ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июля 2004 года
Дело N 77-В04-2
(извлечение)
Р. обратился в суд с иском к Липецкой таможне о зачете в стаж
работы в таможенных органах, дающий право на пенсию, периода
прохождения срочной военной службы с 15 ноября 1985 г. по 29
октября 1987 г. из расчета 1 к 2, указав, что ответчиком
неправомерно при увольнении период данной службы был засчитан ему
в календарном исчислении из расчета 1 к 1.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 10 декабря
2002 г. иск удовлетворен.
Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного
суда 5 марта 2003 г. это решение отменила и дело направила на
новое рассмотрение.
Президиум Липецкого областного суда 22 июля 2003 г. определение
судебной коллегии по гражданским делам областного суда отменил,
решение Правобережного районного суда оставил без изменения.
В надзорной жалобе начальник Липецкой таможни просил отменить
решение Правобережного районного суда и определение президиума
Липецкого областного суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 20
июля 2004 г. жалобу удовлетворила по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или
изменения судебных постановлений в порядке надзора являются
существенные нарушения норм материального или процессуального
права.
Президиумом Липецкого областного суда допущено существенное
нарушение норм материального права, поэтому его определение
подлежит отмене.
Отменяя определение кассационной инстанции, которым отменено
решение суда первой инстанции об удовлетворении иска Р., президиум
Липецкого областного суда исходил из того, что порядок исчисления
выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с
учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах
определен Положением об исчислении выслуги лет для назначения
пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей
прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
2 февраля 1998 г. N 103, подп. "з" п. 2 которого предусмотрено
включение в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам
таможенных органов иных периодов работы, учтенных в соответствии с
ранее действовавшим законодательством для выплаты процентной
надбавки за выслугу лет (лицам, зачисленным в таможенные органы до
1 сентября 1997 г.). Таким ранее действующим законодательством, по
мнению президиума, является Положение о доплате за выслугу лет
работникам таможенной службы Российской Федерации, утвержденное
приказом ГТК России от 2 июля 1996 г. N 418, п. 3.4 которого
предусматривает включение в общий стаж работы сотрудника, дающий
право на получение ежемесячной доплаты за выслугу лет, периода
нахождения на действительной военной службе лиц рядового и
офицерского состава.
Между тем, приходя к такому выводу, суд надзорной инстанции не
учел, что согласно ст. 50 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N
114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"
пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их
семей осуществляется на условиях и по нормам, установленным
законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших
военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их
семей.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий
сотрудникам таможенных органов определяется Положением об
исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам
таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в
таможенных органах. Подпунктом "а" п. 2 данного Положения
предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам
таможенных органов засчитываются: исчисленное в соответствии с
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления
выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам,
проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков,
мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в
качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в
органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" время
службы (работы): в таможенных органах в качестве сотрудников этих
органов; в органах налоговой полиции в качестве сотрудников,
имеющих специальные звания, с учетом особенностей прохождения
службы в этих органах, установленных Законом Российской Федерации
"О федеральных органах налоговой полиции" и Положением о
прохождении службы в органах налоговой полиции Российской
Федерации; указанное в ст. 18 Закона Российской Федерации "О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в
органах внутренних дел, и их семей"; и т.д.
В свою очередь Постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке
исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий
лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров,
прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по
контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо
службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской
Федерации" дается исчерпывающий перечень оснований, в соответствии
с которыми лицам, проходившим военную службу по призыву, время
службы засчитывается в льготном исчислении.
Согласно п. 4 Положения об исчислении выслуги лет для
назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом
особенностей прохождения службы в таможенных органах в выслугу
лет, исчисленную согласно подп. "а" п. 2 настоящего Положения, в
соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 время службы
(работы) засчитывается на льготных условиях:
а) один месяц службы за два месяца:
в отдаленных местностях Российской Федерации, указанных в
разделе I приложения N 1 к Постановлению Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, -
с 21 июля 1993 г.;
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при
участии в оперативно-розыскной деятельности по перечню
подразделений и должностей, утверждаемому председателем
Государственного таможенного комитета Российской Федерации;
в высокогорных местностях на высоте 2500 метров и более над
уровнем моря - с 21 июля 1993 г.;
б) один месяц службы за полтора месяца:
на летной работе в авиации - на условиях, определяемых
председателем Государственного таможенного комитета Российской
Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской
Федерации;
в отдаленных местностях Российской Федерации, указанных в
разделе II приложения N 1 к Постановлению Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, -
с 21 июля 1993 г.;
в высокогорных местностях на высоте 1500 метров над уровнем
моря (кроме времени службы в высокогорных местностях на высоте
2500 метров и более) - с 21 июля 1993 г.;
в высокогорных местностях на высоте от 1000 до 1500 метров над
уровнем моря, а в исключительных случаях и ниже - по перечню
подразделений, утверждаемому председателем Государственного
таможенного комитета Российской Федерации по согласованию с
Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, - с 21
июля 1993 г.;
время службы (работы) при участии в оперативно-розыскной
деятельности по перечню подразделений и должностей, утверждаемому
председателем Государственного таможенного комитета Российской
Федерации;
в) один месяц службы за один и одну треть месяца:
время службы на находящихся в строю морских и речных судах на
условиях, определяемых председателем Государственного таможенного
комитета Российской Федерации по согласованию с Министерством
обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции, отменяя
решение суда первой инстанции и направляя дело на новое
рассмотрение, пришел к правильному выводу о том, что у суда не
было оснований возлагать на ответчика обязанность произвести зачет
в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет сотрудникам
таможенных органов, время прохождения срочной службы истцом в
Вооруженных Силах из расчета один к двум, а с учетом вышеуказанных
требований Закона следовало выяснить, проходил ли истец срочную
службу по призыву в особых условиях, поскольку именно со службой в
особых условиях связана возможность включения периода службы в
выслугу лет в льготном исчислении.
Поэтому вывод президиума Липецкого областного суда об
обоснованности требований Р. о включении в выслугу лет в
таможенных органах срочной военной службы нельзя признать
правильным.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
определение президиума Липецкого областного суда от 22 июля 2003
г. отменила, оставила в силе определение судебной коллегии по
гражданским делам Липецкого областного суда от 5 марта 2003 г.
|