ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2004 г. N 4188/04
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - заместителя Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации Исайчева В.Н.;
членов Президиума: Арифулина А.А., Бойкова О.В., Вышняк Н.Г.,
Киреева Ю.А., Наумова О.А., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Стрелова
И.М., Финогенова В.И., Юхнея М.Ф.
рассмотрел заявление предпринимателя Беляевой Н.В. о пересмотре
в порядке надзора решения суда первой инстанции от 25.12.2002,
постановления суда апелляционной инстанции от 07.07.2003
Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-9116/02-18-206 и
постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного
округа от 29.12.2003 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи Финогенова В.И., Президиум
установил следующее.
Предприниматель Беляева Н.В. обратилась в Арбитражный суд
Приморского края с заявлением о признании недействительным решения
Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам
и сборам N 4 по Приморскому краю (далее - инспекция) от 12.07.2002
N 2945 о доначислении страховых взносов во внебюджетные фонды за
2000 год и начислении и взыскании пеней за несвоевременную их
уплату.
Решением суда первой инстанции от 25.12.2002 заявленные
требования удовлетворены частично: оспариваемый акт инспекции в
части доначисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации в сумме 33686 рублей и в фонды обязательного
медицинского страхования в сумме 5886 рублей признан
недействительным; в части начисления и взыскания пеней в
удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.07.2003
решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановлением от 29.12.2003 названные судебные акты оставил в
силе.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и
постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций
предприниматель Беляева Н.В. просит данные судебные акты отменить,
ссылаясь на то, что судом не приняты во внимание ее аргументы о
необоснованном исчислении налоговой инспекцией дохода за
проверяемый период, в связи с чем имеет место переплата страховых
взносов, в том числе и за счет неправомерного применения ставки в
размере 20,6 процента. Свою позицию в этой части заявления
предприниматель обосновала введением нового правового
регулирования, а именно: установлением новой ставки налога,
предусмотренной пунктом 3 статьи 241 Налогового кодекса Российской
Федерации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении,
Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене,
дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по
следующим основаниям.
Решением инспекции от 12.07.2002 N 2945, принятым на основании
акта выездной налоговой проверки, предпринимателю Беляевой Н.В.
доначислены за 2000 год страховые взносы в Пенсионный фонд
Российской Федерации в сумме 33686 рублей и в фонды обязательного
медицинского страхования в сумме 5886 рублей, а за несвоевременную
их уплату начислены пени - 21217 рублей 12 копеек и 3707 рублей 29
копеек соответственно.
При начислении страховых взносов за 2000 год инспекция
руководствовалась положениями Федерального закона от 20.11.1999 N
197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в
фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год", а также
Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства", поскольку предпринимателем был получен
патент.
Требованием N 04-2762 налоговый орган предложил предпринимателю
Беляевой Н.В. уплатить страховые взносы и пени на общую сумму
64496 рублей 41 копейка.
Удовлетворяя заявление предпринимателя о признании
недействительным решения инспекции в части задолженности по
страховым взносам, суд исходил из следующего установленного факта:
на момент вынесения налоговым органом решения (12.07.2002)
доначисленные страховые взносы во внебюджетные фонды были уже
уплачены (17.06.2002). Отказывая в удовлетворении заявления
относительно пеней, суд учел, что указанная задолженность уплачена
несвоевременно, а следовательно, пени на ее сумму инспекцией
начислены и предъявлены к взысканию правомерно.
Однако при рассмотрении дела судами не учтено то, что в
соответствии с пунктом 3 резолютивной части постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П
положения Федерального закона от 20.11.1999 N 197-ФЗ "О тарифах
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования на 2000 год" подлежат пересмотру в
установленном порядке. Пунктом 4 определено, что после введения
нового правового регулирования излишне уплаченные страховые взносы
подлежат зачету в счет будущих платежей.
На период с даты вступления в силу постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П до
даты вступления в силу части второй Налогового кодекса Российской
Федерации законодатель специально не предусмотрел нового правового
регулирования размера ставок обязательных платежей в Пенсионный
фонд Российской Федерации.
Определением от 20.11.2001 N 246-О Конституционный Суд
Российской Федерации разъяснил, что установленный пунктом 4
резолютивной части постановления от 23.12.1999 N 18-П порядок
исполнения данного постановления сохраняет свою силу независимо от
избранной законодателем формы нового правового регулирования
отношений, связанных с платежами в Пенсионный фонд Российской
Федерации и другие фонды Российской Федерации.
Частью 3 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации был
установлен размер отчислений в Пенсионный фонд Российской
Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в составе
единого социального налога (взноса) для индивидуальных
предпринимателей, получивших доходы от предпринимательской
деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Следовательно, после вступления в силу части второй Налогового
кодекса Российской Федерации недоимка по страховым взносам,
образовавшаяся в период с 01.01.2000 по 31.12.2000, должна
рассчитываться с учетом ставки, установленной на момент введения в
действие главы 24 Кодекса.
Таким образом, поскольку оспариваемые судебные акты нарушают
единообразие в толковании и применении судами норм права, они
подлежат отмене на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 303, 304, пунктом
2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
решение суда первой инстанции от 25.12.2002, постановление суда
апелляционной инстанции от 07.07.2003 Арбитражного суда
Приморского края по делу N А51-9116/02-18-206 и постановление
Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от
29.12.2003 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию
Арбитражного суда Приморского края.
Председательствующий
В.Н.ИСАЙЧЕВ
|