Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 20.07.2004 N 77-В04-2 ГРАЖДАНСКОЕ ДЕЛО О ВКЛЮЧЕНИИ В ТРУДОВОЙ СТАЖ СРОЧНОЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ВЫСЛУГУ ЛЕТ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                     от 20 июля 2004 г. N 77-В04-2
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе
   
       председательствующего -                          Нечаева В.И.,
       судей -                               Кебы Ю.Г., Гуляевой Г.А.
   
       рассмотрела  в  судебном  заседании  от  20  июля   2004   года
   гражданское  дело  по  иску Р. к Липецкой  таможне  о  включении  в
   трудовой  стаж срочной воинской службы в выслугу лет  в  таможенных
   органах
       по   надзорной  жалобе  начальника  Липецкой  таможни   Е.   на
   определение  президиума Липецкого областного суда от 22  июля  2003
   года,   которым  отменено  определение  кассационной  инстанции   с
   оставлением в силе решения суда первой инстанции.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Гуляевой  Г.А., выслушав объяснения представителя Липецкой  таможни
   Попова   С.Д.,  поддержавшего  доводы  надзорной  жалобы,  адвоката
   Свиридова  В.А.  в интересах истца Р., возражавшего против  жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации
   
                              установила:
   
       Р.  обратился в суд с иском к Липецкой таможне о зачете в  стаж
   работы  в  таможенных  органах, дающий  право  на  пенсию,  периода
   прохождения  срочной воинской службы с 15 ноября 1985  года  по  29
   октября  1987  года  из  расчета 1  к  2,  указав,  что  ответчиком
   неправомерно  при увольнении период данной службы был засчитан  ему
   в календарном исчислении из расчета 1 к 1.
       Представитель ответчика иск не признал.
       Решением Правобережного районного суда от 10 декабря 2002  года
   иск удовлетворен.
       Определением  судебной коллегии по гражданским делам  Липецкого
   областного суда от 5 марта 2003 года решение суда отменено  и  дело
   направлено на новое рассмотрение.
       Определением президиума Липецкого областного суда  от  22  июля
   2003  года  определение  судебной  коллегии  по  гражданским  делам
   отменено, решение Правобережного районного суда от 10 декабря  2002
   года оставлено без изменения.
       В   надзорной  жалобе  начальник  Липецкой  таможни  Е.  просит
   отменить  состоявшиеся  по  делу решение  Правобережного  районного
   суда и определение президиума Липецкого областного суда.
       Определением Судьи Верховного Суда РФ от 3 марта 2004 года дело
   истребовано в Верховный Суд РФ.
       Проверив  материалы  дела,  обсудив  доводы  надзорной  жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации   находит  их  подлежащими  удовлетворению  по  следующим
   основаниям.
       В  соответствии  со  статьей  387 Гражданского  процессуального
   кодекса   РФ   основаниями  для  отмены  или   изменения   судебных
   постановлений  в  порядке надзора являются  существенные  нарушения
   норм материального или процессуального права.
       Определение  президиума  Липецкого  областного  суда   подлежит
   отмене,   поскольку   им  допущено  существенное   нарушение   норм
   материального  права.  Отменяя определение кассационной  инстанции,
   которым  отменено  решение суда первой инстанции об  удовлетворении
   иска  Р., президиум Липецкого областного суда исходил из того,  что
   порядок  исчисления  выслуги лет для назначения пенсий  сотрудникам
   таможенных  органов  с  учетом особенностей  прохождения  службы  в
   таможенных     органах    определен    Положением,     утвержденным
   Постановлением  Правительства РФ от 02.02.1998  N  103,  подпунктом
   "з"  пункта  2 которого предусмотрено включение в выслугу  лет  для
   назначения  пенсий  сотрудникам таможенных  органов  иных  периодов
   работы,    учтенных   в   соответствии   с   ранее    действовавшим
   законодательством для выплаты процентной надбавки за  выслугу  лет,
   лицам, зачисленным в таможенные органы до 1 сентября 1997 г.  Таким
   ранее   действующим   законодательством,  по   мнению   президиума,
   является  Положение о доплате за выслугу лет работникам  таможенной
   службы  РФ, утвержденное Приказом ГТК России от 02.07.1996  N  418,
   пункт  3.4  которого предусматривает включение в общий стаж  работы
   сотрудника,  дающий  право  на  получение  ежемесячной  доплаты  за
   выслугу  лет,  периода нахождения на действительной военной  службе
   лиц рядового и офицерского состава.
       Между тем, приходя к такому выводу, суд надзорной инстанции  не
   учел,  что согласно ст. 50 Закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О  службе
   в   таможенных  органах  РФ"  пенсионное  обеспечение   сотрудников
   таможенных  органов и членов их семей осуществляется на условиях  и
   по  нормам,  которые  установлены  законодательством  РФ  для  лиц,
   проходивших  военную  службу, службу в органах  внутренних  дел,  и
   членов их семей.
       Порядок   исчисления   выслуги  лет   для   назначения   пенсий
   сотрудникам   таможенных   органов   определяется   Положением   об
   исчислении   выслуги   лет   для  назначения   пенсий   сотрудникам
   таможенных  органов  с  учетом особенностей  прохождения  службы  в
   таможенных  органах, утвержденным Постановлением  Правительства  РФ
   от  02.02.1998  N  103.  Подпунктом  "а"  п.  2  данного  Положения
   предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий  сотрудникам
   таможенных  органов засчитываются: а) исчисленное в соответствии  с
   Постановлением   Совета   Министров  -   Правительства   Российской
   Федерации  от  22  сентября  1993 г. N 941  "О  порядке  исчисления
   выслуги   лет,  назначения  и  выплаты  пенсий  и  пособий   лицам,
   проходившим   военную  службу  в  качестве  офицеров,  прапорщиков,
   мичманов  и  военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту  в
   качестве  солдат,  матросов, сержантов  и  старшин  либо  службу  в
   органах  внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации"  время
   службы  (работы): в таможенных органах в качестве сотрудников  этих
   органов;  в  органах  налоговой  полиции  в  качестве  сотрудников,
   имеющих  специальные  звания,  с  учетом  особенностей  прохождения
   службы  в  этих органах, установленных Законом Российской Федерации
   "О   федеральных   органах  налоговой  полиции"  и   Положением   о
   прохождении   службы   в  органах  налоговой   полиции   Российской
   Федерации;  указанное  в статье 18 Закона Российской  Федерации  "О
   пенсионном  обеспечении лиц, проходивших военную службу,  службу  в
   органах внутренних дел, и их семей"; и т.д.
       В  свою очередь Постановлением Совета Министров - Правительства
   Российской  Федерации  от 22 сентября 1993  г.  N  941  "О  порядке
   исчисления  выслуги  лет,  назначения и выплаты  пенсий  и  пособий
   лицам,    проходившим   военную   службу   в   качестве   офицеров,
   прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы  или  по
   контракту  в  качестве солдат, матросов, сержантов и  старшин  либо
   службу   в  органах  внутренних  дел,  и  их  семьям  в  Российской
   Федерации"  дается исчерпывающий перечень оснований, в соответствии
   с  которыми  лицам,  проходившим военную службу по  призыву,  время
   службы засчитывается в льготном исчислении.
       Так, в выслугу лет, исчисленную согласно подпункту "а" пункта 2
   настоящего  Положения,  в  соответствии  с  Постановлением   Совета
   Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября  1993
   г. N 941 время службы (работы) засчитывается на льготных условиях:
       а) один месяц службы за два месяца:
       в  отдаленных  местностях  Российской  Федерации,  указанных  в
   разделе  I  приложения  N  1  к Постановлению  Совета  Министров  -
   Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941,  -
   с 21 июля 1993 г.;
       в  районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях  при
   участии    в    оперативно-розыскной   деятельности   по    перечню
   подразделений    и    должностей,    утверждаемому    председателем
   Государственного таможенного комитета Российской Федерации;
       в  высокогорных местностях на высоте 2500 метров  и  более  над
   уровнем моря - с 21 июля 1993 г.;
       б) один месяц службы за полтора месяца:
       на   летной  работе  в  авиации  -  на  условиях,  определяемых
   председателем  Государственного  таможенного  комитета   Российской
   Федерации   по  согласованию  с  Министерством  обороны  Российской
   Федерации;
       в  отдаленных  местностях  Российской  Федерации,  указанных  в
   разделе  II  приложения  N  1 к Постановлению  Совета  Министров  -
   Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941,  -
   с 21 июля 1993 г.;
       в  высокогорных  местностях на высоте 1500 метров  над  уровнем
   моря  (кроме  времени  службы в высокогорных местностях  на  высоте
   2500 метров и более) - с 21 июля 1993 г.;
       в  высокогорных местностях на высоте от 1000 до 1500 метров над
   уровнем  моря,  а  в  исключительных случаях и ниже  -  по  перечню
   подразделений,    утверждаемому   председателем    Государственного
   таможенного   комитета  Российской  Федерации  по  согласованию   с
   Генеральным  штабом Вооруженных Сил Российской Федерации,  -  с  21
   июля 1993 г.;
       время   службы  (работы)  при  участии  в  оперативно-розыскной
   деятельности  по перечню подразделений и должностей,  утверждаемому
   председателем  Государственного  таможенного  комитета   Российской
   Федерации;
       в) один месяц службы за один и одну треть месяца:
       время  службы на находящихся в строю морских и речных судах  на
   условиях,  определяемых председателем Государственного  таможенного
   комитета  Российской  Федерации  по  согласованию  с  Министерством
   обороны Российской Федерации.
       При  таких обстоятельствах суд кассационной инстанции,  отменяя
   решение   суда   первой  инстанции  и  направляя  дело   на   новое
   рассмотрение,  пришел к правильному выводу о том,  что  у  суда  не
   было  оснований возлагать на ответчика обязанность произвести зачет
   в   стаж,  дающий  право  на  пенсию  за  выслугу  лет  сотрудникам
   таможенных  органов,  время прохождения  срочной  службы  истцом  в
   Вооруженных  Силах из расчета один к двум, а с учетом вышеуказанных
   требований  закона следовало выяснить, проходил  ли  истец  срочную
   службу по призыву в особых условиях, поскольку именно со службой  в
   особых  условиях  связана возможность включения  периода  службы  в
   выслугу лет в льготном исчислении.
       При таких обстоятельствах вывод президиума Липецкого областного
   суда  об обоснованности требований Р. о включении в выслугу  лет  в
   таможенных   органах  срочной  воинской  службы   нельзя   признать
   правильным,  поэтому определение суда надзорной инстанции  подлежит
   отмене  с  оставлением  в силе определения кассационной  инстанции,
   отменившим  решение  суда первой инстанции с направлением  дела  на
   новое рассмотрение.
       На    основании   изложенного,   руководствуясь   статьей   390
   Гражданского  процессуального  кодекса  РФ,  Судебная  коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       определение  президиума Липецкого областного суда  от  22  июля
   2003  года отменить. Оставить в силе определение судебной  коллегии
   по  гражданским  делам Липецкого областного суда от  5  марта  2003
   года.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz