СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2004 г. N 191-СФ
ОБ ОТЧЕТЕ О РАБОТЕ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2003 ГОДУ
Заслушав представленный в соответствии со статьей 33
Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" отчет
о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2003 году, Совет
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает
результативность контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической
деятельности Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная
палата), направленной на выявление потерь финансовых ресурсов
государства и подготовку предложений по устранению выявленных
недостатков бюджетного процесса.
Усилия Счетной палаты в 2003 году были сосредоточены на
обеспечении функционирования единой системы контроля за
формированием и исполнением федерального бюджета и бюджетов
государственных внебюджетных фондов, совершенствовании форм и
методов контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической
деятельности, направленных на предотвращение финансовых нарушений
и повышение результативности использования бюджетных средств и
эффективности формируемых бюджетов в целом.
Всего в 2003 году было проведено 518 контрольно-ревизионных и
экспертно-аналитических мероприятий.
Характерной особенностью деятельности Счетной палаты в 2003
году являлось усиление ее экспертно-аналитической направленности.
Вместе с тем основным видом деятельности Счетной палаты в 2003
году оставалась контрольно-ревизионная деятельность.
По поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации
проведено 7 контрольных мероприятий, а по обращениям отдельных
членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы - 12
контрольных мероприятий.
В отчетном году Счетной палатой зафиксировано 116 фактов
причинения ущерба федеральному бюджету и бюджетам субъектов
Российской Федерации. Общий ущерб от вскрытых Счетной палатой
нарушений составил свыше 100 млрд. рублей (в 2002 году - 119,6
млрд. рублей). В 2003 году установлен 191 факт использования
бюджетных средств не по целевому назначению. Сумма выявленного
нецелевого использования бюджетных средств и средств
государственных внебюджетных фондов составила 1484,9 млн. рублей.
По итогам контрольных мероприятий Правительству Российской
Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, главным
распорядителям средств федерального бюджета, иным участникам
бюджетного процесса направлено более 230 информационных писем, 431
представление и 7 предписаний Счетной палаты. Из 438 представлений
и предписаний исполнено 347.
В правоохранительные органы направлен 121 материал проверок
Счетной палаты.
Анализ формирования и исполнения федерального бюджета за
последние годы, проведенный Счетной палатой, показывает, что
федеральными органами исполнительной власти в ходе его составления
и исполнения допускаются многочисленные отступления от
установленных бюджетных правил и заданий. В заключении Счетной
палаты обращено внимание на несоответствие 28 статей Федерального
закона "О федеральном бюджете на 2004 год" Бюджетному кодексу
Российской Федерации, на несоблюдение норм иных актов
законодательства Российской Федерации.
Счетной палате в 2003 году не удалось завершить разработку
полноценной нормативно-правовой базы проведения аудита
эффективности использования бюджетных средств и обеспечить
проведение проверок с использованием аудита эффективности во всех
аудиторских направлениях.
Аудиторам Счетной палаты не удалось также в полной мере перейти
от проверок на отдельных объектах к проведению государственно
значимых программно-целевых комплексных мероприятий.
Требует завершения разработка системы управления качеством
контрольно-ревизионной работы.
По итогам обсуждения отчета о работе Счетной палаты в 2003 году
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
постановляет:
1. Принять к сведению отчет о работе Счетной палаты в 2003
году. Признать работу Счетной палаты в 2003 году
удовлетворительной.
2. Рекомендовать Счетной палате:
завершить разработку методологической базы для внедрения в
деятельность Счетной палаты аудита эффективности использования
бюджетных средств;
обеспечить переход от проверок на отдельных объектах к
проведению государственно значимых программно-целевых комплексных
мероприятий;
завершить разработку системы управления качеством контрольно-
ревизионной работы;
рассмотреть возможность перехода от годового планирования своей
деятельности к планированию на среднесрочную перспективу.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
принять необходимые меры по формированию федерального бюджета
на 2005 год, ориентированного на результат;
принять нормативные правовые акты, регламентирующие исполнение
федеральными органами исполнительной власти представлений и
предписаний Счетной палаты, а также устанавливающие
ответственность должностных лиц за ненадлежащее их исполнение;
проводить мониторинг принимаемых мер по возмещению выявленного
Счетной палатой ущерба федеральному бюджету и государственным
внебюджетным фондам, ежегодно информируя о результатах Совет
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
обратить внимание на отсутствие реестра федеральной
собственности, в том числе находящейся за рубежом, что затрудняет
поступление дополнительных доходов в федеральный бюджет за счет
повышения эффективности ее использования;
определять перечень объектов Федеральной адресной
инвестиционной программы на очередной финансовый год исходя из
целей экономического развития, обозначенных в Послании Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 26
мая 2004 года;
ускорить реализацию Программы развития бюджетного федерализма в
Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа
2001 г. 584, четко разграничив доходные и расходные полномочия
между органами государственной власти и органами местного
самоуправления.
4. Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной
палатой Российской Федерации:
представить до 31 декабря 2004 года проект основных направлений
взаимодействия Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации и Счетной палаты Российской Федерации на 2005 год,
нацеленных на повышение эффективности использования средств
федерального бюджета;
организовывать регулярные выступления-отчеты аудиторов Счетной
палаты, назначенных на должность Советом Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации, по своим направлениям деятельности;
подготовить необходимые изменения в Регламент Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам
совершенствования процедуры назначения на должность аудиторов
Счетной палаты;
готовить на регулярной основе заслушивание в рамках
"правительственного часа" информации представителей федеральных
органов исполнительной власти об исполнении представлений и
предписаний Счетной палаты.
5. Направить настоящее Постановление Президенту Российской
Федерации, в Правительство Российской Федерации и Счетную палату.
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить
на Комиссию Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой
Российской Федерации.
7. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
С.М.МИРОНОВ
|