ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 июля 2004 года
Дело N 72-Г04-3
(извлечение)
Постановлением администрации Читинской области от 4 июня 2003
г. N 179-А/П утверждено Положение о Региональной энергетической
комиссии - Едином тарифном органе Читинской области (действует с
изменениями от 26 ноября 2003 г., далее - Положение), которое
опубликовано в установленном законом порядке.
Прокурор Читинской области обратился в суд с заявлением о
признании противоречащими федеральному законодательству и
недействующими п. п. 11.13 и 11.17 названного Положения, поскольку
ими необоснованно закреплены за Региональной энергетической
комиссией (РЭК) следующие полномочия:
устанавливать цены (тарифы) на жилищно-коммунальные услуги,
водоснабжение и канализацию (кроме муниципальных унитарных
предприятий жилищно-коммунального хозяйства органов местного
самоуправления) - п. 11.13;
проводить экспертизу экономической обоснованности тарифов на
услуги жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований
на безвозмездной основе - п. 11.17.
Решением Читинского областного суда от 5 апреля 2004 г.
заявление прокурора удовлетворено.
Администрация Читинской области в кассационной жалобе просила
решение отменить и в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь
на то, что судом неправильно определены юридически значимые
обстоятельства, неправильно применен материальный закон.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 7
июля 2004 г. решение отменила в части признания недействующим п.
11.17 Положения и приняла новое решение об отказе в удовлетворении
заявления в данной части, в остальном решение оставила без
изменения, указав следующее.
Согласно п. 11.13 Положения комиссия устанавливает цены
(тарифы) на жилищно-коммунальные услуги, водоснабжение и
канализацию (кроме муниципальных унитарных предприятий жилищно-
коммунального хозяйства органов местного самоуправления).
Удовлетворяя заявление о признании этого пункта Положения
недействующим, противоречащим федеральному законодательству, суд
пришел к правильному выводу о том, что РЭК как орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации не вправе
устанавливать цены на поименованные виды коммунальных услуг,
оказываемых предприятиями и организациями, не относящимися к
системе коммунального хозяйства органов местного самоуправления.
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене,
установленной соглашением сторон, и только в предусмотренных
законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и
т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то
государственными органами.
Вопросы обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав
граждан определены Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992
г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с
последующими изменениями и дополнениями).
В соответствии с ч. 3 ст. 15 этого Закона (в ред. от 6 мая 2003
г.) оплата жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах
и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых
помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности,
осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются
Правительством Российской Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления.
Указанным Законом органы государственной власти субъектов
Российской Федерации наделены правом устанавливать региональные
стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг в соответствии с
федеральными стандартами (ч. 5 ст. 15 Закона), а органы местного
самоуправления в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации, - устанавливать нормативы потребления коммунальных
услуг, цены на содержание, ремонт, наем жилья в государственном и
муниципальном жилищных фондах и тарифы на коммунальные услуги в
жилых помещениях, а также цены и тарифы в соответствии со
стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг (ч. 7 ст. 15
Закона).
В п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 2
августа 1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и
коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (с
последующими изменениями) предусмотрено, что нормативы потребления
жилищно-коммунальных услуг, ставки и тарифы на жилищно-
коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ)
утверждаются органами местного самоуправления.
Суд правильно признал несостоятельными ссылки представителя
администрации Читинской области на то, что Постановлением
Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 такие
услуги, как оплата населением жилья и коммунальных услуг, услуги
водоснабжения и канализации включены в Перечень услуг, по которым
осуществляют государственное регулирование органы исполнительной
власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации "Об
основах федеральной жилищной политики" государственное
регулирование заключается в том, что органы государственной власти
субъекта Российской Федерации могут устанавливать региональные
стандарты тарифов на данные виды услуг.
Установление цен и тарифов не охватывается понятием
государственного регулирования в силу этой нормы Закона. Цены
(тарифы) на коммунальные услуги предприятий и жилых помещений
государственных и муниципальных форм собственности устанавливаются
органами местного самоуправления в пределах региональных
стандартов, предусмотренных органами государственной власти
субъекта Российской Федерации.
Не возложены эти обязанности по установлению цен и тарифов на
коммунальные услуги на органы государственной власти субъекта и
Типовым положением об органе исполнительной власти субъекта
Российской Федерации в области государственного регулирования
тарифов (утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 4 марта 2004 г. N 136).
Исходя из этого суд обоснованно удовлетворил требования о
признании п. 11.13 Положения противоречащим федеральному
законодательству и недействующим со дня принятия.
Удовлетворяя требования о признании п. 11.17 Положения
недействующим, суд сослался на то, что указанная норма
противоречит федеральному законодательству, так как РЭК, являясь
регулирующим органом, не вправе проводить независимую экспертизу.
Вывод суда о противоречии п. 11.17 Положения федеральному
закону ошибочен.
Согласно ч. 8 ст. 15 Закона Российской Федерации "Об основах
федеральной жилищной политики" пересмотр или изменение цен на
содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на
коммунальные услуги в жилых помещениях может осуществляться, как
правило, не чаще одного раза в год одновременно с принятием
решения об утверждении местного бюджета, бюджетов городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на очередной
финансовый год и только на основании результатов независимой
экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья и
оказание коммунальных услуг, которая проводится в порядке,
определяемом органами местного самоуправления, органами
государственной власти города федерального значения Москвы и
органами государственной власти города федерального значения Санкт-
Петербурга.
В соответствии с п. 17 Основ ценообразования в сфере жилищно-
коммунального хозяйства (утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 89) установление цен
и тарифов осуществляется с учетом заключения независимой
экспертизы.
В п. 2 указанных Основ дается понятие "экспертная организация"
- осуществляющее экспертизу юридическое лицо, которое не является
учредителем (участником) организации, осуществляющей регулируемую
деятельность, и учредителем (участником) которого не является
такая организация.
Реестр аккредитованных экспертных организаций ведется Госстроем
России в соответствии с Порядком аккредитации при Госстрое России
экспертных организаций для проведения независимой экспертизы
экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги,
учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным
постановлением Госстроя России от 15 апреля 1999 г. N 24.
Анализируя приведенные нормы, можно сделать вывод о том, что в
качестве экспертной организации может быть использовано любое
юридическое лицо, внесенное в Реестр Госстроя России в качестве
аккредитованной экспертной организации, которое не является
учредителем (участником) организации, осуществляющей регулируемую
деятельность, и учредителем (участником) которого не является
такая организация.
Так, в Реестр независимых экспертных организаций,
аккредитованных Госстроем России, внесены Региональные
энергетические комиссии Республики Карелия, Томской области,
Липецкой области, Белгородской области.
Следовательно, в случае, если орган местного самоуправления,
определяя порядок проведения независимой экспертизы, предусмотрит
возможность привлечения РЭК в качестве независимой экспертной
организации, в силу п. 11.17 оспариваемого Положения РЭК вправе
это делать при наличии соответствующей аккредитации в качестве
экспертной организации.
Нельзя согласиться с доводом суда о том, что содержание п.
11.17 носит императивный характер для предприятий, находящихся в
муниципальной собственности, так как из буквального содержания
нормы этого не следует. В оспариваемом акте отсутствует
обязанность хозяйствующих субъектов или органов, осуществляющих
регулирование тарифов, обращаться за независимой экспертизой
именно к РЭК Читинской области.
Кроме того, РЭК Читинской области на основании п. 11.17
Положения как экспертная организация вправе выполнять независимые
экспертизы и для заказчиков других субъектов Российской Федерации.
При этом, учитывая, что п. 11.13 Положения признан
недействующим с момента принятия, цены и тарифы на данные услуги
устанавливаются органами местного самоуправления, принцип
независимости, предусмотренный Законом Российской Федерации от 24
декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной
политики", нарушен не будет.
Оснований для признания п. 11.17 Положения недействующим не
имеется.
|