ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июня 2004 года
Дело N 31-Г04-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Емышевой В.А.,
Хаменкова В.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной
жалобе Молякова И.Ю. на решение Верховного Суда Чувашской
Республики от 8 июня 2004 года, которым ему отказано в
удовлетворении заявления о признании незаконным решения окружной
избирательной комиссии по Гузовскому одномандатному избирательному
округу N 59 об отказе в его регистрации кандидатом в депутаты
Государственного Совета Чувашской Республики.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Хаменкова В.Б., объяснения Молякова И.Ю. и его представителя
Имендаева А.В., поддержавших доводы кассационной жалобы,
заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации
Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики на 4
июля 2004 года назначены дополнительные выборы депутатов
Государственного Совета Чувашской Республики третьего созыва.
25 мая 2004 года Моляков И.Ю., выдвинутый кандидатом в депутаты
Государственного Совета Чувашской Республики третьего созыва по
Гузовскому одномандатному избирательному округу N 59, представил в
окружную избирательную комиссию подписные листы с подписями
избирателей, собранными в его поддержку.
30 мая 2004 года окружной избирательной комиссией по названному
избирательному округу вынесено решение об отказе Молякову И.Ю. в
регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Основанием к отказу в регистрации Молякова И.Ю. кандидатом в
депутаты послужило недостаточное для регистрации количество
представленных достоверных и действительных подписей избирателей,
собранных в поддержку его выдвижения.
Обратившись в суд с заявлением, Моляков И.Ю. просил признать
незаконным и отменить решение окружной избирательной комиссии по
Гузовскому одномандатному избирательному округу N 59 от 30 мая
2004 года N 5/17 "О регистрации кандидатом в депутаты
Государственного Совета Чувашской Республики третьего созыва
Молякова Игоря Юрьевича".
В обоснование требований Моляков И.Ю. сослался на то, что при
составлении протокола проверки подписных листов он не
присутствовал и избирательная комиссия не учитывала его мнение по
поводу действительности и достоверности подписей избирателей в его
поддержку. Моляков И.Ю. не согласен с выводами избирательной
комиссии о недействительности подписей, так как подписи выполнены
именно теми избирателями, которые указаны в подписных листах.
Моляков И.Ю. полагал, что хотя часть избирателей, подписавших
подписные листы в его поддержку, и не зарегистрированы на
территории Гузовского избирательного округа N 59, они фактически
постоянно или преимущественно проживают по указанным в подписных
листах адресам, а значит, были вправе расписываться в подписных
листах в его поддержку.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 8 июня 2004
года в удовлетворении заявления Молякову И.Ю. отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене решения,
ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации считает решение суда правильным и оснований для его
отмены не находит.
Согласно статье 37 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2003
года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации" в поддержку выдвижения
кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума
могут собираться подписи избирателей, участников референдума в
порядке, который определяется законом. Количество подписей,
которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов,
устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа
избирателей, зарегистрированных на территории избирательного
округа.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих
активным избирательным правом в том избирательном округе, в
котором кандидат дает согласие на выдвижение.
В соответствии со статьей 33 Закона "О выборах депутатов
Государственного Совета Чувашской Республики" в поддержку
выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи
избирателей в порядке, который определяется федеральными законами
и настоящим Законом. Количество подписей, необходимое для
регистрации кандидатов, списков кандидатов при проведении выборов
депутатов Государственного Совета Чувашской Республики, составляет
1 процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории
соответствующего избирательного округа.
Как видно из материалов дела, на территории Гузовского
избирательного округа N 59 зарегистрировано 12984 избирателя,
следовательно, для регистрации кандидату необходимо было
представить в избирательную комиссию не менее 130 достоверных и
действительных подписей избирателей, собранных в поддержку его
выдвижения.
25 мая 2004 года выдвинутый в порядке самовыдвижения кандидат
на должность депутата Государственного Совета Чувашской Республики
Моляков И.Ю. представил в окружную избирательную комиссию по
Гузовскому избирательному округу N 59 144 подписи избирателей,
собранные в поддержку его выдвижения.
Все подписи рабочей группой окружной избирательной комиссии
были подвергнуты проверке.
Судом установлено, что Моляков И.Ю. принимал участие в ходе
проверки представленных им подписей, о чем свидетельствует
представленный суду окружной избирательной комиссией
соответствующий акт.
По результатам проверки достоверными и действительными были
признаны 121 подпись избирателей.
23 подписи были признаны недействительными и недостоверными, из
которых:
10 подписей лиц, не обладающих активным избирательным правом в
Гузовском избирательном округе N 59;
4 подписи лиц, указавших в подписном листе сведения, не
соответствующие действительности;
2 подписи избирателей с исправлением даты ее внесения в
подписной лист, и это исправление специально не оговорено
избирателем, а также подписи избирателей, даты внесения которых
проставлены избирателями не собственноручно, а также подписи
избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям
сведениях об избирателях, и эти исправления специально не
оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
1 подпись, внесенная в подписной лист до дня, следующего за
днем уведомления соответствующей избирательной комиссии о
выдвижении кандидата;
6 подписей, выполненных от имени одного лица другим лицом.
В соответствии со статьей 36 Закона Чувашской Республики "О
выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики"
соответствующая избирательная комиссия не позднее чем через пять
дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов
обязана принять решение о регистрации кандидата либо
мотивированное решение об отказе в регистрации кандидата.
Основанием отказа в регистрации кандидата, в соответствии с
названной нормой, может быть недостаточное количество
представленных достоверных, действительных подписей избирателей,
собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Установив, таким образом, представление заявителем в окружную
избирательную комиссию недостаточного для его регистрации
кандидатом количества подписей избирателей, суд сделал правильный
вывод о наличии у избирательной комиссии оснований для вынесения
решения об отказе в такой регистрации.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 17 Федерального закона
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" соответствующими
комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума
на основании сведений, полученных с использованием государственной
системы регистрации (учета) избирателей.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в
список избирателей, участников референдума на конкретном
избирательном участке, участке референдума является факт
нахождения его места жительства на территории этого участка. Факты
нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина
на территории избирательного участка, избирательного округа
устанавливаются органами регистрационного учета граждан Российской
Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах
территории Российской Федерации в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
В связи с этим доводы Молякова И.Ю. о необоснованности
признания недействительными подписей избирателей, хотя и
зарегистрированных вне границ Гузовского избирательного округа N
59, но фактически постоянно или преимущественно проживающих на
территории данного округа по указанным ими в подписных листах
адресам, правильно признаны судом несостоятельными.
Ссылка заявителя на то, что 6 подписей учинены от имени одного
лица другим лицом, что могло быть установлено лишь в результате
проведения почерковедческой экспертизы, не основана на законе, не
содержащем таких требований.
Согласно статье 35 республиканского избирательного закона
соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки
соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов,
достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей,
содержащихся в этих подписных листах, может своим решением
создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии,
работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных
специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены
нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов
органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, а
также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих
учет граждан. Их заключения могут служить основанием для признания
недостоверными данных, содержащихся в подписных листах.
Судом установлено, что принимавшие участие в работе окружной
избирательной комиссии по проверке подписей избирателей эксперты
Экспертно-криминалистического центра МВД Чувашской Республики
имеют соответствующие допуски по проведению почерковедческих
исследований, достаточный опыт работы в качестве экспертов.
В связи с чем суд обоснованно не усмотрел оснований сомневаться
в правильности их выводов.
О том, что указание даты внесения подписи в подписной лист до
дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о
выдвижении кандидата, является опиской, которая могла быть
устранена избирательной комиссией в ходе проверки, заявитель
полагает необоснованно. Избирательный закон возможности внесения
каких-либо исправлений избирательной комиссией в подписные листы
кандидата не допускает.
Утверждения заявителя о том, что все неточности, допущенные при
указании сведений об избирателях, могут быть устранены путем их
допроса в судебном заседании, противоречат положениям закона о
запрете установления достоверности подписей избирателей методом их
опроса. Довод о том, что такой запрет касается только
избирательных комиссий, а не суда, не основан на законе, не
предусматривающем для кого-либо таких исключений.
По этой же причине нельзя признать состоятельной ссылку в
жалобе на необходимость при проведении дополнительных выборов
установления новых границ избирательных округов, составления новых
списков избирателей.
Прочие доводы жалобы направлены на иную оценку доказательств,
исследованных судом по правилам статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, и не
могут служить основанием к отмене судебного решения.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в
удовлетворении заявления Молякова И.Ю. следует признать законным и
обоснованным, которое по доводам жалобы отменено быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361 ГПК
РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 8 июня 2004
года оставить без изменения, а кассационную жалобу Молякова И.Ю. -
без удовлетворения.
|