ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 24 августа 2004 г. N ВКПИ04-77
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда
Российской Федерации Шалякина А.С.,
при секретаре майоре юстиции Пилипчуке А.А.,
с участием военного прокурора
отдела 6 управления
Главной военной прокуратуры
полковника юстиции Кочура А.А.,
представителя Президента Российской Федерации
подполковника юстиции Полябина О.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе И. о признании абзаца 2 пункта 3 Указа Президента
Российской Федерации от 11 марта 2003 года N 308 "О мерах по
совершенствованию государственного управления в области
безопасности Российской Федерации" не соответствующим пункту 2
статьи 44, пункту 3 статьи 32 Федерального закона "О воинской
обязанности и военной службе" и статье 17 Положения о порядке
прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента
Российской Федерации N 1237 от 16 сентября 1999 года "Вопросы
прохождения военной службы",
установил:
11 марта 2003 года Президент Российской Федерации издал Указ N
308 "О мерах по совершенствованию государственного управления в
области безопасности Российской Федерации" (далее - Указ).
И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в
которой оспаривает законность абзаца 2 пункта 3 Указа.
Данная норма устанавливает, что военнослужащие и гражданский
персонал пограничных войск, органов пограничной службы и
организаций упраздняемых Пограничной службы Российской
Федерации... до проведения соответствующих организационно-штатных
мероприятий проходят военную службу (проходят службу, работают)
соответственно в пограничных войсках и органах, входящих в состав
федеральной службы безопасности... в занимаемых воинских
должностях (должностях) без переаттестации и переназначения.
Обосновывая свои требования, заявитель указывает, что в 2000
году им с Федеральной пограничной службой Российской Федерации
(ФПС РФ) был заключен контракт о прохождении военной службы на
время учебы и пять лет после окончания учебы.
Однако с 1 июля 2003 года Указом Президента РФ N 308 от 11
марта 2003 года ФПС РФ упразднена и пограничные войска ФПС РФ
переданы в состав Федеральной службы безопасности РФ (ФСБ РФ), в
результате чего статус Краснознаменного Северо-Кавказского
регионального пограничного управления ФПС РФ, в котором он
проходил военную службу, изменился и преобразован в
территориальный орган ФСБ России.
Заявитель делает вывод о нарушении своих прав, которое
усматривает в том, что на основании требований абзаца 2 пункта 3
Указа на него возложена обязанность проходить военную службу в ФСБ
РФ без его согласил и заключения нового контракта о прохождении
военной службы.
С учетом изложенного И. утверждает, что это положение Указа
противоречит требованиям пункта 2 статьи 44, пункта 3 статьи 32
Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и
статье 17 Положения о порядке прохождения военной службы,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1237 от 16
сентября 1999 года "Вопросы прохождения военной службы" (в ред.
Указов Президента РФ от 15.10.1999 N 1366, от 10.04.2000 N 653, от
26.06.2000 N 1175, от 17.04.2003 N 444).
В судебном заседании представитель Президента Российской
Федерации Полябин О.Э. требования заявителя не признал и пояснил,
что согласно ст. 90 Конституции Российской Федерации Президент
Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые
обязательны для исполнения на всей территории Российской
Федерации. Во исполнение конституционных норм и других федеральных
законов, определяющих порядок прохождения военной службы,
Президент Российской Федерации издал Указ от 11 марта 2003 года N
308 "О мерах по совершенствованию государственного управления в
области безопасности Российской Федерации", согласно абзацу 2
пункта 3 которого военнослужащие пограничных войск, органов
пограничной службы и организаций упраздняемой Пограничной службы
РФ до проведения соответствующих организационно-штатных
мероприятий проходят военную службу соответственно в пограничных
войсках и органах, входящих в состав Федеральной службы
безопасности Российской Федерации в занимаемых воинских должностях
без переаттестации и переназначения. Таким образом, считает
представитель Президента Российской Федерации Полябин О.Э.,
фактически произошло лишь упразднение одних органов исполнительной
власти с переподчинением конкретных подразделений, органов
управления и передачей соответствующих функций другим органам
исполнительной власти. Тем самым Президент Российской Федерации
при издании Указа действовал в пределах своих полномочий по
принятию мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее
независимости и государственной целостности. При этом, пояснил
представитель Президента РФ Полябин О.Э., действующее
законодательство не устанавливает обязанность Президента
Российской Федерации определять, в отношении каких конкретно
органов управления, подразделений, должностей могут быть проведены
организационно-штатные мероприятия. Это компетенция
соответствующих органов исполнительной власти, в которых законом
предусмотрена военная служба.
Следовательно, оспариваемый заявителем И. абзац 2 пункта 3
Указа не противоречит ни п. 2 ст. 44, ни п. 3 ст. 32 Федерального
закона "О воинской обязанности и военной службе", ни каким-либо
иным нормам действующего законодательства.
Выслушав представителя Президента Российской Федерации
подполковника юстиции Полябина О.Э., возражавшего против
требований заявителя, исследовав материалы дела и заслушав
заключение прокурора полковника юстиции Кочура А.А., полагавшего в
удовлетворении требований И. отказать, Верховный Суд РФ находит,
что требования И. не подлежат удовлетворению по следующим
основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О воинской
обязанности и военной службе" порядок прохождения военной службы
определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными
законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными
нормативными актами Российской Федерации.
Аналогичные требования содержатся и в п. 3 ст. 1 Положения о
порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом
Президента Российской Федерации N 1237 от 16 сентября 1999 года
"Вопросы прохождения военной службы" (в ред. Указов Президента РФ
от 15.10.1999 N 1366, от 10.04.2000 N 653, от 26.06.2000 N 1175,
от 17.04.2003 N 444).
В соответствии со ст. 32 Федерального конституционного закона
от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в
редакции Федеральных конституционных законов от 31.12.1997 N 3-
ФКЗ, от 19.06.2004 N 4-ФКЗ) Президент Российской Федерации в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами руководит
деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих
вопросами обороны, безопасности, а также осуществляет иные
полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами
Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской
Федерации.
В силу ст. 90 Конституции Российской Федерации указы и
распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для
исполнения на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, Президент Российской Федерации в рамках
указанных правовых норм издав соответствующий Указ, действовал в
пределах своих полномочий и исключительной компетенции,
установленной законом.
Оспариваемый заявителем абзац 2 пункта 3 Указа устанавливает,
что военнослужащие и гражданский персонал пограничных войск,
органов пограничной службы и организаций упраздняемых Пограничной
службы Российской Федерации... до проведения соответствующих
организационно-штатных мероприятий проходят военную службу
(проходят службу, работают) соответственно в пограничных войсках и
органах, входящих в состав федеральной службы безопасности... в
занимаемых воинских должностях (должностях) без переаттестации и
переназначения. До проведения соответствующих организационно-
штатных мероприятий за указанными военнослужащими... сохраняются
действующие порядок материального обеспечения, льготы, гарантии и
компенсации.
Вместе с тем данный Указ Президента Российской Федерации
определяет порядок прохождения военной службы военнослужащими
упраздненной ФПС РФ, переданными в составе пограничных войск ФСБ
РФ, и не предусматривает необходимость заключения ими новых
контрактов о прохождении военной службы с ФСБ РФ до окончания
срока действия аналогичных контрактов, ранее заключенных с ФПС РФ.
Ссылка И. на положения пункта 2 статьи 44 Федерального закона
"О воинской обязанности и военной службе" и статью 17 Положения о
порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом
Президента Российской Федерации N 1237 от 16 сентября 1999 года
"Вопросы прохождения военной службы", является несостоятельной,
поскольку данные нормативные акты определяют порядок
прикомандирования и перевода военнослужащих.
Между тем, как указано выше, абзац 2 пункта 3 Указа ни
прикомандирования, ни перевода военнослужащих пограничных войск не
предусматривает, соответственно, и согласия военнослужащих, к
которым относится и заявитель, либо их просьб о переводе не
требуется.
К тому же и оспариваемый заявителем Указ издан, а Положение о
порядке прохождения военной службы утверждено одним и тем же
должностным лицом - Президентом Российской Федерации, обладают
одинаковой юридической силой и не имеют приоритета друг над
другом.
Не противоречит оспариваемая норма Указа и требованиям пункта 3
статьи 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной
службе", поскольку оснований для прекращения контракта о
прохождении военной службы либо заключения нового контракта, а
также иных отношений, связанных с ним, вопреки мнению И., не
возникло.
Таким образом, требования И. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и 253 ГПК РФ, Верховный Суд РФ
решил:
в удовлетворении требований И. о признании абзаца 2 пункта 3
Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года N 308
"О мерах по совершенствованию государственного управления в
области безопасности Российской Федерации" не соответствующим
пункту 2 статьи 44, пункту 3 статьи 32 Федерального закона "О
воинской обязанности и военной службе" и статье 17 Положения о
порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом
Президента Российской Федерации N 1237 от 16 сентября 1999 года
"Вопросы прохождения военной службы", отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.ШАЛЯКИН
|