20 августа 2004 года N 113-ФЗ
-------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЯХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
31 июля 2004 года
Одобрен
Советом Федерации
8 августа 2004 года
(с изм., согл. Федерального закона от 31.03.2005 N 26-ФЗ)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Статья 1. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных
заседателей
Статья 2. Участие граждан Российской Федерации в осуществлении
правосудия в качестве присяжных заседателей
Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям
Статья 4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные
заседатели
Статья 5. Порядок и сроки составления списков кандидатов в
присяжные заседатели
Статья 6. Обязанности должностных лиц и руководителей
организаций по представлению информации для составления списков
кандидатов в присяжные заседатели
Статья 7. Исключение граждан из общего и запасного списков
кандидатов в присяжные заседатели
Статья 8. Направление в суд общего и запасного списков
кандидатов в присяжные заседатели
Статья 9. Кандидаты в присяжные заседатели Верховного Суда
Российской Федерации
Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей
присяжного заседателя
Статья 11. Материальное обеспечение присяжных заседателей
Статья 12. Гарантии независимости и неприкосновенности
присяжного заседателя
Статья 13. Заключительные и переходные положения
______________________________________________________________________________
Статья 1. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных
заседателей
Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей
федеральных судов общей юрисдикции (далее - присяжные заседатели)
проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах
республик, краевых, областных судах, судах городов федерального
значения, автономной области и автономных округов, окружных
(флотских) военных судах (далее - суды).
Статья 2. Участие граждан Российской Федерации в осуществлении
правосудия в качестве присяжных заседателей
1. Граждане Российской Федерации (далее - граждане) имеют право
участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных
заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им
уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение
данного права устанавливается только федеральным законом.
2. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных
заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные
заседатели, является их гражданским долгом.
Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям
1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в
списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в
установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской
Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.
2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели
не могут быть лица:
1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в
присяжные заседатели возраста 25 лет;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в
дееспособности;
4) состоящие на учете в наркологическом или
психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма,
наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических
расстройств.
3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в
порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской
Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также
лица:
1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
3) имеющие физические или психические недостатки,
препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом
уголовного дела.
Статья 4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные
заседатели
1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта
Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и
запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них
необходимое для работы соответствующего суда число граждан,
постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.
2. Число граждан, подлежащих включению в общий список
кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от
каждого муниципального образования, должно примерно
соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в
муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно
проживающих в субъекте Российской Федерации.
3. Число граждан, подлежащих включению в запасной список
кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим
исполнительным органом государственной власти субъекта Российской
Федерации и составляет не более одной четвертой числа кандидатов в
присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список
кандидатов в присяжные заседатели.
4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели
для окружных (флотских) военных судов составляются высшими
исполнительными органами государственной власти субъектов
Российской Федерации по территориальному признаку на основании
представления председателя соответствующего окружного (флотского)
военного суда в порядке, установленном статьями 5 - 8 настоящего
Федерального закона.
Статья 5. Порядок и сроки составления списков кандидатов в
присяжные заседатели
1. Председатель суда не позднее чем за три месяца до истечения
срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее
включенных в общий и запасной списки кандидатов в присяжные
заседатели, вносит руководителю высшего исполнительного органа
государственной власти соответствующего субъекта Российской
Федерации представление о необходимом для работы суда числе
кандидатов в присяжные заседатели.
2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта
Российской Федерации в соответствии со статьей 4 настоящего
Федерального закона устанавливает порядок и сроки составления
списков кандидатов в присяжные заседатели и сообщает исполнительно-
распорядительным органам муниципальных образований число граждан,
которое необходимо включить в списки кандидатов в присяжные
заседатели от соответствующих муниципальных образований. При
составлении списков кандидатов в присяжные заседатели число
указанных граждан может быть превышено не более чем на 10
процентов.
3. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются
исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований
отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской
Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в
информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы
Российской Федерации "Выборы", путем случайной выборки
установленного числа граждан. При этом из числа отобранных граждан
исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в
соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.
4. О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели
исполнительно-распорядительный орган муниципального образования
извещает граждан, проживающих на территории соответствующего
муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных
в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух
недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными
списками и рассматривает поступающие от них письменные заявления
об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели
и исправлении в них неточных сведений о кандидатах в присяжные
заседатели.
(в ред. Федерального закона от 31.03.2005 N 26-ФЗ)
5. Уточненные списки кандидатов в присяжные заседатели,
подписанные главами муниципальных образований (если уставом
муниципального образования такая должность не предусмотрена, -
лицом, уполномоченным на то представительным органом местного
самоуправления), представляются в высший исполнительный орган
государственной власти субъекта Российской Федерации.
6. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта
Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-
распорядительных органов муниципальных образований списков
кандидатов в присяжные заседатели составляет общий список
кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации,
который подписывается руководителем высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется
печатью.
7. Одновременно с составлением общего списка кандидатов в
присяжные заседатели высший исполнительный орган государственной
власти субъекта Российской Федерации составляет запасной список
кандидатов в присяжные заседатели. В него включаются только
граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту
постоянного нахождения соответствующего суда.
8. Запасной список кандидатов в присяжные заседатели
подписывается руководителем высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется
печатью.
9. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели
публикуются в средствах массовой информации соответствующего
муниципального образования и содержат только фамилии, имена и
отчества кандидатов в присяжные заседатели.
10. Граждане имеют право обращаться в высший исполнительный
орган государственной власти субъекта Российской Федерации с
письменными заявлениями о необоснованном включении в списки
кандидатов в присяжные заседатели, об исключении их из указанных
списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные
заседатели, содержащихся в этих списках.
11. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта
Российской Федерации в пятидневный срок рассматривает поступившие
письменные заявления и принимает решения, которые могут быть
обжалованы в суд в порядке, установленном гражданским
процессуальным законодательством.
12. Изменения и дополнения, внесенные в общий и запасной списки
кандидатов в присяжные заседатели, публикуются в средствах
массовой информации соответствующего муниципального образования.
13. Исполнительно-распорядительный орган муниципального
образования и высший исполнительный орган государственной власти
субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или в более
короткие сроки по представлению председателя суда) проверять и при
необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями
настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели,
исключая из них граждан, утративших право быть присяжными
заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.
14. Финансовое обеспечение переданных исполнительно-
распорядительным органам муниципальных образований государственных
полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные
заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в
порядке и размерах, определяемых Правительством Российской
Федерации.
Статья 6. Обязанности должностных лиц и руководителей
организаций по представлению информации для составления списков
кандидатов в присяжные заседатели
1. Должностные лица и руководители организаций независимо от их
организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-
распорядительного органа муниципального образования и высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации представить информацию, необходимую для составления
списков кандидатов в присяжные заседатели.
2. За непредставление информации, необходимой для составления
списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за
представление заведомо неверной информации лица, указанные в части
1 настоящей статьи, несут ответственность, установленную Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 7. Исключение граждан из общего и запасного списков
кандидатов в присяжные заседатели
Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в
присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим
исполнительным органом государственной власти субъекта Российской
Федерации в случаях:
1) выявления обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3
настоящего Федерального закона;
2) подачи гражданином письменного заявления о наличии
обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей
присяжного заседателя, если он является:
а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется
судопроизводство;
б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного
заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими
документами;
в) лицом, достигшим возраста 65 лет;
г) лицом, замещающим государственные должности или выборные
должности в органах местного самоуправления;
д) военнослужащим;
е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом,
нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов
внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, службы судебных приставов,
таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной
системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную
деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
ж) священнослужителем.
Статья 8. Направление в суд общего и запасного списков
кандидатов в присяжные заседатели
1. Составленные высшим исполнительным органом государственной
власти субъекта Российской Федерации общий и запасной списки
кандидатов в присяжные заседатели направляются в соответствующий
суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий
кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее
представленные общий и запасной списки кандидатов в присяжные
заседатели.
2. Изменения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов в
присяжные заседатели в соответствии с частью 13 статьи 5
настоящего Федерального закона, направляются в соответствующий суд
в недельный срок.
3. При выявлении в поступивших в суд общем и запасном списках
кандидатов в присяжные заседатели лиц, указанных в части 2 статьи
3 настоящего Федерального закона, или лиц, подавших письменное
заявление об исключении из списков кандидатов в присяжные
заседатели в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего
Федерального закона, а также в случае необходимости дополнения
этих списков председатель суда вносит в высший исполнительный
орган государственной власти субъекта Российской Федерации
представление о необходимости изменения и дополнения общего и
запасного списков кандидатов в присяжные заседатели.
Статья 9. Кандидаты в присяжные заседатели Верховного Суда
Российской Федерации
Кандидаты в присяжные заседатели для участия в рассмотрении
уголовных дел Верховным Судом Российской Федерации отбираются
путем случайной выборки аппаратом Верховного Суда Российской
Федерации из общих и запасных списков кандидатов в присяжные
заседатели, составленных для судов в субъектах Российской
Федерации.
Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей
присяжного заседателя
1. Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей
присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-
процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на
десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое
с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту
истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого
дела.
2. Кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не
отобранные в состав коллегии присяжных заседателей и не
освобожденные от исполнения обязанностей кандидатов в присяжные
заседатели по основаниям, предусмотренным статьями 3 и 7
настоящего Федерального закона, могут быть привлечены для участия
в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.
Статья 11. Материальное обеспечение присяжных заседателей
1. За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по
осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за
счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в
размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда
пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в
осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка
присяжного заседателя по месту его основной работы за такой
период.
2. Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные
расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения
суда и обратно в порядке и размере, установленных
законодательством для судей данного суда.
3. За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей
по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются
гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым
законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его
перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период
не допускаются.
4. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по
осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов
трудового стажа.
Статья 12. Гарантии независимости и неприкосновенности
присяжного заседателя
1. На присяжного заседателя в период осуществления им
правосудия распространяются гарантии независимости и
неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской
Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996
года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 1
(за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем
первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8
статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-
1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от
20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей,
должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и
настоящим Федеральным законом.
2. Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять
обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Заключительные и переходные положения
1. Списки кандидатов в присяжные заседатели для судов, в
которых законодательством Российской Федерации предусмотрено
рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей,
должны быть составлены в течение трех месяцев со дня вступления в
силу настоящего Федерального закона.
2. Граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные
заседатели до вступления в силу настоящего Федерального закона,
сохраняют свои полномочия до составления списков присяжных
заседателей в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в
случае их участия в качестве присяжных заседателей в рассмотрении
уголовных дел, которые не могут быть закончены до истечения этого
срока, - до окончания рассмотрения этих дел.
3. Признать утратившими силу:
1) раздел V Закона РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве
РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 28, ст. 976);
2) пункт 5 раздела I Закона Российской Федерации от 16 июля
1993 года N 5451-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон
РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс
РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных
правонарушениях" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33,
ст. 1313);
3) статью 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ
"О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
государственного управления в области пожарной безопасности"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.
3033).
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
20 августа 2004 года
N 113-ФЗ
|