самостоятельно в
своих ведомственных подразделениях экспертизы по определению
рыночной стоимости товаров - объектов правонарушения и товаров -
объектов таможенного контроля. Деятельность таможенных органов и
их ведомственных экспертных подразделений, созданных в
соответствии с Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О
государственной судебно-экспертной деятельности в Российской
Федерации", не подлежит лицензированию.
Однако при подготовке, назначении, производстве экспертиз, а
также оценке результатов деятельности экспертов (заключений
экспертов) должностным лицам, ведущим производство по
административным либо уголовным делам, отнесенным к компетенции
таможенных органов, следует неукоснительно соблюдать действующие
нормы административного и уголовного права и не допускать случаев
использования доказательств, полученных с нарушением закона.
В случае же проведения таможенными органами оценочных экспертиз
на основании договора (сделки), что формально допустимо в
соответствии с положениями ст. 9 ФЗ "Об оценочной деятельности в
Российской Федерации", последний должен отвечать обязательным
требованиям, изложенным в ст. 10 Закона. В частности, в договор
должны быть включены сведения о наличии у оценщика лицензии на
осуществление оценочной деятельности, а также сведения о
страховании гражданской ответственности оценщика. В данном случае
таможенные органы вступают в гражданско-правовые отношения и
являются стороной договора (сделки).
В то же время в соответствии с п. 7 Положения о Федеральной
таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 21.08.2004 N 429, Федеральная таможенная
служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности
функции по оказанию платных услуг.
Начальник Управления
таможенных расследований
и дознания ГТК России
генерал-майор
таможенной службы
А.А.ШАБУНИН
|