Азиз против Кипра
(Aziz - Cyprus) (N 69949/01)
По материалам Постановления
Европейского Суда по правам человека
от 22 июня 2004 года
(вынесено II Секцией)
Обстоятельства дела
Заявитель жалобы относится к турецкой общине, проживающей на
территории Республики Кипр. Он обратился с просьбой к властям,
чтобы его внесли в списки избирателей для участия в голосовании по
выборам депутатов парламента страны. Министерство внутренних дел
отклонило просьбу заявителя, разъяснив ему, что согласно
Конституции Республики Кипр члены турецкой общины на территории
этой республики не подлежат регистрации в списках избирателей из
числа членов греческой общины Республики Кипр. Заявитель обратился
в Верховный суд с жалобой на отказ в регистрации. Верховный суд
отклонил жалобу Азиза. При этом суд постановил, что в соответствии
с Конституцией Республики Кипр и соответствующим законодательством
о порядке организации и проведении выборов члены турецкой общины,
проживающие на территории Республики Кипр, не могут голосовать на
парламентских выборах, и что сам Верховный суд не может принять
решение, которым бы был восполнен существующий в этом отношении
пробел в законодательстве.
Вопросы права
По поводу Статьи 3 Протокола N 1 к Конвенции. Европейский Суд
считает, что хотя в сфере организации и проведения выборов
депутатов парламента государства - участники Конвенции располагают
широкой свободой усмотрения и в установлении норм,
регламентирующих парламентские выборы, вольны действовать в
широких пределах, таковые нормы не должны формулироваться таким
образом, чтобы исключать каких-либо лиц из политической жизни
страны, в частности, из процесса выборов в законодательные органы.
В результате аномальной ситуации, существующей в стране с 1983
года <*>, и пробела в законодательстве заявитель как член турецкой
общины, проживающий на территории, контролируемой правительством
Республики Кипр, лишен какой-либо возможности выразить свое мнение
при выборах членов Палаты представителей Республики Кипр. В таких
обстоятельствах утрачивается самое значение права человека на
участие в голосовании.
---------------------------------
<*> В мае 1983 г. основная турецкая община Кипра образовала так
называемую Турецкую Республику Северного Кипра и провозгласила ее
государственную независимость. Совет Безопасности ООН осудил этот
шаг, повторив свое требование вывода турецких вооруженных
формирований с территории острова Кипр. Псевдогосударство
"Турецкая Республика Северного Кипра" остается de jure
непризнанным мировым сообществом (прим. перев.).
Постановление
Европейский Суд пришел к выводу, что в данном вопросе по делу
допущено нарушение требований Статьи 3 Протокола N 1 к Конвенции
(принято единогласно).
По поводу Статьи 14 Конвенции. Поскольку различение в отношении
государства к человеку в настоящем деле проистекает из того
обстоятельства, что заявитель является киприотом-турком, а также
из положений Конституции, регламентирующих избирательные права
членов турецкой общины Республики Кипр и греческой общины
Республики Кипр, которые стало невозможно применять, существует
явное неравенство в обращении с человеком, что касается права, о
котором идет речь в данном деле. Соответственно, Европейский Суд
считает, что имело место нарушение положений Статьи 14 Конвенции.
Постановление
Европейский Суд пришел к выводу, что в данном вопросе по делу
допущено нарушение требований Статьи 14 Конвенции (принято
единогласно).
Компенсация
В порядке применения Статьи 41 Конвенции. Европейский Суд вынес
решение в пользу заявителя о возмещении судебных издержек и иных
расходов, понесенных в связи с судебным разбирательством.
|