16 августа 2004 года N 1085
-------------------------------------------------------------------
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОПРОСЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ
(с изм., согл. Указов Президента РФ
от 22.03.2005 N 330, от 20.07.2005 N 846)
(Выписка)
1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по
техническому и экспортному контролю.
2. Разрешить иметь в Федеральной службе по техническому и
экспортному контролю пять заместителей директора Службы, в том
числе одного первого заместителя.
(п. 2 в ред. Указа Президента РФ от 20.07.2005 N 846)
3. Разрешить Федеральной службе по техническому и экспортному
контролю иметь свои территориальные органы, Государственный научно-
исследовательский испытательный институт проблем технической
защиты информации (далее - головная научная организация по
проблемам защиты информации), а также другие подведомственные
Службе организации.
4. Образовать в Федеральной службе по техническому и
экспортному контролю межведомственный коллегиальный орган -
коллегию.
5. Определить, что Федеральная служба по техническому и
экспортному контролю, ее территориальные органы и подведомственные
ей организации являются правопреемниками Государственной
технической комиссии при Президенте Российской Федерации, ее
территориальных органов и подведомственных ей организаций.
6. Установить:
1) предельную штатную численность центрального аппарата
Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в
количестве 250 единиц (без персонала по охране и обслуживанию
зданий);
2) предельную штатную численность территориальных органов
Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в
количестве 984 единиц (без персонала по охране и обслуживанию
зданий).
7. Для служебного пользования.
8. Правительству Российской Федерации:
1) в 3-месячный срок привести свои акты в соответствие с
настоящим Указом, а также представить предложения по приведению
актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим
Указом;
2) решить финансовые, материально-технические, социальные и
иные вопросы, связанные с реализацией настоящего Указа.
9. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 6 марта
2002 г. N 257 "Об учреждении геральдического знака - эмблемы
Государственной технической комиссии при Президенте Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002,
N 10, ст. 992), а также в Положение о геральдическом знаке -
эмблеме Государственной технической комиссии при Президенте
Российской Федерации, в описание и рисунок геральдического знака -
эмблемы Государственной технической комиссии при Президенте
Российской Федерации, утвержденные этим Указом, следующие
изменения:
1) в Указе:
в наименовании, пунктах 1 и 2 слова "Государственной
технической комиссии при Президенте Российской Федерации" заменить
словами "Федеральной службы по техническому и экспортному
контролю";
пункты 3 и 4 признать утратившими силу;
2) в Положении:
в наименовании слова "Государственной технической комиссии при
Президенте Российской Федерации" заменить словами "Федеральной
службы по техническому и экспортному контролю";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Геральдический знак - эмблема Федеральной службы по
техническому и экспортному контролю (далее - эмблема) является
официальным символом Федеральной службы по техническому и
экспортному контролю (ФСТЭК России).";
в пункте 2 слова "председателя Гостехкомиссии России" заменить
словами "директора ФСТЭК России";
в пунктах 3 - 5 слова "Гостехкомиссии России" и
"Гостехкомиссией России" заменить словами "ФСТЭК России";
в пункте 6 слова "председателем Гостехкомиссии России" заменить
словами "директором ФСТЭК России";
3) в наименовании и тексте описания геральдического знака -
эмблемы слова "Государственной технической комиссии при Президенте
Российской Федерации" заменить словами "Федеральной службы по
техническому и экспортному контролю";
4) в наименовании рисунка геральдического знака - эмблемы слова
"Государственной технической комиссии при Президенте Российской
Федерации" заменить словами "Федеральной службы по техническому и
экспортному контролю".
10. Признать утратившими силу:
Указ Президента Российской Федерации от 19 февраля 1999 г. N
212 "Вопросы Государственной технической комиссии при Президенте
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1999, N 8, ст. 1010);
Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 25
"О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 19
февраля 1999 г. N 212 "Вопросы Государственной технической
комиссии при Президенте Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 140);
пункт 11 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации
от 5 октября 2002 г. N 1129 "О приведении актов Президента РСФСР и
Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2002, N 40, ст. 3905);
Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2003 г. N 262
"О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 19
февраля 1999 г. N 212 "Вопросы Государственной технической
комиссии при Президенте Российской Федерации" и в Положение,
утвержденное этим Указом" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2003, N 10, ст. 893).
11. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
16 августа 2004 года
N 1085
Утверждено
Указом Президента
Российской Федерации
от 16 августа 2004 г. N 1085
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ
I. Общие положения
1. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
(ФСТЭК России) является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим реализацию государственной политики, организацию
межведомственной координации и взаимодействия, специальные и
контрольные функции в области государственной безопасности по
вопросам:
1) обеспечения безопасности информации в системах
информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, оказывающих
существенное влияние на безопасность государства в информационной
сфере (далее - безопасность информации в ключевых системах
информационной инфраструктуры);
2) противодействия иностранным техническим разведкам на
территории Российской Федерации (далее - противодействие
техническим разведкам);
3) обеспечения защиты (некриптографическими методами)
информации, содержащей сведения, составляющие государственную
тайну, иной информации с ограниченным доступом, предотвращения ее
утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней,
специальных воздействий на информацию (носители информации) в
целях ее добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа
к ней на территории Российской Федерации (далее - техническая
защита информации);
4) защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации
и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и
устройств;
5) осуществления экспортного контроля.
2. ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным в области противодействия техническим
разведкам и технической защиты информации, а также специально
уполномоченным органом в области экспортного контроля.
ФСТЭК России является органом защиты государственной тайны,
наделенным полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими
государственную тайну.
ФСТЭК России организует деятельность государственной системы
противодействия техническим разведкам и технической защиты
информации и руководит ею.
Руководство деятельностью ФСТЭК России осуществляет Президент
Российской Федерации.
3. ФСТЭК России подведомственна Минобороны России.
4. Основными задачами ФСТЭК России являются:
1) реализация в пределах своей компетенции государственной
политики в области обеспечения безопасности информации в ключевых
системах информационной инфраструктуры, противодействия
техническим разведкам и технической защиты информации;
2) осуществление государственной научно-технической политики в
области защиты информации при разработке, производстве,
эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов,
систем и устройств;
3) организация деятельности государственной системы
противодействия техническим разведкам и технической защиты
информации на федеральном, межрегиональном, региональном,
отраслевом и объектовом уровнях, а также руководство указанной
государственной системой;
4) осуществление самостоятельного нормативно-правового
регулирования вопросов:
обеспечения безопасности информации в ключевых системах
информационной инфраструктуры;
противодействия техническим разведкам;
технической защиты информации;
размещения и использования иностранных технических средств
наблюдения и контроля в ходе реализации международных договоров
Российской Федерации, иных программ и проектов на территории
Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной
экономической зоне Российской Федерации;
координации деятельности органов государственной власти по
подготовке развернутых перечней сведений, подлежащих
засекречиванию, а также методического руководства этой
деятельностью;
осуществления экспортного контроля;
5) обеспечение в пределах своей компетенции безопасности
информации в ключевых системах информационной инфраструктуры,
противодействия техническим разведкам и технической защиты
информации в аппаратах федеральных органов государственной власти
и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в
федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органах местного
самоуправления и организациях;
6) прогнозирование развития сил, средств и возможностей
технических разведок, выявление угроз безопасности информации;
7) противодействие добыванию информации техническими средствами
разведки, техническая защита информации;
8) осуществление координации деятельности федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и организаций по государственному
регулированию размещения и использования иностранных технических
средств наблюдения и контроля в ходе реализации международных
договоров Российской Федерации, иных программ и проектов на
территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в
исключительной экономической зоне Российской Федерации;
9) осуществление в пределах своей компетенции контроля
деятельности по обеспечению безопасности информации в ключевых
системах информационной инфраструктуры, по противодействию
техническим разведкам и по технической защите информации в
аппаратах федеральных органов государственной власти и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, в
федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органах местного
самоуправления и организациях;
10) реализация государственной политики и организация
межведомственного взаимодействия в области экспортного контроля;
11) осуществление контроля за соблюдением российскими
участниками внешнеэкономической деятельности законодательных и
иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области
экспортного контроля;
12) осуществление центральным аппаратом ФСТЭК России
организационно-технического обеспечения деятельности
Межведомственной комиссии по защите государственной тайны и
Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации.
5. ФСТЭК России в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации, международными
договорами Российской Федерации, приказами и директивами Министра
обороны Российской Федерации в части, касающейся ФСТЭК России,
настоящим Положением, а также другими нормативными правовыми
актами Российской Федерации, касающимися деятельности ФСТЭК
России.
Нормативные правовые акты и методические документы, изданные по
вопросам деятельности ФСТЭК России, обязательны для исполнения
аппаратами федеральных органов государственной власти и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации,
федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и организациями.
6. ФСТЭК России осуществляет свою деятельность непосредственно
и (или) через свои территориальные органы.
ФСТЭК России и ее территориальные органы входят в состав
государственных органов обеспечения безопасности.
Деятельность ФСТЭК России обеспечивают Государственный научно-
исследовательский испытательный институт проблем технической
защиты информации ФСТЭК России (далее - головная научная
организация по проблемам защиты информации), а также другие
подведомственные ФСТЭК России организации.
7. ФСТЭК России осуществляет свою деятельность во
взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
II. Полномочия
8. ФСТЭК России осуществляет следующие полномочия:
1) разрабатывает стратегию и определяет приоритетные
направления деятельности по обеспечению безопасности информации в
ключевых системах информационной инфраструктуры, по
противодействию техническим разведкам и по технической защите
информации;
2) разрабатывает и вносит в установленном порядке Президенту
Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации
проекты законодательных и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации по вопросам своей деятельности;
3) издает нормативные правовые акты по вопросам своей
деятельности;
4) разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции
методические документы, организует их издание за счет средств,
выделяемых из федерального бюджета ФСТЭК России на эти цели;
5) организует и финансирует работы по изучению излучений
различной физической природы, возникающих при использовании
неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;
6) осуществляет межотраслевую координацию деятельности по
обеспечению безопасности информации в ключевых системах
информационной инфраструктуры, по противодействию техническим
разведкам и по технической защите информации в аппаратах
федеральных органов государственной власти и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, в
федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органах местного
самоуправления и организациях;
7) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за
состоянием работ по обеспечению безопасности информации в ключевых
системах информационной инфраструктуры, по противодействию
техническим разведкам и по технической защите информации;
8) осуществляет в пределах своей компетенции межведомственный
контроль за обеспечением защиты государственной тайны, контроль за
соблюдением лицензионных требований и условий, а также
рассмотрение дел об административных правонарушениях;
9) вносит в установленном порядке представления о применении
мер ответственности за нарушения законодательства Российской
Федерации по вопросам своей деятельности;
10) выдает предписания на приостановление работ на объектах
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций в случае выявления в ходе
осуществления контроля нарушений норм и требований, касающихся
противодействия техническим разведкам и технической защиты
информации;
11) организует радиоконтроль за соблюдением установленного
порядка передачи служебной информации должностными лицами
организаций, выполняющих работы, связанные со сведениями,
составляющими государственную и (или) служебную тайну, при
использовании открытых каналов радио-, радиорелейных,
тропосферных, спутниковых и других линий и сетей радиосвязи,
доступных для радиоразведки, подготавливает предложения,
направленные на предотвращение утечки информации по указанным
каналам;
12) организует и проводит лицензирование деятельности по
осуществлению мероприятий и (или) оказанию услуг в области защиты
государственной тайны (в части, касающейся противодействия
техническим разведкам и (или) технической защиты информации), по
созданию средств защиты информации, содержащей сведения,
составляющие государственную тайну, по технической защите
конфиденциальной информации, по разработке и (или) производству
средств защиты конфиденциальной информации, а также лицензирование
иных видов деятельности в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
13) организует в соответствии с законодательством Российской
Федерации проведение работ по оценке соответствия (включая работы
по сертификации) средств противодействия техническим разведкам,
технической защиты информации, обеспечения безопасности
информационных технологий, применяемых для формирования
государственных информационных ресурсов, а также объектов
информатизации;
14) выполняет в установленном порядке специальные работы по
противодействию техническим разведкам и по технической защите
информации;
15) организует использование активных средств противодействия
техническим разведкам;
16) участвует совместно с ФСБ России в проведении специальных
экспертиз по допуску организаций к проведению работ, связанных с
использованием сведений, составляющих государственную тайну, а
также принимает участие в проведении государственной аттестации
руководителей организаций, ответственных за защиту указанных
сведений;
17) координирует деятельность федеральных органов
исполнительной власти по организации технической защиты
информации, по предотвращению ее утечки при использовании
неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;
18) осуществляет методическое руководство деятельностью
аппаратов федеральных органов государственной власти и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций в области обеспечения безопасности информации в
ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия
техническим разведкам и технической защиты информации;
19) осуществляет методическое руководство деятельностью
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации по созданию и
совершенствованию систем противодействия техническим разведкам и
технической защиты информации;
20) организует работы по изучению влияния неинформационных
излучающих комплексов, систем и устройств на организм человека и
окружающую среду;
21) проводит работы по прогнозированию развития сил, средств и
возможностей технических разведок, по выявлению угроз безопасности
информации, по оценке предполагаемой осведомленности технических
разведок о сведениях, составляющих государственную тайну, и
формирует банк данных по этим вопросам, а также определяет порядок
доступа к указанному банку данных заинтересованных федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и организаций;
22) организует совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти разработку и согласование в
установленном порядке федеральных целевых программ
(государственных программ) обеспечения безопасности информации в
ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия
техническим разведкам, технической защиты информации, защиты
государственной тайны;
23) организует разработку программ стандартизации, технических
регламентов и национальных стандартов в области обеспечения
безопасности информации в ключевых системах информационной
инфраструктуры, обеспечения безопасности применяемых
информационных технологий, а также в области противодействия
техническим разведкам и технической защиты информации;
24) определяет основные направления научных исследований и в
пределах своей компетенции является государственным заказчиком
общесистемных научных исследований в области защиты
государственной тайны, обеспечения безопасности информации в
ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия
техническим разведкам, технической защиты информации и экспортного
контроля, государственным заказчиком федеральных целевых программ
(государственных программ) в данных областях, а также
государственным заказчиком по разработке и производству
технических средств противодействия техническим разведкам и
технической защиты информации общего применения, средств контроля
за эффективностью проводимых мероприятий по противодействию
техническим разведкам и по технической защите информации;
25) разрабатывает предложения по развитию научной,
экспериментальной и производственной базы, организует проведение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях
повышения эффективности решения вопросов, касающихся деятельности
ФСТЭК России;
26) разрабатывает и вносит в установленном порядке в
Правительство Российской Федерации согласованные с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
предложения о внесении изменений в перечень территорий Российской
Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан;
27) осуществляет выдачу заключений о возможностях размещения и
использования на сухопутной территории Российской Федерации
иностранных технических средств наблюдения и контроля,
поставляемых иностранной стороной в ходе реализации международных
научных и научно-технических программ и проектов, организует и
осуществляет контроль за соблюдением организациями-заявителями
установленных дополнительных условий и требований, организует
проведение необходимых экспертиз;
28) участвует в пределах своей компетенции в согласовании
вопросов выдачи соответствующими федеральными органами
исполнительной власти разрешений на проведение морских научных или
ресурсных исследований во внутренних морских водах, в
территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной
экономической зоне Российской Федерации;
29) участвует в разработке и проведении мероприятий по
противодействию техническим разведкам и по технической защите
информации в федеральных органах исполнительной власти и органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
30) организует разработку и представляет на утверждение в
установленном порядке перечни ключевых систем информационной
инфраструктуры, а также требования к обеспечению безопасности
информации в этих системах;
31) организует и осуществляет экспертизу тактико-технических и
технических заданий на создание ключевых систем информационной
инфраструктуры, научно-техническое сопровождение и экспертизу
работ по обеспечению безопасности информации в указанных системах
в ходе их проектирования, строительства и эксплуатации;
32) участвует в решении вопросов организации противодействия
техническим разведкам и технической защиты информации в процессе
осуществления военно-технического сотрудничества Российской
Федерации с иностранными государствами;
33) участвует в согласовании проектов решений по комплектации
экспортируемой продукции военного назначения, организует и
проводит необходимые экспертизы;
34) участвует в согласовании вопросов размещения на территории
Российской Федерации дипломатических представительств и
консульских учреждений иностранных государств;
35) участвует в пределах своей компетенции в разработке и
реализации мероприятий по обеспечению информационной безопасности
Российской Федерации;
36) осуществляет методическое руководство работами по
противодействию техническим разведкам и по технической защите
информации в ходе подготовки и реализации международных договоров
Российской Федерации в сфере укрепления мер доверия, сокращения
(ограничения) вооруженных сил и вооружений, а также при
функционировании на территории Российской Федерации предприятий с
иностранными инвестициями и при введении режимов открытости;
37) рассматривает (разрабатывает) предложения в целях
определения позиции государственных делегаций Российской Федерации
при проведении международных переговоров, обеспечивающие создание
условий для противодействия техническим разведкам и для
технической защиты информации;
38) участвует в осуществлении контроля за проведением
мероприятий по предотвращению утечки по техническим каналам
информации, составляющей государственную тайну, и конфиденциальной
информации, не относящейся к выполнению обязательств Российской
Федерации по Конвенции о запрещении разработки, производства,
накопления и применения химического оружия и о его уничтожении;
39) участвует в обеспечении контроля за сертификацией и
аттестацией автоматизированных систем, используемых в управлении
технологическим процессом по уничтожению химического оружия, в том
числе автоматизированных линий расснаряжения химических
боеприпасов, с учетом требований информационной безопасности;
40) участвует совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти в досмотре инспекционного
оборудования Организации по запрещению химического оружия в пункте
въезда в Российскую Федерацию (выезда из Российской Федерации);
41) осуществляет методическое руководство подготовкой,
переподготовкой и повышением квалификации специалистов, работающих
в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах
информационной инфраструктуры, противодействия техническим
разведкам и технической защиты информации;
42) осуществляет координацию деятельности органов
государственной власти по подготовке развернутых перечней
сведений, подлежащих засекречиванию, и методическое руководство
этой деятельностью, согласовывает проекты развернутых перечней
сведений, подлежащих засекречиванию, осуществляет контроль за
своевременностью пересмотра утвержденных развернутых перечней
сведений, подлежащих засекречиванию;
43) организует работы по рассекречиванию документов КПСС и
рассмотрению архивных документов Правительства СССР в целях их
рассекречивания или продления установленных сроков засекречивания;
44) осуществляет в пределах своей компетенции координацию
деятельности по реализации программ обеспечения защиты
государственной тайны, организует выполнение мероприятий,
предусмотренных указанными программами;
45) обеспечивает проведение экспортного контроля в соответствии
с законодательством Российской Федерации и приказами Министра
обороны Российской Федерации;
46) разрабатывает с участием заинтересованных федеральных
органов исполнительной власти и организаций для представления в
установленном порядке проекты списков (перечней) товаров (работ,
услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности,
подлежащих экспортному контролю;
47) организует и проводит в установленном порядке
государственную экспертизу внешнеэкономических сделок в отношении
товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной
деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия
массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и
военной техники;
48) участвует в реализации государственной политики в области
нераспространения оружия массового поражения и иных наиболее
опасных видов оружия, а также в области контроля за экспортом
товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной
деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия
массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и
военной техники;
49) организует с участием заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти и организаций создание единой информационной
системы экспортного контроля и обмен информацией между ФСТЭК
России и заинтересованными федеральными органами исполнительной
власти;
50) обеспечивает в пределах своей компетенции участие
Российской Федерации в международных режимах экспортного контроля;
51) осуществляет мероприятия, направленные на предупреждение
нарушений законодательства Российской Федерации об экспортном
контроле и международных обязательств Российской Федерации в этой
области;
52) организует работу по информированию российских участников
внешнеэкономической деятельности о целях, процедурах и правилах
осуществления экспортного контроля;
53) участвует в рассмотрении вопросов торгово-экономического и
научно-технического сотрудничества Российской Федерации с
иностранными государствами в части, касающейся осуществления
экспортного контроля;
54) организует в соответствии с законодательством Российской
Федерации государственную аккредитацию организаций, создавших
внутрифирменные программы экспортного контроля, и выдает им
свидетельства о государственной аккредитации;
55) участвует в пределах своей компетенции в подготовке
предложений о введении ограничений и (или) запретов на экспорт и
(или) импорт товаров (работ, услуг), информации, результатов
интеллектуальной деятельности, исходя из национальных интересов и
международных обязательств Российской Федерации;
56) осуществляет в пределах своей компетенции нетарифное
регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе выдает
лицензии на осуществление операций по экспорту и (или) импорту
товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной
деятельности в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации;
57) определяет порядок и форму учета внешнеэкономических сделок
в целях осуществления экспортного контроля;
58) участвует в подготовке и реализации мероприятий по
гармонизации и унификации национальных законодательств в области
экспортного контроля государств - участников Содружества
Независимых Государств и государств - членов Евразийского
экономического сообщества на основе общепризнанных принципов и
норм международного права;
59) участвует в рассмотрении вопросов, касающихся присоединения
Российской Федерации к международным экономическим санкциям в
отношении одного государства или ряда государств;
60) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за
экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации,
результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых
применяются меры нетарифного регулирования, выдает заключения о
применении мер нетарифного регулирования при осуществлении
внешнеэкономической деятельности;
61) ведет федеральную базу данных о выданных экспортных и
импортных разрешительных документах в отношении продукции,
подпадающей под экспортный контроль;
62) участвует в деятельности по предотвращению
несанкционированного реэкспорта из Российской Федерации товаров
двойного назначения, ввезенных в Российскую Федерацию с
предоставлением государственных гарантий их использования в
заявленных целях, выдает в установленном порядке российские
импортные сертификаты;
63) осуществляет методическое руководство проведением
независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий и
контроль за ее проведением, ведет реестр организаций, получивших
специальные разрешения на проведение такой экспертизы;
64) осуществляет в пределах своей компетенции международное
сотрудничество, участвует в проведении мероприятий по
международному информационному обмену, а также в разработке и
реализации программ международного сотрудничества в области защиты
информации, а также в области экспортного контроля;
65) организует и обеспечивает проведение мероприятий по
мобилизационной подготовке и мобилизации в соответствии с
законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации;
66) осуществляет иные функции в установленной сфере
деятельности в соответствии с федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации.
9. ФСТЭК России в целях реализации своих полномочий имеет
право:
1) вносить в установленном порядке Президенту Российской
Федерации, в Правительство Российской Федерации и Совет
Безопасности Российской Федерации предложения по нормативно-
правовому регулированию в области обеспечения безопасности
информации в ключевых системах информационной инфраструктуры,
противодействия техническим разведкам и технической защиты
информации, а также в области экспортного контроля;
2) осуществлять контроль деятельности по обеспечению
безопасности информации в ключевых системах информационной
инфраструктуры, по противодействию техническим разведкам и по
технической защите информации в аппаратах федеральных органов
государственной власти и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти
(в Минобороны России, СВР России, ФСБ России, ФСО России и ГУСПе -
по согласованию с руководителями указанных органов), в органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах
местного самоуправления и организациях;
3) контролировать с применением технических средств
эффективность защиты:
объектов, на которых выполняются работы, связанные со
сведениями, составляющими государственную и (или) служебную тайну;
образцов вооружения и военной техники при их разработке,
производстве и полигонных испытаниях (военных объектов, образцов
вооружения и военной техники при испытаниях на полигонах
Минобороны России - по согласованию с Минобороны России, а на
полигонах, находящихся в иностранных государствах, - и по
согласованию с СВР России);
информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, в
информационных системах, в средствах и системах связи и
управления, в том числе от специальных воздействий на информацию
(носители информации) в целях ее добывания, уничтожения, искажения
и блокирования доступа к ней (в отношении технических средств и
систем Минобороны России, СВР России, ФСБ России, ФСО России и
ГУСПа, а также объектов и технических средств федеральных органов
государственной власти, защита которых входит в их компетенцию, -
по согласованию с руководителями указанных органов);
4) осуществлять радиоконтроль за соблюдением установленного
порядка передачи служебной информации должностными лицами
организаций, выполняющих работы, связанные со сведениями,
составляющими государственную и (или) служебную тайну, при
использовании открытых каналов радио-, радиорелейных,
тропосферных, спутниковых и других линий и сетей радиосвязи,
доступных для радиоразведки;
5) контролировать размещение и использование иностранных
технических средств наблюдения и контроля в ходе реализации
международных договоров Российской Федерации, иных программ и
проектов на территории Российской Федерации, на континентальном
шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
6) осуществлять контроль за организацией противодействия
техническим разведкам и технической защиты информации при
проведении мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации
в федеральных органах исполнительной власти, органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах
местного самоуправления и организациях;
7) выдавать предписания на приостановление работ на объектах
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций в случае выявления в ходе
осуществления контроля нарушений норм и требований, касающихся
противодействия техническим разведкам и технической защиты
информации;
8) запрашивать и получать от федеральных органов исполнительной
власти, иных государственных органов, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, а также от организаций и должностных лиц
необходимые для осуществления деятельности ФСТЭК России
информацию, документы и материалы, в том числе добытые по
специальным каналам;
9) приостанавливать или отменять действие выданных
сертификатов;
10) вносить в установленном порядке представления о применении
мер ответственности за нарушения законодательства Российской
Федерации по вопросам ее деятельности;
11) рассматривать в пределах своей компетенции дела об
административных правонарушениях;
12) издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые
акты, методические документы и индивидуальные правовые акты;
13) проводить работы с использованием активных средств
противодействия техническим разведкам;
14) отказывать при наличии соответствующих оснований в выдаче
лицензий, осуществлять контроль за соблюдением соответствующих
лицензионных требований и условий организациями, имеющими лицензии
ФСТЭК России, при осуществлении ими лицензируемых видов
деятельности, приостанавливать в установленном порядке действие
выданных лицензий;
15) разрабатывать и вносить в установленном порядке в
Правительство Российской Федерации согласованные с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
предложения о внесении изменений в перечень территорий Российской
Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан;
16) заслушивать на заседаниях коллегии ФСТЭК России должностных
лиц, уполномоченных руководителями федеральных органов
исполнительной власти, по вопросам обеспечения безопасности
информации в ключевых системах информационной инфраструктуры,
противодействия техническим разведкам и технической защиты
информации, а также должностных лиц, ответственных за организацию
противодействия техническим разведкам и технической защиты
информации в органах исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органах местного самоуправления и организациях;
17) утверждать квалификационные требования к специалистам,
работающим в области обеспечения безопасности информации в
ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия
техническим разведкам и технической защиты информации,
согласовывать учебные программы подготовки, переподготовки и
повышения квалификации указанных специалистов;
18) назначать и (или) проводить в случаях и в порядке,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, проверки
финансово-хозяйственной деятельности лиц, осуществляющих
внешнеэкономические операции с товарами (работами, услугами),
информацией и результатами интеллектуальной деятельности;
19) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном
порядке свои территориальные органы и подведомственные
организации;
20) вести соответствующие реестры;
21) заключать гражданско-правовые договоры;
22) организовывать и проводить в пределах своей компетенции
семинары, конференции и симпозиумы, в том числе международные.
III. Организация деятельности
10. ФСТЭК России возглавляет директор Федеральной службы по
техническому и экспортному контролю (далее - директор),
назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом
Российской Федерации по представлению Председателя Правительства
Российской Федерации.
Директор несет персональную ответственность за осуществление
возложенных на ФСТЭК России полномочий.
Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и
освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по
представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Количество заместителей директора устанавливается Президентом
Российской Федерации.
11. Директор:
1) осуществляет общее руководство деятельностью ФСТЭК России;
2) организует работу ФСТЭК России, распределяет обязанности
между своими заместителями, определяет полномочия других
должностных лиц;
3) организует деятельность государственной системы
противодействия техническим разведкам и технической защиты
информации;
4) по согласованию с Министром обороны Российской Федерации
докладывает Президенту Российской Федерации по вопросам,
отнесенным к компетенции ФСТЭК России;
5) докладывает Министру обороны Российской Федерации об
исполнении поручений, отданных им во исполнение поручений
Президента Российской Федерации и Председателя Правительства
Российской Федерации;
6) вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента
Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации
проекты нормативных правовых актов и предложения по
совершенствованию законодательства Российской Федерации в области
обеспечения безопасности информации в ключевых системах
информационной инфраструктуры, противодействия техническим
разведкам и технической защиты информации, а также в области
экспортного контроля;
7) издает нормативные правовые акты, методические документы и
индивидуальные правовые акты, контролирует их исполнение;
8) представляет ФСТЭК России во взаимоотношениях с федеральными
органами государственной власти, иными государственными органами и
организациями;
9) запрашивает и получает в установленном порядке от
федеральных органов исполнительной власти, иных государственных
органов, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций и
должностных лиц необходимые для осуществления деятельности ФСТЭК
России информацию, документы и материалы, в том числе добытые по
специальным каналам;
10) образовывает в установленном порядке межведомственные
рабочие и экспертные группы, привлекает для осуществления
экспертных работ и проведения экспертиз в установленной сфере
деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов, в
том числе на договорной основе;
11) организует в ФСТЭК России рассмотрение дел об
административных правонарушениях, определяет порядок рассмотрения
указанных дел;
12) подписывает в установленном порядке международные договоры
межведомственного характера по вопросам, касающимся деятельности
ФСТЭК России;
13) решает в установленном порядке вопросы, связанные с приемом
в ФСТЭК России иностранных делегаций (представителей) и
командированием делегаций (работников) ФСТЭК России в иностранные
государства;
14) представляет на утверждение Министра обороны Российской
Федерации ежегодный план деятельности ФСТЭК России, а также отчет
о его исполнении;
15) представляет Министру обороны Российской Федерации для
последующего внесения в Правительство Российской Федерации проект
положения о ФСТЭК России, а также предложения о предельной штатной
численности центрального аппарата и территориальных органов ФСТЭК
России и фонде оплаты труда их работников;
16) утверждает структуру и штатное расписание центрального
аппарата ФСТЭК России в пределах установленных численности и фонда
оплаты труда работников, а также смету центрального аппарата ФСТЭК
России в пределах утвержденных на соответствующий период
ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
17) утверждает в пределах установленных численности и фонда
оплаты труда работников структуру и штатное расписание
территориальных органов ФСТЭК России, а также их сметы в пределах
утвержденных на соответствующий период ассигнований,
предусмотренных в федеральном бюджете;
18) утверждает положения о структурных подразделениях
центрального аппарата ФСТЭК России и положения о территориальных
органах ФСТЭК России;
19) утверждает в установленном порядке устав головной научной
организации по проблемам защиты информации, принимает решения об
изменении ее устава, о создании ее филиалов и открытии
представительств, о реорганизации указанной организации;
20) утверждает в установленном порядке уставы организаций,
подведомственных ФСТЭК России;
21) назначает в установленном порядке на должность и
освобождает от должности работников центрального аппарата ФСТЭК
России, военнослужащих, прикомандированных к ФСТЭК России,
руководителей и заместителей руководителей территориальных органов
ФСТЭК России, руководителей подведомственных ей организаций;
22) заключает, изменяет, расторгает в соответствии с
законодательством Российской Федерации трудовые договоры с
работниками центрального аппарата ФСТЭК России, руководителями и
заместителями руководителей территориальных органов ФСТЭК России,
руководителями подведомственных ей организаций;
23) ходатайствует о заключении нового контракта о прохождении
военной службы с военнослужащими, прикомандированными к ФСТЭК
России, по окончании срока предыдущего контракта;
24) определяет приоритетные направления деятельности головной
научной организации по проблемам защиты информации, принципы
формирования и использования ее имущества;
25) вносит в установленном порядке предложения по формированию
федерального бюджета и финансированию ФСТЭК России;
26) является главным распорядителем средств, получаемых ФСТЭК
России из федерального бюджета, распределяет средства, поступающие
в соответствии с законодательством Российской Федерации из иных
источников финансирования;
27) вносит в установленном порядке предложения об изменении
предельной штатной численности центрального аппарата ФСТЭК России
и ее территориальных органов, а также фонда оплаты труда их
работников;
28) решает в соответствии с законодательством Российской
Федерации о государственной службе и трудовым законодательством
Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной
государственной службы и осуществлением трудовой деятельности в
ФСТЭК России, издает в пределах своей компетенции нормативные
правовые акты по указанным вопросам;
29) определяет порядок и условия выплаты работникам
центрального аппарата ФСТЭК России, ее территориальных органов и
головной научной организации по проблемам защиты информации
доплат, надбавок, премий и других видов вознаграждения,
предусмотренных законодательством Российской Федерации;
30) заключает в установленном порядке договоры с научными
организациями на выполнение научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ в области обеспечения безопасности
информации в ключевых системах информационной инфраструктуры,
противодействия техническим разведкам, технической защиты
информации, защиты государственной тайны, экспортного контроля, а
также договоры на разработку и производство средств
противодействия техническим разведкам и технической защиты
информации общего применения и средств контроля;
31) организует проверки деятельности территориальных органов
ФСТЭК России и подведомственных ей организаций, в том числе
осуществляет контроль их финансовой и хозяйственной деятельности;
32) утверждает документы на списание с учета пришедших в
негодное (предельное) состояние или утраченных материальных
ценностей и денежных средств, а также материально-технических
средств, отслуживших установленные сроки эксплуатации, независимо
от их стоимости;
33) использует государственные, в том числе правительственные,
системы связи и телекоммуникаций;
34) утверждает в соответствии с законодательством Российской
Федерации перечень сведений, подлежащих засекречиванию ФСТЭК
России;
35) определяет порядок формирования, использования,
предоставления и защиты федеральных информационных ресурсов в
пределах полномочий ФСТЭК России;
36) представляет в установленном порядке особо отличившихся
работников центрального аппарата ФСТЭК России, территориальных
органов ФСТЭК России, головной научной организации по проблемам
защиты информации, а также других подведомственных ФСТЭК России
организаций к награждению государственными наградами Российской
Федерации и присвоению почетных званий;
37) ходатайствует перед Министром обороны Российской Федерации
о награждении в установленном порядке работников ФСТЭК России
именным огнестрельным и холодным оружием;
38) утверждает образцы и определяет порядок выдачи служебных
удостоверений работникам ФСТЭК России;
39) учреждает ведомственные награды: почетные звания,
ведомственные знаки отличия, почетные грамоты - для награждения
работников ФСТЭК России, а также лиц, оказывающих содействие в
решении возложенных на нее задач, утверждает положения об этих
наградах, их описания и рисунки, определяет порядок награждения;
40) имеет наградной и подарочный фонды для награждения
работников ФСТЭК России, а также других лиц, оказывающих
содействие в решении возложенных на нее задач;
41) принимает в соответствии с законодательством Российской
Федерации решения о выезде за пределы Российской Федерации
работников ФСТЭК России и подведомственных ей организаций;
42) руководит осуществлением мобилизационной подготовки и
мобилизации в ФСТЭК России, ее территориальных органах и
подведомственных ей организациях;
43) осуществляет другие полномочия в соответствии с
законодательством Российской Федерации и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
12. В ФСТЭК России образуется коллегия, членами которой по
должности являются руководящие работники федеральных органов
исполнительной власти, государственных органов и организаций
Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым
Президентом Российской Федерации по представлению Министра обороны
Российской Федерации.
Персональный состав коллегии ФСТЭК России утверждается
Правительством Российской Федерации, регламент работы - директором
ФСТЭК России.
На заседания коллегии ФСТЭК России выносятся наиболее важные
вопросы в установленной сфере деятельности, имеющие
межведомственный характер.
13. Финансирование расходов на обеспечение деятельности
центрального аппарата ФСТЭК России и ее территориальных органов
осуществляется за счет средств федерального бюджета,
предусмотренных на национальную безопасность и правоохранительную
деятельность.
14. ФСТЭК России, ее территориальные органы, головная научная
организация по проблемам защиты информации и подведомственные
ФСТЭК России организации являются юридическими лицами, имеют
действительные и условные наименования, печати с изображением
Государственного герба Российской Федерации и со своими
наименованиями, иные печати, штампы и бланки установленного
образца, а также счета, открываемые в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
ФСТЭК России имеет геральдический знак - эмблему и флаг.
15. Местонахождение ФСТЭК России - г. Москва.
|