МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
31 августа 2004 г.
N 119-ВС
О СИТУАЦИИ, СВЯЗАННОЙ С МАССОВЫМ ОБРАЩЕНИЕМ
ГРАЖДАН ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯ
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
В связи со складывающейся в ряде регионов ситуацией, связанной
с массовым обращением граждан пенсионного возраста в учреждения
медико-социальной экспертизы для установления группы инвалидности
и степени ограничения способности к трудовой деятельности,
Министерство здравоохранения и социального развития Российской
Федерации сообщает.
С вступлением в силу с 01.01.2004 положений федеральных законов
от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
и от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации" о назначении пенсий по инвалидности с
учетом способности к трудовой деятельности, учреждения медико-
социальной экспертизы одновременно с установлением гражданам
инвалидности определяют степень ограничения способности к трудовой
деятельности.
Минтрудом России совместно с Пенсионным фондом Российской
Федерации было направлено письмо от 18.12.2003 N 9575-АО/ЛЧ-09-
23/13281 в органы социальной защиты населения субъектов Российской
Федерации и отделения Пенсионного фонда Российской Федерации, в
котором было обращено внимание на то, что переосвидетельствование
инвалидов, которым до 01.01.2004 была установлена группа
инвалидности бессрочно (независимо от их способности к трудовой
деятельности) не производится, за исключением случаев личного
заявления или заявления их законного представителя.
Однако в ряде регионов Российской Федерации стала
распространяться информация о возможности повышения пенсий за счет
установления инвалидам 2 группы III степени ограничения
способности к трудовой деятельности, что породило массовые
обращения граждан пенсионного возраста, имеющих 2 группу
инвалидности, в учреждения медико-социальной экспертизы для
переосвидетельствования.
Кроме того, в учреждения медико-социальной экспертизы стали
обращаться граждане пенсионного возраста для установления
инвалидности.
В настоящее время в ряде регионов Российской Федерации в
очереди для проведения освидетельствования находятся до 10 тысяч
человек. Это вызывает недовольство граждан, ведет к росту
социальной напряженности и увеличению объема освидетельствований.
Вместе с тем после проведенного освидетельствования в
учреждениях медико-социальной экспертизы не всем пенсионерам
устанавливается инвалидность и степень ограничения способности к
трудовой деятельности, что свидетельствует о не всегда
обоснованном направлении этих лиц на медико-социальную экспертизу.
Зачастую лечащие врачи направляют граждан на медико-социальную
экспертизу без проведения всех необходимых диагностических
мероприятий, не используют возможность их обследования в условиях
стационара.
В контексте вышеизложенного Министерство здравоохранения и
социального развития Российской Федерации обращает внимание на то,
что в рамках действующего законодательства пенсионный возраст не
является признаком инвалидности и ограничения способности к
трудовой деятельности.
Как показывает анализ, степень ограничения трудоспособности
учреждениями медико-социальной экспертизы определяется в
зависимости от степени выраженности функциональных нарушений или
анатомических дефектов, в той или иной мере ограничивающих
выполнение производственных требований, связанных с конкретной
профессией.
При этом не принимается во внимание, что прекращение
профессиональной деятельности ведет, как правило, к утрате или
резкому снижению соответствующих профессиональных знаний, навыков
и умений, и вопрос о степени ограничения способности к трудовой
деятельности у лиц, давно не работающих по профессии, решается во
многих случаях без предоставления ими квалификационного документа,
подтверждающего право заниматься профессиональной деятельностью в
настоящее время, выдаваемого аттестационными комиссиями, или
заключения органа, осуществляющего допуск к профессиональной
деятельности на основе установления соответствия имеющихся
профессиональных знаний, умений и навыков современным требованиям.
В то же время многие из числа лиц, прекративших
профессиональную деятельность в связи с выходом на пенсию, без
ограничений выполняют посильный труд другого рода (по сравнению с
допенсионным периодом) в обычных или специально созданных
производственных условиях или в домашнем хозяйстве.
Данное обстоятельство следует учитывать при определении
способности к трудовой деятельности.
С целью стабилизации ситуации, связанной с обращениями граждан
пенсионного возраста в учреждения медико-социальной экспертизы для
установления инвалидности и степени ограничения способности к
трудовой деятельности предлагаем:
1). неукоснительно руководствоваться законодательными и
нормативными актами, регулирующими процесс определения
инвалидности;
2). принять необходимые меры для организации деятельности
учреждений медико-социальной экспертизы на основе преемственности
с лечебно-профилактическими учреждениями в целях предупреждения
необоснованных направлений пенсионеров на медико-социальную
экспертизу;
3). провести разъяснительную работу в региональных средствах
массовой информации о порядке направления на освидетельствование в
учреждения медико-социальной экспертизы лиц пенсионного возраста;
4). принять меры по дополнительной подготовке специалистов
лечебно-профилактических учреждений и учреждений медико-социальной
экспертизы в сфере медико-социальной экспертизы.
Заместитель Министра
здравоохранения и
социального развития
Российской Федерации
В.И.СТАРОДУБОВ
|