ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 сентября 2004 г. N 21-12/32009
О ПРАКТИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ РЕВИЗИЙ
Управлением таможенной инспекции проанализированы акты
таможенных ревизий (в общей и специальной формах), проведенных в
первом полугодии 2004 года службами таможенной инспекции РТУ, с
учетом рекомендаций Правового управления ГТК России.
В первом полугодии 2004 года наметилась тенденция к увеличению
количества споров по заявлениям лиц об оспаривании решений
таможенных органов о назначении специальной таможенной ревизии. В
связи с этим обращаем внимание на то обстоятельство, что в
отдельных регионах (Приволжском, Южном, Сибирском, Центральном
таможенных управлениях) Службы таможенных инспекций не в полной
мере соблюдают установленные требования при оформлении решения
начальника таможенного органа о проведении специальной таможенной
ревизии.
Решение о проведении специальной таможенной ревизии должно
выноситься на основе официально оформленной должностными лицами
таможенного органа информации, свидетельствующей о наличии данных,
которые предусмотрены в п. 3 ст. 376 ТК России, с обязательным
указанием таких данных в качестве основания назначения таможенной
ревизии в рекомендуемой форме решения начальника таможенного
органа о проведении специальной таможенной ревизии. При этом
приводимые ГТК России образцы документов, включая образец формы
названного решения (направлены письмом ГТК России от 14.07.2004 N
01-06/25857), не должны применяться с какими-либо изъятиями,
учитывая нормы Приказа ГТК России от 11.06.2004 N 663 "Об
утверждении порядка организации и проведения таможенной ревизии"
(по заключению Минюста России не нуждается в государственной
регистрации, письмо от 06.07.2004 N 07/6472-ЮД).
Принимая во внимание нормативные предписания п. 5 ст. 376 ТК
России (повторное проведение специальной таможенной ревизии у
одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не
допускается), до принятия решения о проведении специальной
таможенной ревизии по возможности следует применять другие формы
таможенного контроля, определенные ст. 366 ТК России, и (или)
общую таможенную ревизию.
При проведении таможенных ревизий не всегда соблюдаются нормы
п. 2 ст. 361 ТК России, определяющие, что проверка достоверности
сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может
осуществляться только в течение одного года со дня утраты товарами
статуса находящихся под таможенным контролем.
Имеют место случаи увеличения срока проведения специальной
таможенной ревизии без разрешения вышестоящего таможенного органа,
например, в Южном таможенном управлении.
В части, касающейся формы акта таможенной ревизии, рекомендуем
следующее:
1. При отражении в акте таможенной ревизии документов, по
которым была проведена таможенная ревизия, необходимо указывать,
получены ли эти документы в ходе проведения таможенной ревизии или
же они были получены от проверяемого лица при проведении иных форм
таможенного контроля в ходе подготовительных мероприятий.
2. В акте таможенной ревизии должны быть раскрыты вопросы,
перечисленные в решении начальника таможенного органа о проведении
таможенной ревизии, либо указаны причины, по которым не
представилось возможным их проверить.
3. В случае выявления в ходе таможенной ревизии необоснованного
применения метода определения таможенной стоимости, в акте
таможенной ревизии необходимо обосновать выводы со ссылками на
конкретные положения Закона Российской Федерации "О таможенном
тарифе" с указанием предварительного расчета сумм таможенных
платежей, подлежащих уплате (п. 20 приложения к Приказу ГТК России
от 11.06.2004 N 663).
4. Не допускать включение в акт таможенной ревизии различного
рода обобщений. Например: "имеются основания полагать о незаконном
перемещении ряда товаров через таможенную границу". Изложение
признаков возможного правонарушения должно быть конкретным, четким
и ясным, в том числе, с указанием объектов правонарушения. Также
неправомерно вносить в акт таможенной ревизии в качестве
предложения такие указания, как, например: "привлечь... к
административной ответственности". В случае обнаружения в ходе
таможенной ревизии признаков преступления или административного
правонарушения следует руководствоваться п. 9 ст. 376 ТК России.
5. В резолютивной части акта общей таможенной ревизии должны
содержаться конкретные предложения ревизионной комиссии по
дальнейшим действиям, если в ходе проведения ревизии сделан вывод
о невозможности подтверждения сведений, указанных в таможенной
декларации и иных документах, представленных при таможенном
оформлении.
Обращаем внимание на необходимость неукоснительно
руководствоваться требованиями Приказов ГТК России от 16.09.2003 N
1023 "Об утверждении форм документов, используемых при проведении
таможенных ревизий и осмотра помещений и территорий, и Инструкции
по их заполнению" и от 11.06.2004 N 663 "Об утверждении порядка
организации и проведения таможенной ревизии" при составлении акта
таможенной ревизии, не допуская включения неконкретных выводов,
излишних статистических данных, не имеющих значения для принятия
решения по акту. Следует не допускать ошибок и опечаток в актах
таможенных ревизий, так как в дальнейшем данные недостатки могут
явиться поводами для судебных разбирательств, а также уделять
внимание стилистическому изложению текстов актов таможенных
ревизий.
С целью исключения возможности судебного обжалования решений о
назначении специальных таможенных ревизий и недопущения нарушений
таможенного законодательства Российской Федерации при
осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров и
транспортных средств сообщаем.
1. По вопросу возможности проведения таможенной ревизии в
отношении товаров, выпущенных до 1 января 2004 г., необходимо
отметить следующее.
Прежний Таможенный кодекс в числе форм таможенного контроля
проведение таможенной ревизии не предусматривал. Однако в
соответствии со ст. 193 Таможенного кодекса 1993 г. и ст. ст. 87,
87.1 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК
России) таможенные органы наделялись полномочиями по проведению
проверок после выпуска товаров. Такое же полномочие таможенных
органов установлено ст. 361 действующего Таможенного кодекса
Российской Федерации (далее - ТК России). Согласно указанной
статье ТК России проверка достоверности сведений после выпуска
товаров и транспортных средств осуществляется в порядке,
предусмотренном главой 35 ТК России, которая, устанавливая
различные формы таможенного контроля, определяет процессуальные
требования к проведению такой проверки. По своему содержанию и
объему полномочий таможенных органов таможенная ревизия как форма
таможенного контроля соответствует проверке финансово-
хозяйственной деятельности (ст. 186 Таможенного кодекса 1993 г.) и
выездной налоговой проверке (ст. 89 НК России).
Таким образом, изменение названия данной формы контроля не
может рассматриваться в качестве достаточного основания для
признания неправомерным проведения таможенной ревизии в отношении
товаров, выпущенных до 1 января 2004 г., с учетом сохранения
полномочий таможенных органов на проверку после выпуска товаров.
При принятии решения о проверке достоверности сведений после
выпуска в форме таможенной ревизии после 1 января 2004 года,
положения п. 1 ст. 4 ТК России подлежат применению к отношениям, в
том числе, если предметом проверки являются сведения, касающиеся
товаров, выпущенных до 01.01.2004. Учитывая, что у таможенных
органов и ранее были полномочия по осуществлению проверок после
выпуска товаров (см. выше), положения TК России, регулирующие
основания и порядок проведения таможенной ревизии, не ухудшают
положение лиц.
Таким образом, статья 4 ТК России не может рассматриваться в
качестве основания, определяющего неправомерность проведения
таможенной ревизии в отношении товаров, выпущенных до 1 января
2004 г.
2. По вопросу о проведении специальной таможенной ревизии за
период до 01.01.2004 у лиц, осуществляющих оптовую или розничную
торговлю товарами.
Полномочия таможенных органов при проведении таможенного
контроля после выпуска товаров определялись ст. 193 Таможенного
кодекса 1993 г. В соответствии с указанной статьей таможенные
органы, в частности, были вправе после выпуска товаров проверять
коммерческие документы и другую информацию, относящуюся к
внешнеэкономическим, а также последующим коммерческим операциям с
данными товарами. Проверка могла производиться в местах нахождения
любого лица, прямо или косвенно имеющего отношение к указанным
операциям или владеющего необходимыми документами. Указанные
проверки могли осуществляться в формах, определенных ст. 180
Таможенного кодекса 1993 г. Согласно ст. 186 ТК России 1993 г. в
круг лиц, в отношении которых могла быть проведена проверка
финансово-хозяйственной деятельности, не входили организации и
индивидуальные предприниматели, не являющиеся лицами,
перемещающими товары, но осуществляющие оптовую или розничную
торговлю ввезенными товарами. Таким образом, проверка ФХД не могла
проводиться в отношении указанных лиц. Однако таможенные органы
были вправе, например, запрашивать для проверки необходимые
документы и сведения, проводить осмотр территорий и помещений
любых мест, где могли находиться товары и транспортные средства,
подлежащие таможенному контролю.
Кроме того, в соответствии со ст. ст. 87 и 87.1 Налогового
кодекса Российской Федерации при проведении проверки полноты и
своевременности уплаты таможенных платежей таможенные органы до
01.01.2004 были вправе проводить встречную проверку у лиц,
осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами.
У этих лиц могли быть истребованы документы, относящиеся к
деятельности лица, в отношении которого проводилась камеральная
или выездная налоговая проверка.
С учетом изложенного, а также положений ст. 4 ТК России у лиц,
осуществляющих оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами,
специальная таможенная ревизия за период до 01.01.2004 может
проводиться таможенными органами не в полном объеме полномочий
таможенных органов, определенных ст. 376 ТК России. Принимая во
внимание имевшиеся ранее полномочия по осуществлению таможенного
контроля после выпуска товаров и проведению встречных налоговых
проверок, проведение таможенными органами проверок у таких лиц за
указанный период следует осуществлять в формах, предусмотренных
ст. ст. 367 и 375 ТК России.
3. По вопросу права таможенных органов налагать арест на товары
при проведении таможенной ревизии в отношении товаров, выпущенных
до 01.01.2004.
Согласно ст. 4 ТК России акты таможенного законодательства,
указы Президента Российской Федерации и постановления и
распоряжения Правительства Российской Федерации применяются к
отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют
обратной силы, за исключением установленных случаев. Таким
образом, к отношениям по проверке достоверности сведений,
возникшим после введения в действие ТК России, его положения
применяются в полном объеме, в том числе и нормы ст. 377,
определяющей основания и порядок применения мер обеспечения
проведения специальной таможенной ревизии, имеющих процессуальный
характер.
В связи с изложенным выше прошу проанализировать акты
таможенных ревизий (в общей и специальной формах), проведенных
отделами таможенной инспекции таможен РТУ, и результаты
проведенной работы направить в УТИ в срок до 22.11.2004.
Начальник
Управления
таможенной инспекции
генерал-майор
таможенной службы
А.Л.ВОЛКОВ
|