ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июля 2004 года
Дело N 46-В04-23
Судья Верховного Суда Российской Федерации Еременко Т.И.,
рассмотрев истребованное по надзорной жалобе Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации дело по заявлению Б. о
назначении даты выборов губернатора Самарской области на 19
сентября 2004 года,
установила:
Б. обратилась в Самарский областной суд с заявлением о
назначении дополнительных выборов депутата Самарской губернской
Думы третьего созыва по Советскому одномандатному избирательному
округу N 3 и даты выборов губернатора Самарской области.
В судебном заседании Б. уточнила свое заявление и просила
рассмотреть только требование о назначении даты выборов
губернатора Самарской области, ссылаясь на то, что изменения в
Устав (Основной Закон) Самарской области, увеличивающие срок
полномочий губернатора Самарской области до пяти лет, были внесены
в период избирательной кампании и должны применяться к выборам
губернатора Самарской области, назначенным после вступления в силу
этих изменений. В связи с этим срок полномочий губернатора
Самарской области, избранного 2 июля 2000 года на четыре года,
истекает 2 июля 2004 года. Самарская губернская Дума обязана была
назначить выборы губернатора Самарской области в срок не позднее
28 апреля 2004 года. Однако такого решения Самарская губернская
Дума в установленный срок не приняла. Избирательной комиссией
Самарской области также в установленный срок не принято решения о
назначении выборов губернатора Самарской области. В связи с тем,
что срок для назначения уполномоченными органами выборов высшего
должностного лица Самарской области истек, выборы назначены не
были, Б. просила суд назначить выборы губернатора Самарской
области на 19 сентября 2004 года.
Решением Самарского областного суда от 30 июня 2004 года
заявление Б. удовлетворено. Назначена дата выборов губернатора
Самарской области на 19 сентября 2004 года. На Самарскую
губернскую Думу возложена обязанность опубликовать данное решение
в средствах массовой информации. Постановлено решение суда
направить в Центральную избирательную комиссию Российской
Федерации.
Определением Самарского областного суда от 30 июня 2004 года
решение Самарского областного суда от 30 июня 2004 года о
назначении даты выборов губернатора Самарской области обращено к
немедленному исполнению.
В надзорной жалобе Центральная избирательная комиссия
Российской Федерации просит передать дело на рассмотрение в суд
надзорной инстанции - Судебную коллегию по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации для проверки законности и
обоснованности решения Самарского областного суда от 30 июня 2004
года в части назначения даты выборов губернатора Самарской области
и определения этого суда от 30 июня 2004 года об обращении решения
к немедленному исполнению.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 19
июля 2004 года дело истребовано в Верховный Суд Российской
Федерации.
Дело надлежит передать для рассмотрения по существу в суд
надзорной инстанции - Судебную коллегию по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения
судебных постановлений в порядке надзора являются существенные
нарушения норм материального или процессуального права.
По мнению Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации, судом неправильно применены нормы материального права,
допущены существенные нарушения норм процессуального права.
Согласно пункту 5 статьи 10 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в
случае назначения выборов судом их организует и проводит временная
избирательная комиссия, которая формируется для подготовки и
проведения данных выборов Центральной избирательной комиссией
Российской Федерации или избирательной комиссией субъекта
Российской Федерации (соответственно уровню выборов) в течение
семи дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации", статьей 17 Закона Самарской области
"О выборах губернатора Самарской области" от 26 декабря 2003 года
N 118-ГД подготовку и проведение выборов высшего должностного лица
субъекта Российской Федерации - губернатора Самарской области
осуществляет избирательная комиссия Самарской области.
В связи с этим указание в решении о направлении копии решения о
назначении даты выборов губернатора Самарской области в
Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не
основано на положениях вышеприведенных норм материального права.
Судом не принято во внимание, что в соответствии с частью 1
статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации направленное председателю избирательной комиссии решение
суда по делам о защите избирательных прав подлежит реализации в
указанные судом сроки по правилам, установленным частью второй
статьи 206 настоящего Кодекса. Между тем, как указано в надзорной
жалобе, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации к
участию в данном деле, возникшем из публичных правоотношений, не
привлекалась и решением суда на Центральную избирательную комиссию
России обязанность по организации выборов губернатора Самарской
области не возлагалась.
Кроме того, в надзорной жалобе Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации указано, что решение суда в части
назначения даты выборов на 19 сентября 2004 года не отвечает
критерию обоснованности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N
67-ФЗ голосование на выборах в органы государственной власти
субъекта Российской Федерации должно быть проведено не позднее чем
через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия
решения о назначении выборов.
Вместе с тем при определении даты выборов суд должен был учесть
сроки формирования избирательных комиссий, выдвижения и
регистрации кандидатов на должность губернатора Самарской области.
В результате обращения решения к немедленному исполнению и
необходимости подачи документов исключительно в избирательную
комиссию, организующую выборы, установленные сроки выдвижения
кандидатов фактически были сокращены на семь дней. Это влечет
сокращение сроков на сбор подписей избирателей в поддержку
кандидатов на должность губернатора области и предвыборную
агитацию, что может необоснованно ущемить избирательные права
граждан.
Допущенные при рассмотрении дела нарушения норм материального и
процессуального права, приведенные в жалобе, являются
существенными.
Данные доводы заслуживают внимания, в связи с чем дело вместе с
надзорной жалобой Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации и настоящим определением следует направить для
рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 384
Гражданского процессуального кодекса РФ,
определила:
дело по заявлению Б. о назначении даты выборов губернатора
Самарской области направить для рассмотрения по существу в
Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации.
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Т.И.ЕРЕМЕНКО
|