ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2004 г. N 395
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О МИНИСТЕРСТВЕ ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с изм., согл. Постановлений Правительства РФ от 30.03.2006 N 173,
от 02.06.2006 N 348)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве транспорта
Российской Федерации.
2. Установить, что Министерство транспорта Российской Федерации
в установленном порядке осуществляет руководство и организацию
деятельности Представительства Российской Федерации при
Международной организации гражданской авиации и Представительства
Российской Федерации при Международной морской организации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.06.2006 N 348)
Работники указанных представительств из числа работников
Министерства транспорта Российской Федерации входят в состав
работников зарубежного аппарата Министерства транспорта Российской
Федерации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.06.2006 N 348)
3. Министерству транспорта Российской Федерации внести до 1
октября 2004 г. в Правительство Российской Федерации проекты
нормативных правовых актов с целью упразднения признанных
избыточными полномочий, предусмотренных подпунктом 5.2.35
Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации и
подпунктами 5.3.1 - 5.3.4 и 5.4.2 Положения о Федеральном
агентстве железнодорожного транспорта.
4. Признать утратившими силу:
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля
1996 г. N 848 "Об утверждении Положения о Министерстве путей
сообщения Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996, N 31, ст. 3746; 2001, N 5, ст. 401;
2003, N 33, ст. 3269);
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июля
2000 г. N 560 "Вопросы Министерства транспорта Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000,
N 33, ст. 3388; 2001, N 32, ст. 3333; 2003, N 4, ст. 328);
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября
2000 г. N 837 "О дополнительной должности заместителя Министра
транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4486);
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2000 г. N 1038 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2001, N 3, ст. 235; N 39, ст. 3773; 2002, N 49, ст.
4885; 2003, N 4, ст. 328; N 32, ст. 3226);
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря
2003 г. N 734 "Вопросы Министерства путей сообщения Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003,
N 50, ст. 4897; 2004, N 9, ст. 785).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июля 2004 г. N 395
ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВЕ ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.03.2006 N 173)
I. Общие положения
1. Министерство транспорта Российской Федерации является
федеральным органом исполнительной власти в области транспорта,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации
(кроме вопросов использования воздушного пространства и
аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного
пространства Российской Федерации), морского (включая морские
торговые, специализированные и рыбные порты, кроме портов
рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного,
автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и
промышленного транспорта, дорожного хозяйства, геодезии и
картографии.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.03.2006 N 173)
Министерство транспорта Российской Федерации в установленном
порядке организует проведение переговоров и заключение
международных договоров в установленной сфере деятельности.
Министерство транспорта Российской Федерации при реализации
обязательств в установленной сфере деятельности, вытекающих из
международных договоров Российской Федерации, осуществляет функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию как компетентный орган в области гражданской
авиации, морского, внутреннего водного, железнодорожного,
автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе как
"авиационные власти", "железнодорожная администрация",
"администрация" и "назначенный орган", а также Уполномоченный
Российской Федерации по осуществлению условий Договора между
Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской
Республикой о передаче в аренду Финляндской Республике советской
части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий от 27 сентября
1962 г.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.03.2006 N 173)
2. Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет
координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении
Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального
агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства,
Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального
агентства морского и речного транспорта и Федерального агентства
геодезии и картографии.
3. Министерство транспорта Российской Федерации руководствуется
в своей деятельности Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами, федеральными законами,
актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также
настоящим Положением.
4. Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет
свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
5. Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет
следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
5.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты
федеральных законов, нормативных правовых актов Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие
документы, по которым требуется решение Правительства Российской
Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Министерства,
установленной пунктом 1 настоящего Положения, и к сферам ведения
подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств, а
также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности
Министерства;
5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской
Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных
законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации самостоятельно принимает следующие
нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
5.2.1. правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа
на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов;
5.2.2. правила формирования, применения тарифов, взимания
сборов в области гражданской авиации, за исключением сборов за
аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного
пространства Российской Федерации, а также правила продажи
билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных
документов;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.03.2006 N 173)
5.2.3. формы билета, багажной квитанции и грузовой накладной в
гражданской авиации;
5.2.4. правила государственной регистрации и государственного
учета гражданских воздушных судов, включая порядок нанесения
государственных и регистрационных опознавательных знаков
гражданских воздушных судов и порядок нанесения товарных знаков на
гражданские воздушные суда;
5.2.5. условия обеспечения ответственности за причинение вреда
третьим лицам и воздушным судам;
5.2.6. формы бланков лицензий на соответствующий вид
деятельности на автомобильном транспорте и лицензионных карточек
на автотранспортные средства;
5.2.7. акты об открытии и проведении реконструкции пунктов
пропуска через государственную границу Российской Федерации;
5.2.8. акты, устанавливающие формы бланков удостоверений и
карточки допуска на транспортное средство для осуществления
международных автомобильных перевозок, а также форму заявления о
допуске к осуществлению международных автомобильных перевозок;
5.2.9. порядок выдачи специальных разрешений на осуществление
международных автомобильных перевозок крупногабаритных и
тяжеловесных грузов;
5.2.10. порядок выдачи специальных разрешений на осуществление
международных автомобильных перевозок опасных грузов;
5.2.11. положение о расследовании капитанами морских портов
аварийных случаев с судами;
5.2.12. порядок присвоения собственником названия судну
внутреннего водного транспорта;
5.2.13. форму и порядок ведения судовой роли, судового и
машинного журнала, единой книги осмотра на судах внутреннего
водного транспорта, а также правила ведения судовой роли,
судового, машинного, санитарного журнала, журнала операций со
сточными водами, журнала операций с мусором, журнала нефтяных
операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами, журнала
нефтяных операций для нефтяных танкеров на морских судах, за
исключением судов рыбопромыслового флота;
5.2.14. правила (порядок) осуществления государственной
регистрации в соответствующем государственном реестре морских
судов и судов внутреннего водного транспорта и в установленных
случаях - прав на них;
5.2.15. положение о минимальном составе экипажа самоходных
транспортных судов;
5.2.16. условия, на которых иностранные граждане и лица без
гражданства могут входить в состав экипажа судна (за исключением
судов рыбопромыслового флота);
5.2.17. устав службы на морских судах и судах внутреннего
водного транспорта (за исключением судов рыбопромыслового флота);
5.2.18. порядок диспетчерского регулирования движения судов на
внутренних водных путях;
5.2.19. правила проектирования, постройки, ремонта и
эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, за которыми
должен осуществляться технический надзор, а также правила
изготовления материалов и изделий для установки на судах;
5.2.20. порядок осуществления контроля за соблюдением
требований пожарной безопасности на судах внутреннего водного
транспорта, выполнением правил и норм, регламентирующих перевозки
пожароопасных грузов, а также порядок осуществления проверки
противопожарного состояния выходящих в море судов смешанного (река-
море) плавания;
5.2.21. положения о капитанах морских и речных портов;
5.2.22. перечень речных портов, в которых капитаны портов
осуществляют надзор за обеспечением безопасности судоходства и
порядка в портах;
5.2.23. порядок осуществления контроля за судами и
регулирования деятельности в речном порту;
5.2.24. положение о лоцманской службе и лоцманской проводке
судов по внутренним водным путям;
5.2.25. перечень участков внутренних водных путей, типов и
размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке;
5.2.26. положение о государственной администрации порта
внутреннего водного транспорта;
5.2.27. порядок учета реализуемых грузов и расчетов за них на
внутреннем водном транспорте;
5.2.28. правила перевозок опасных грузов на внутреннем водном
транспорте;
5.2.29. правила буксировки судов, плотов и иных плавучих
объектов на внутреннем водном транспорте;
5.2.30. правила пользования судами внутреннего водного
транспорта, а также расположенными на берегу и предназначенными
для обслуживания перевозок пассажиров объектами;
5.2.31. перечень портов, в которых осуществляется перевалка
грузов;
5.2.32. правила, устанавливающие условия, порядок выдачи и
проверки свидетельств о страховании или об ином финансовом
обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения
нефтью, а также правила, устанавливающие условия, порядок выдачи и
проверки свидетельств о страховании или об ином финансовом
обеспечении ответственности за ущерб, причиненный опасными и
вредными веществами;
5.2.33. правила регистрации прав на строящиеся суда в морских
торговых портах;
5.2.34. акты, устанавливающие классификацию, порядок
расследования и учета транспортных происшествий на железнодорожном
транспорте;
5.2.35. правила сертификации, правила процедуры и управления
для проведения обязательной сертификации в системах сертификации
на железнодорожном транспорте;
5.2.36. порядок определения пересечения железнодорожных путей
автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила
пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации
железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия;
5.2.37. правила технической эксплуатации железных дорог
Российской Федерации, порядок подачи железнодорожного подвижного
состава независимо от его принадлежности с железнодорожных путей
необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования и
с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути
необщего пользования;
5.2.38. тарифы на международные транзитные железнодорожные
перевозки;
5.2.39. порядок проектирования и строительства железнодорожных
путей общего пользования;
5.2.40. порядок строительства и реконструкции железнодорожных
путей необщего пользования, устройств, предназначенных для
погрузки и выгрузки грузов, очистки и промывки вагонов,
контейнеров, определения мест примыкания железнодорожных путей
необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования;
5.2.41. порядок примыкания к железнодорожным путям необщего
пользования строящихся железнодорожных путей необщего пользования;
5.2.42. правила нахождения граждан и размещения объектов в
зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда
и перехода через железнодорожные пути;
5.2.43. особенности режима рабочего времени и времени отдыха,
условий труда отдельных категорий работников железнодорожного
транспорта общего пользования, работа которых непосредственно
связана с движением поездов;
5.2.44. порядок профессионального отбора, в том числе
определения психофизиологических качеств и профессиональной
пригодности работников железнодорожного транспорта общего
пользования, работа которых непосредственно связана с движением
поездов;
5.2.45. порядок проведения технического обучения и повышения
квалификации работников железнодорожного транспорта,
производственная деятельность которых непосредственно связана с
движением поездов;
5.2.46. порядок и сроки проведения аттестации работников,
ответственных за погрузку, размещение, крепление груза в вагонах,
контейнерах и выгрузку грузов, а также порядок формирования
аттестационных комиссий;
5.2.47. порядок определения кратчайшего расстояния, на которое
осуществляются перевозки грузов;
5.2.48. порядок нанесения знаков и кодов опасности,
предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным
транспортом;
5.2.49. единые формы перевозочных документов на перевозки
грузов железнодорожным транспортом, а также формы перевозочных
документов на перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа;
5.2.50. порядок разработки и определения технологических сроков
оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм
погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов;
5.2.51. правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении;
5.2.52. критерии определения категорий поездов в зависимости от
скорости их движения и расстояния следования;
5.2.53. нормы и правила выполнения геодезических и
картографических работ федерального назначения, обязательные для
федеральных органов исполнительной власти и организаций независимо
от их организационно-правовой формы;
5.2.54. порядок выявления существующих наименований
географических объектов;
5.2.55. нормативные правовые акты по другим вопросам в
установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных
Министерству федеральной службы и федеральных агентств, за
исключением вопросов, правовое регулирование которых в
соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными
конституционными законами, федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации осуществляется исключительно федеральными
конституционными законами, федеральными законами, нормативными
правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации;
5.3. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает
государственные контракты на размещение заказов на поставку
товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Министерства,
а также на проведение научно-исследовательских работ для
государственных нужд в установленной сфере деятельности;
5.4. обобщает практику применения законодательства Российской
Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в
установленной сфере деятельности;
5.5. осуществляет функции главного распорядителя и получателя
средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание
Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций;
5.6. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и
полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан,
принятие по ним решений и направление ответов заявителям в
установленный законодательством Российской Федерации срок;
5.7. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений,
составляющих государственную тайну;
5.8. обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а
также контроль и координацию деятельности находящихся в его
ведении федеральной службы и федеральных агентств по их
мобилизационной подготовке;
5.9. организует профессиональную подготовку работников
Министерства, их переподготовку, повышение квалификации и
стажировку;
5.10. взаимодействует в установленном порядке с органами
государственной власти иностранных государств и международными
организациями в установленной сфере деятельности;
5.11. осуществляет в соответствии с законодательством
Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и
использованию архивных документов, образовавшихся в процессе
деятельности Министерства;
5.12. осуществляет иные полномочия в установленной сфере
деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными
законами, нормативными правовыми актами Президента Российской
Федерации или Правительства Российской Федерации.
6. Министерство транспорта Российской Федерации с целью
реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет
право:
6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения,
необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к
компетенции Министерства;
6.2. учреждать в установленном порядке знаки отличия и
ведомственные награды и награждать ими граждан за высокие
достижения в установленной сфере деятельности;
6.3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов
в установленной сфере деятельности научные и иные организации,
ученых и специалистов;
6.4. создавать координационные, совещательные и экспертные
органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе
межведомственные, в установленной сфере деятельности;
6.5. учреждать в установленном порядке печатные средства
массовой информации для публикации нормативных правовых актов в
установленной сфере деятельности, официальных объявлений,
размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции
Министерства, подведомственных федеральной службы и федеральных
агентств.
7. Министерство транспорта Российской Федерации в установленной
сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и
надзору, а также функции по управлению государственным имуществом,
кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской
Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не
распространяются на полномочия Министра по управлению имуществом,
закрепленным за Министерством на праве оперативного управления,
решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности
Министерства.
При осуществлении правового регулирования в установленной сфере
деятельности Министерство не вправе устанавливать не
предусмотренные федеральными конституционными законами,
федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации функции и полномочия
федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, а также не вправе устанавливать
ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав
негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за
исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений
актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти
прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами, федеральными законами и
издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской
Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных
законов актами Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации.
III. Организация деятельности
8. Министерство транспорта Российской Федерации возглавляет
Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности
Президентом Российской Федерации по представлению Председателя
Правительства Российской Федерации.
Министр несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на Министерство транспорта Российской Федерации
полномочий и реализацию государственной политики в установленной
сфере деятельности.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и
освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
Количество заместителей Министра устанавливается Правительством
Российской Федерации.
9. Структурными подразделениями Министерства транспорта
Российской Федерации являются департаменты по основным
направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов
включаются отделы.
10. Министр:
10.1. распределяет обязанности между своими заместителями;
10.2. утверждает положения о структурных подразделениях
Министерства;
10.3. назначает на должность и освобождает от должности
работников Министерства;
10.4. решает в соответствии с законодательством Российской
Федерации о государственной службе вопросы, связанные с
прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;
10.5. утверждает структуру и штатное расписание Министерства в
пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда
оплаты труда и численности работников, смету расходов на
содержание Министерства в пределах утвержденных на соответствующий
период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
10.6. утверждает ежегодный план работы и прогнозные показатели
деятельности подведомственных Министерству федеральной службы и
федеральных агентств, а также отчеты об их исполнении;
10.7. вносит в Правительство Российской Федерации по
представлению руководителей подведомственных Министерству
федеральной службы и федеральных агентств проекты положений о
федеральной службе и федеральных агентствах, предложения о
предельной штатной численности федеральной службы и федеральных
агентств и фонде оплаты труда их работников;
10.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации
предложения по формированию федерального бюджета в части
финансового обеспечения деятельности Министерства и
подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных
агентств;
10.9. вносит в Правительство Российской Федерации проекты
нормативных правовых актов, другие документы, указанные в
подпункте 5.1 настоящего Положения;
10.10. представляет в Правительство Российской Федерации в
установленном порядке предложения о создании, реорганизации и
ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений,
находящихся в ведении подведомственных Министерству федеральной
службы и федеральных агентств;
10.11. дает поручения подведомственным Министерству федеральной
службе и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;
10.12. отменяет противоречащие федеральному законодательству
решения подведомственных Министерству федеральной службы и
федеральных агентств, если иной порядок отмены решений не
установлен федеральным законом;
10.13. назначает на должность и освобождает от должности по
представлению руководителей подведомственных Министерству
федеральной службы и федеральных агентств заместителей
руководителей федеральной службы и федеральных агентств;
10.14. представляет в установленном порядке работников
Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральной
службы и федеральных агентств, других лиц, осуществляющих
деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и
награждению государственными наградами Российской Федерации;
10.15. издает приказы, имеющие нормативный характер, а по
оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности
Министерства - приказы ненормативного характера.
11. Финансирование расходов на содержание Министерства
транспорта Российской Федерации осуществляется за счет средств,
предусмотренных в федеральном бюджете.
12. Министерство транспорта Российской Федерации является
юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного
герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати,
штампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Место нахождения Министерства транспорта Российской
Федерации - г. Москва.
|