МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 2 июля 2004 г. N 22-1-15/1134
О НАЛОГЕ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает.
Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений
и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(главу 23 "Налог на доходы физических лиц") внесены изменения и
дополнения в статьи 224 и 228 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) по вопросу налогообложения
выигрышей.
Вышеуказанным Федеральным законом предусмотрено, что с 1 января
2002 года удержание налога на доходы физических лиц с выигрышей
организаторы игорного бизнеса не производят, а уплата налога с
таких сумм должна производиться непосредственно физическим лицом
путем подачи декларации в налоговой орган по месту жительства
(подпункт 5 пункта 1 статьи 228 Кодекса).
Пунктами 1 и 2 статьи 230 Кодекса предусмотрена обязанность
налоговых агентов вести учет доходов, полученных от них
физическими лицами в налоговом периоде персонально по каждому
налогоплательщику, а также представлять в налоговые органы
сведения о доходах физических лиц по формам, установленным МНС
России. Исключение составляют только сведения о доходах,
выплаченных индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них
товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги), при
условии, что эти индивидуальные предприниматели предъявили
налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную
регистрацию в качестве предпринимателей без образования
юридического лица и постановку на учет в налоговых органах.
Поскольку для организаторов лотерей, тотализаторов и других
основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых
автоматов) каких-либо исключений статьей 230 Кодекса не
предусмотрено, обязанность ведения учета выплачиваемых ими
физическим лицам доходов и представление сведений о доходах
осталась за налоговыми агентами - организаторами игорного бизнеса,
являющимися источниками выплаты дохода.
В случае осуществления финансово-хозяйственной деятельности
организаторы лотерей, тотализаторов и других основанных на риске
игр (в том числе с использованием игровых автоматов) должны
соблюдать Порядок ведения кассовых операций в Российской
Федерации, утвержденный Решением Совета директоров Центрального
Банка России от 22.09.93 N 40 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 15 Порядка при выдаче денег отдельному
лицу кассир требует предъявления документа (паспорта или другого
документа), удостоверяющего личность получателя, записывает
наименование и номер документа, кем и когда он выдан, и отбирает
расписку получателя. Если заменяющий расходный кассовый ордер
документ составлен на выдачу денег нескольким лицам, то получатели
также предъявляют указанные документы, удостоверяющие их личность,
и расписываются в соответствующей графе платежных документов.
При осуществлении выплат выигрышей организаторы лотерей,
тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с
использованием игровых автоматов) обязаны оформлять расходные
документы согласно вышеуказанному Порядку с указанием паспортных
данных физического лица.
В связи с этим организаторы лотерей, тотализаторов и других
основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых
автоматов) обязаны в общеустановленном порядке вести первичные
документы, регистры бухгалтерского учета и отчетности
хозяйственных операций, денежных средств и т.д.
Таким образом, в обязанности налоговых агентов согласно статьям
24 и 230 Кодекса входит ведение учета выплаченных доходов
физическим лицам и представление сведений о выплаченных этими
лицами доходах в налоговый орган.
Данная позиция подтверждается письмом Минфина России от
22.10.2002 N 04-04-06/225.
Действительный
государственный советник
налоговой службы РФ II ранга
С.Х.АМИНЕВ
|