МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 августа 2004 г. N АФ-705
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В связи с запросами, поступающими в Минобрнауки России из
регионов по проблеме разграничения полномочий государственных
органов исполнительной власти и местного самоуправления в
соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" и от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" в отношении
перспектив деятельности государственных образовательных учреждений
дополнительного образования детей, финансируемых из регионального
бюджета, министерство сообщает.
В Российской Федерации на протяжении 85 лет сложилась и
продолжает развиваться государственная система дополнительного
(внешкольного) образования детей, не имеющая аналогов в мире. Она
включает в себя 18 тыс. образовательных учреждений разной
ведомственной принадлежности, 440 тыс. педагогов, 13 млн. детей в
возрасте от 5 до 18 лет, занимающихся в свободное время
дополнительным образованием по выбору: художественным, научно-
техническим, спортивным, туристско-краеведческим, эколого-
биологическим, исследовательской деятельностью. В Концепции
модернизации российского образования на период до 2010 года
подчеркнута особая роль этих учреждений как одного из определяющих
факторов развития склонностей, способностей и интересов,
социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Кроме того, с каждым годом возрастает их роль в обеспечении
занятости детей и подростков, организации их социально значимого
досуга, профилактике правонарушений, наркомании, безнадзорности и
других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской
Федерации от 27.12.2000 N 1847-р разработана и утверждена
Межведомственная программа развития системы дополнительного
образования детей на 2002 - 2005 годы, направленная на сохранение
сети и дальнейшее совершенствование системы, обеспечение
доступности, качества и эффективности дополнительного образования
детей.
Системообразующими центрами развития дополнительного
образования детей на федеральном и региональном уровнях являются
государственные учреждения дополнительного образования детей,
которые выполняют функции, не относящиеся к полномочиям органов
местного самоуправления, определенным статьей 15 Федерального
закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Они призваны участвовать в
осуществлении полномочий органов государственной власти в области
воспитания и образования детей и в рамках этого:
- являются опорными образовательными учреждениями,
осуществляющими сетевое взаимодействие муниципальных, региональных
и федеральных образовательных учреждений в системе воспитания и
дополнительного образования детей; обеспечивают участие детей
субъектов РФ в мероприятиях федерального и международного уровня;
- реализуют функции организационно-методических центров для
образовательных учреждений всех типов и видов субъектов РФ;
осуществляют программно-методическое обеспечение муниципальных
учреждений дополнительного образования детей; организуют работу по
переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров с
учетом специфики деятельности; проводят экспериментальную работу;
- организуют работу с одаренными детьми от муниципального до
федерального и международного уровней, участвуют в формировании
молодежной политики, способствуют развитию "замещающей педагогики"
в деятельности по предупреждению негативных социальных явлений в
детской и молодежной среде.
Позитивные результаты деятельности системы достигаются
благодаря четко выстроенной управленческой вертикали на
муниципальном, региональном и федеральном уровнях, способствующей
развитию мотивации, совершенствованию деятельности, стремлению к
достижению высоких показателей в различных областях знаний и
творческой деятельности на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
состязаниях и т.д. Механический перевод государственных
образовательных учреждений на муниципальный уровень может привести
к разрушению единого образовательного пространства, системы
дополнительного образования детей России в целом, нарушению прав и
законных интересов ребенка (п. 6 ст. 13 Федерального закона от
24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации").
С учетом того, что получение дополнительного образования как
составной части основного общего образования является функцией
государства, Федеральные законы "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" и "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" не противоречат сохранению государственных учреждений
дополнительного образования детей на региональном уровне с
соответствующим финансированием их за счет бюджета субъекта для
выполнения делегированных им полномочий.
Пункт 1.11 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ
"...организации предоставления дополнительного образования и
общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории
муниципального района, а также организация отдыха детей в
каникулярное время..." не меняет само определение, статус
государственных учреждений дополнительного образования детей, их
структуру, полномочия, другие юридические нормативы
функционирования этих учреждений.
В связи с изложенным Минобрнауки России полагало бы
целесообразным сохранить эти структуры в качестве государственных
учреждений дополнительного образования детей.
Министр
А.А.ФУРСЕНКО
|