МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
19 августа 2004 г.
N 01/1509-04-24
О СИТУАЦИИ, СВЯЗАННОЙ С МАССОВЫМ ОБРАЩЕНИЕМ
ГРАЖДАН ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯ
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
В связи со складывающейся в ряде регионов ситуацией, связанной
с массовым обращением граждан пенсионного возраста в учреждения
медико-социальной экспертизы для установления группы инвалидности
степени ограничения способности к трудовой деятельности,
Министерство здравоохранения и социального развития Российской
Федерации сообщает.
С вступлением в силу с 01.01.2004 положений федеральных законов
от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
и от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации" о назначении пенсий по инвалидности с
учетом способности к трудовой деятельности, учреждения медико-
социальной экспертизы в ходе установления гражданам инвалидности
определяют степень ограничения способности к трудовой
деятельности.
Минтрудом России совместно с Пенсионным фондом Российской
Федерации было направлено письмо от 18.12.2003 N 9575-АО/ЛЧ-09-
23/13281 в органы социальной защиты населения субъектов Российской
Федерации и отделения Пенсионного фонда Российской Федерации, в
котором было обращено внимание на то, что переосвидетельствование
инвалидов, которым до 01.01.2004 была установлена группа
инвалидности бессрочно (независимо от их способности к трудовой
деятельности) не производится, за исключением случаев их личного
заявления или заявления их законного представителя.
Однако в ряде регионов Российской Федерации стала
распространяться информация о возможности повышения пенсий за счет
установления инвалидам 2 группы III степени ограничения
способности к трудовой деятельности, что породило массовые
обращения граждан пенсионного возраста, имеющих 2 группу
инвалидности, в учреждения медико-социальной экспертизы для
переосвидетельствования.
Кроме того, в учреждения медико-социальной экспертизы стали
обращаться граждане пенсионного возраста для признания их
инвалидами.
В настоящее время в ряде регионов Российской Федерации в
очереди для проведения освидетельствования находятся до 10 тысяч
человек. Это вызывает недовольство граждан, ведет к росту
социальной напряженности и увеличению объема освидетельствований,
в связи с чем, увеличиваются расходы на медико-социальную
экспертизу и пенсионное обеспечение граждан. Данное обстоятельство
негативно влияет на возможности дополнительной финансовой помощи
субъектам Российской Федерации.
В контексте вышеизложенного Министерство здравоохранения и
социального развития Российской Федерации обращает внимание на то,
что пенсионный возраст не является безусловным признаком
инвалидности и ограничения способности к трудовой деятельности.
В целях урегулирования возникшей проблемы предлагаем принять
безотлагательные меры по безусловному исполнению законодательных и
нормативных положений в сфере медико-социальной экспертизы и
стабилизации ситуации.
Для этого целесообразно:
- организовать работу по выявлению причин и факторов,
способствующих вышеуказанному развитию событий, и разработать
адекватные меры по предупреждению усугубления ситуации;
- организовать проведение разъяснительной работы о порядке
направления граждан пенсионного возраста или длительно
неработающих на освидетельствования в учреждения медико-социальной
экспертизы для определения степени ограничения способности к
трудовой деятельности;
- принять меры по дополнительной подготовке специалистов
лечебно-профилактических учреждений и бюро медико-социальной
экспертизы с целью обеспечения более тесного взаимодействия между
ними и выработке единых подходов к решению вопросов определения
инвалидности, связанных с возрастным фактором.
М.Ю.ЗУРАБОВ
|