МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 16 августа 2004 г. N 02-5-10/51
О ПОРЯДКЕ УЧЕТА В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА
НА ПРИБЫЛЬ СТОИМОСТИ СУВЕНИРНОЙ ПРОДУКЦИИ
Департамент налогообложения прибыли сообщает следующее.
Законом от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" установлено, что под
рекламой понимается распространяемая в любой форме информация,
которая предназначена для неопределенного круга лиц.
В таком случае, сувенирная продукция, содержащая символику
налогоплательщика, передаваемая конкретным лицам во время
проведения деловых встреч с целью поддержания интереса к
деятельности передающей стороны (акты с указанием организации-
контрагента, фамилия ее представителя), в силу определенности
круга получающих ее лиц не может быть квалифицирована в качестве
рекламных расходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 264 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) к представительским расходам
относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или)
обслуживание представителей других организаций, участвующих в
переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного
сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета
директоров (правления) или иного руководящего органа
налогоплательщика, независимо от места проведения указанных
мероприятий. В частности, к представительским расходам относятся
расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или
иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также
официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в
переговорах.
Таким образом, при вручении во время официального приема в
соответствии с обычаем делового оборота представителям организаций-
контрагентов, участвующих в переговорах в целях установления и
(или) поддержания взаимного сотрудничества, сувенирной продукции с
символикой организации ее стоимость при исчислении налоговой базы
по налогу на прибыль может рассматриваться в качестве
представительских расходов и подлежит нормированию в установленном
для этой категории расходов порядке.
Необходимо отметить, что с точки зрения гражданского
законодательства рассматриваемая передача сувениров
квалифицируется в качестве вручения дара (статья 574 Гражданского
кодекса Российской Федерации). При этом в целях исчисления налога
на прибыль операции по передаче сувенирной продукции в качестве
представительских расходов в рамках деятельности, направленной на
получение дохода, рассматриваются в качестве представительских
расходов, что определено наличием прямой нормы пункта 2 статьи 264
Кодекса. В таком случае обобщенная норма пункта 16 статьи 270
Кодекса на данные ситуации не распространяется.
Руководитель Департамента,
действительный государственный
советник налоговой службы
Российской Федерации
III ранга
К.И.ОГАНЯН
|