ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2004 г. N 5940/04
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - заместителя Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации Арифулина А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Березия А.Е., Бойкова О.В.,
Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю., Козловой О.А., Наумова О.А., Савкина
С.Ф., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф.
рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Волгоградской
области о пересмотре в порядке надзора решения суда первой
инстанции от 10.12.2003, постановления суда апелляционной
инстанции от 22.01.2004 Арбитражного суда Волгоградской области по
делу N А12-18022/03-С19 и постановления Федерального арбитражного
суда Поволжского округа от 30.03.2004 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители заявителя -
Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам
и сборам N 3 по Волгоградской области - Нагорная А.Н., Цибизов
В.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Березия А.Е., а также
объяснения представителей инспекции, Президиум установил
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Товары для дома"
(далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской
области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления
Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам
и сборам N 3 по Волгоградской области (далее - инспекция) от
11.11.2003 N 219 о привлечении общества к административной
ответственности.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 10.12.2003
заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.01.2004
решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением
от 30.03.2004 указанные судебные акты оставил в силе.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора решения суда первой
инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной
инстанций, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,
инспекция просит отменить названные судебные акты как принятые с
нарушением закона. По мнению заявителя, вина общества в совершении
административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(далее - КоАП РФ), подтверждена материалами дела.
В отзыве на заявление общество просит оставить указанные
судебные акты без изменения как принятые в соответствии с
действующим законодательством.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении,
отзыве на него и выступлениях присутствовавших в заседании
представителей инспекции, Президиум считает, что оспариваемые
судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об отказе
обществу в удовлетворении заявленных требований по следующим
основаниям.
Налоговым органом в результате проверки выявлено неприменение
контрольно-кассовой техники при продаже товара в магазине "Товары
для дома", принадлежащем обществу.
Постановлением инспекции от 11.11.2003 N 219, вынесенным на
основании протокола об административном правонарушении от
04.11.2003 N 000198, общество согласно статье 14.5 КоАП РФ
привлечено к административной ответственности в виде взыскания
штрафа.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили
из того, что оснований для привлечения общества к административной
ответственности не имеется, так как налоговым органом не доказана
его вина, поскольку неприменение контрольно-кассовой техники в
торговой точке, принадлежащей обществу, произошло вследствие
ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником -
продавцом-кассиром магазина.
Между тем судами не учтено, что пунктом 1 статьи 2 Федерального
закона от 22.05.2003 N 53-ФЗ "О применении контрольно-кассовой
техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или)
расчетов с использованием платежных карт" обязанность применять
контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных
расчетов возложена на юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей.
Факт неприменения контрольно-кассовой техники,
свидетельствующий о необеспечении соблюдения требований Закона,
инспекцией установлен и обществом не оспаривается.
Неприменение юридическим лицом контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов вследствие ненадлежащего
исполнения трудовых обязанностей его работником не является
обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от
ответственности за административное правонарушение по статье 14.5
КоАП РФ, согласно которой продажа товаров, выполнение работ либо
оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях,
осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо
оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в
качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в
установленных законом случаях контрольно-кассовых машин, приводит
к привлечению нарушителя к административной ответственности в виде
взыскания штрафа.
Следовательно, в данном случае общество правомерно привлечено к
административной ответственности за неприменение контрольно-
кассовой техники.
Таким образом, оспариваемые судебные акты подлежат отмене на
основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, поскольку они противоречат закону и нарушают
единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм
материального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
решение суда первой инстанции от 10.12.2003, постановление суда
апелляционной инстанции от 22.01.2004 Арбитражного суда
Волгоградской области по делу N А12-18022/03-С19 и постановление
Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.03.2004 по
тому же делу отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Товары для дома" в
удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и
отмене постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам N 3 по Волгоградской области от
11.11.2003 N 219 о привлечении общества к административной
ответственности отказать.
Председательствующий
А.А.Арифулин
|