ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2004 г. N 4417/04
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - заместителя Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации Исайчева В.Н.;
членов Президиума: Арифулина А.А., Бойкова О.В., Витрянского
В.В., Вышняк Н.Г., Киреева Ю.А., Наумова О.А., Савкина С.Ф.,
Слесарева B.Л., Хорошиловой И.И., Юхнея М.Ф.
рассмотрел заявление Комитета по управлению муниципальной
собственностью города Уфы о пересмотре в порядке надзора
постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от
12.03.2004 по делу N А07-8745/03-Г-ИЭР Арбитражного суда
Республики Башкортостан.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Комитета по управлению муниципальной
собственностью города Уфы (ответчика) - Касимова Ч.Т., Кузьмичева
Н.С.;
от общества с ограниченной ответственностью "Ателье "Экспресс"
(истца) - Тихомирова Г.Е., Шарипов В.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Хорошиловой И.И., а также
объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум
установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Ателье "Экспресс"
(далее - общество) обратилось с иском к Комитету по управлению
муниципальной собственностью города Уфы (далее - комитет) об
обязании заключить договор выкупа нежилого помещения,
расположенного по адресу: г. Уфа, просп. Октября, 21, с выкупной
ценой 1838003 рубля 10 копеек.
Исковое требование мотивировано тем, что 18.04.2002 обществом
была подана в комитет заявка о выкупе в порядке приватизации
арендуемого нежилого помещения площадью 559,1 кв. метра. В сроки,
установленные статьей 9 Закона Республики Башкортостан от
09.12.2000 N 116-з "О программе приватизации государственного и
муниципального имущества в Республике Башкортостан на 2001 год",
заявка не рассмотрена. В феврале 2003 года обществом был
представлен комитету проект договора купли-продажи муниципального
имущества с выкупной ценой 1838003 рубля 10 копеек, которая
определена покупателем на основании Методики определения цены
выкупа объектов недвижимости, сданных в аренду с правом выкупа и
находящихся на территории Республики Башкортостан, утвержденной
Указом Президента Республики Башкортостан от 30.12.1996 N УП-880
(в редакции Указа Президента Республики Башкортостан от 16.06.1999
N УП-375). Комитетом договорные отношения по выкупу имущества не
оформлены.
Судом удовлетворено ходатайство об уточнении исковых требований
в части цены выкупа спорного нежилого помещения с учетом
независимой оценки в размере 294296 рублей.
Решением суда первой инстанции от 30.09.2003 в удовлетворении
искового требования отказано, так как начальная цена продажи
(выкупа) объекта муниципального нежилого фонда определяется в
соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об
оценочной деятельности в Российской Федерации". Указы Президента
Республики Башкортостан от 30.12.1996 N УП-880 и от 16.06.1999 N
УП-375, устанавливающие порядок продажи сданных в аренду с правом
выкупа объектов нежилого фонда, находящихся на территории
республики, утратили силу до подачи истцом заявления о выкупе.
Кроме того, истец письмом от 10.12.2002 N 33 отказался от выкупа
нежилого помещения.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.11.2003
решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от
12.03.2004 названные судебные акты отменил, исковое требование
удовлетворил, указав, что применение Методики определения
начальной цены объектов государственного (муниципального) нежилого
фонда, находящихся на территории Республики Башкортостан,
подлежащих продаже на аукционах и конкурсах или сданных в аренду с
правом выкупа (далее - Методика определения цены), утвержденной
Указом Президента Республики Башкортостан от 30.12.1996 N УП-880,
правомерно, так как не противоречит действующему законодательству,
поскольку субъекты Российской Федерации и муниципальные
образования вправе устанавливать цену выкупа недвижимого
имущества, подлежащего приватизации. Информация о признании
данного Указа утратившим силу была опубликована после обращения
истца с заявкой о выкупе имущества.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора постановления суда
кассационной инстанции, поданном в Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации, комитет просит отменить указанный судебный
акт, полагая, что он принят в результате неправильного толкования
судом норм материального права и создает препятствия для принятия
законных решений по другим делам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и
выступлениях присутствовавших в заседании представителей сторон,
Президиум считает, что все состоявшиеся по делу судебные акты
подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд
первой инстанции по следующим основаниям.
Статьей 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ "О
приватизации государственного имущества и об основах приватизации
муниципального имущества в Российской Федерации", действовавшего в
период подачи обществом заявки о выкупе имущества, предусмотрено,
что порядок определения стоимости выкупаемого имущества
определяется государственной программой приватизации и программами
приватизации субъектов Российской Федерации. В соответствии со
статьями 13, 17 Закона Республики Башкортостан от 09.12.2000 N 116-
з "О программе приватизации государственного и муниципального
имущества в Республике Башкортостан на 2001 год" оценка стоимости
государственного имущества, подлежащего приватизации, производится
в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об
оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно оценке, проведенной по запросу комитета (продавца)
независимым оценщиком, рыночная стоимость спорного объекта
недвижимости составляет 7280000 рублей.
В соответствии с актом оценки этого же оценщика, подготовленным
по заявке покупателя, выкупная цена данного объекта составляет
294296 рублей.
Последняя оценка не может быть принята во внимание, так как
определена без учета требований статьи 10 Федерального закона от
29.07.1998 N 135-ФЗ, согласно которой договор заключается
оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение
сделки с объектами оценки, если иное не установлено
законодательством Российской Федерации.
Такое же требование содержится в абзаце втором пункта 2.2
Порядка рассмотрения дел по приватизации объектов муниципального
нежилого фонда, утвержденного постановлением главы администрации
города Уфы от 14.09.2001 N 3830. Проведение независимой оценки
объекта следует понимать как определение его рыночной стоимости в
соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об оценочной
деятельности в Российской Федерации".
Методика определения цены выкупа объектов недвижимости, сданных
в аренду с правом выкупа и находящихся на территории Республики
Башкортостан, не может применяться как противоречащая федеральному
законодательству о приватизации и закону о приватизации субъекта
Российской Федерации, поэтому сведения о несвоевременном
опубликовании Указа Президента Республики Башкортостан от
22.03.2002 N УП-126, признавшего утратившими силу Указы Президента
Республики Башкортостан от 30.12.1996 N УП-880 и от 16.06.1999 N
УП-375 об утверждении названной Методики, правового значения не
имеют.
Следовательно, вывод суда кассационной инстанции о
правомерности определения выкупной цены имущества на основании
Методики определения цены является ошибочным, в связи с чем
постановление от 12.03.2004 подлежит отмене.
Решение суда первой и постановление суда апелляционной
инстанций также подлежат отмене.
Из материалов дела усматривается, что комитет был согласен
продать покупателю нежилое помещение по рыночной цене и по его
поручению независимым оценщиком определена его выкупная цена -
7280000 рублей. По мнению покупателя, выкупная цена должна
составлять 294296 рублей. В деле также имеется его расчет, в
котором указана цена 1838003 рубля 10 копеек. Таким образом, между
сторонами имелись разногласия по условию договора о цене, которые
в соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской
Федерации должны быть разрешены судом.
Таким образом, принятые по делу судебные акты подлежат отмене
на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в
толковании и применении арбитражными судами норм права.
Поскольку вопрос о выкупной цене спорного помещения судом не
разрешен, дело подлежит направлению на новое рассмотрение, в ходе
которого суду следует дать оценку доводам сторон в части стоимости
имущества и установить его выкупную цену в соответствии с
действующим законодательством.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
решение суда первой инстанции от 30.09.2003, постановление суда
апелляционной инстанции от 20.11.2003 Арбитражного суда Республики
Башкортостан по делу N А07-8745/03-Г-ИЭР и постановление
Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.03.2004 по
тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию
Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Председательствующий
В.Н.ИСАЙЧЕВ
|