СОВЕТ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
МЕХАНИЗМА МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(Астана, 18 июня 2004 года)
Совет коллективной безопасности Организации Договора о
коллективной безопасности,
подтверждая заинтересованность государств-членов в обеспечении
на коллективной основе безопасности и стабильности в зоне
ответственности Организации Договора о коллективной безопасности
(далее - Организация) и сопредельных регионах,
заявляя далее о приверженности целям и принципам, закрепленным
в Уставе ООН, а также общепринятым нормам международного права,
исходя из важности повышения роли Организации в усилиях
мирового сообщества по предотвращению и урегулированию конфликтных
ситуаций в мире,
учитывая имеющиеся у Организации и ее государств-членов
необходимый ресурс и опыт в проведении миротворческих операций,
решил:
1. Одобрить представленную Генеральным секретарем Организации
Договора о коллективной безопасности (далее - Генеральный
секретарь) Концепцию формирования и функционирования механизма
миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной
безопасности;
2. С учетом изложенных в Концепции соображений и рекомендаций
поручить Постоянному Совету при Организации совместно с
Генеральным секретарем и начальником Объединенного штаба
Организации подготовить до 1 октября 2004 г. пакет документов по
нормативному и организационному оформлению в рамках Организации
механизма миротворческой деятельности, включая упомянутые в
Концепции проекты Положений и решений, и представить их в
установленном порядке на рассмотрение Совета коллективной
безопасности.
Совершено в городе Астане 18 июня 2004 г. в одном подлинном
экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в
Секретариате Организации Договора о коллективной безопасности,
который направит каждому государству-члену Организации Договора о
коллективной безопасности его заверенную копию.
(Подписи)
Приложение
Одобрена
Решением
Совета коллективной
безопасности Организации
Договора о коллективной
безопасности
от 18 июня 2004 года
КОНЦЕПЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА
МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА
О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1. В основу положена принципиальная линия государств-членов
ОДКБ на обеспечение коллективными усилиями региональной и
международной безопасности в соответствии с Уставом ООН, решениями
Совета Безопасности ООН, общепризнанными нормами международного
права.
В достижении этих целей государства-члены и Организация в целом
предполагают активное участие в миротворческих многокомпонентных
операциях под эгидой ООН, многонациональных и региональных
операциях с использованием вооруженных сил, осуществляемых по
решению Совета Безопасности ООН, принятому в соответствии с
Уставом ООН для устранения угрозы миру, нарушений мира или акта
агрессии. Возможные обязательства в рамках ОДКБ не сужают права
государств-членов на их участие в деятельности других
международных организаций.
2. Государства-члены, выстраивая механизм миротворческой
деятельности ОДКБ, считают ее принципиально важным этапом раннего
обнаружения и своевременного предотвращения политическими
средствами назревающих военно-политических кризисов и военных
конфликтов.
3. Государства-члены исходят из того, что вероятность
возникновения конфликтов на основе политических, экономических,
религиозно-этнических, территориальных и других противоречий
остается высокой, и их надежное предотвращение и мирное
урегулирование без применения миротворческих технологий
представляется практически невозможным. Участие государств-членов
в миротворческих процессах имеет ключевое значение для продвижения
военно-политических позиций и интересов как самих государств, так
и ОДКБ в целом в международных делах.
4. В миротворческой деятельности государства-члены ОДКБ
руководствуются положениями Устава ООН, нормами и принципами
международного и национального права.
5. Заявляя о своем намерении сформировать в рамках ОДКБ
необходимый миротворческий потенциал, государства-члены считают
целесообразным сосредоточить эту деятельность на таком спектре
миротворческих операций как операции по поддержанию мира (ОПМ) в
их традиционном контексте, проводимые в зонах, имеющих важное
стратегическое значение для государств-членов ОДКБ.
При выполнении своих функций персонал такого рода операций
имеет право применять оружие в целях обеспечения безопасности и
защиты от любых посягательств на его жизнь и здоровье в порядке
осуществления неотъемлемого права на самооборону: в случае попыток
насильственного отстранения персонала операций от выполнения
возложенных на него функций, для отражения явного вооруженного
нападения террористических, диверсионных групп и бандформирований,
а также для их задержания и для защиты гражданского населения от
насильственных посягательств на их жизнь и здоровье в зоне
ответственности миротворческих сил, а также в случаях участия в
операциях ООН в соответствии с утвержденным СБ ООН мандатом.
6. Операции по поддержанию мира предпринимаются с
непосредственного согласия вовлеченных в конфликт сторон,
осуществляются в духе беспристрастности, при условии обеспечения
безопасности миротворческого контингента, их нейтральности и
открытости, признания полномочий местных властей.
Участие государств-членов в ОПМ носит исключительно
добровольный характер.
7. Операции ОДКБ по поддержанию мира будут осуществляться в
строгом соответствии с положениями Устава ООН. При этом будет
осуществляться предварительная всесторонняя подготовительная
работа. На всех этапах могут быть использованы опыт, специальные
знания и ресурсы ООН и ОБСЕ, других международных структур. ОДКБ
может обращаться к ним с просьбой о предоставлении необходимых
ресурсов в целях оказания ей поддержки в осуществлении своей
деятельности по поддержанию мира. Решения на этот счет принимаются
Советом коллективной безопасности по рекомендации Советов
министров иностранных дел и обороны.
Действующий председатель Совета коллективной безопасности ОДКБ
будет незамедлительно направлять исчерпывающую информацию в Совет
Безопасности ООН о проводимых ОДКБ операциях по поддержанию мира.
8. В своей миротворческой деятельности ОДКБ будет опираться на
имеющиеся у государств-членов специально подготовленные
миротворческие контингенты. Государства-члены, изъявившие
готовность участвовать в ОПМ, обмениваются информацией о
численности и составе своих миротворческих формирований, имеющихся
у них вооружений и военной техники, а также примут меры к их
возможному доукомплектованию в соответствии с заранее
согласованной программой в целях достижения необходимой
совместимости и взаимодополняемости национальных контингентов при
проведении коллективных миротворческих операций.
9. Государства-члены рассмотрят возможность и целесообразность
формирования Коллективных миротворческих сил (КМС). В их состав
войдут:
- объединенное командование;
- боевые части (подразделения);
- группы военных наблюдателей;
- группа экспертов;
- подразделения полиции (милиции);
- части (подразделения) боевого, технического и тылового
обеспечения;
- другие органы и подразделения, обеспечивающие выполнение
поставленных задач.
Имеется в виду, что создаваемые в ОДКБ КМС могут быть
развернуты в зоне конфликта после принятия политического решения.
Государства-члены исходят из того, что национальные
миротворческие подразделения дислоцируются на своих территориях,
проходят подготовку по единым программам, в т.ч. с учетом
стандартов НАТО, оснащаются едиными образцами вооружений и связи,
подчиняются национальному руководству, принимают участие в
регулярных совместных учениях.
Численность и состав КМС, круг возлагаемых на них задач,
условия их развертывания в зоне конфликта и порядок выполнения ими
миротворческих операций определяются в отдельном Положении о КМС,
утвержденном Советом коллективной безопасности.
10. Для проведения мониторинга военно-политической ситуации в
зоне ответственности ОДКБ и других регионах, информационно-
аналитического обеспечения ОПМ, подготовки предложений,
рекомендаций и проектов решений по применению КМС и их отдельных
элементов создается Оперативная рабочая группа из должностных лиц
Секретариата и Объединенного штаба ОДКБ при участии членов
Постоянного Совета при Организации - Полномочных представителей
государств-членов. На Оперативную группу возлагаются также
организация рекогносцировки в зоне развертывания КМС и подготовка
доклада о возможности и целесообразности проведения ОПМ, их
объемах и сроках.
Задачи и функции Оперативной рабочей группы регламентируются
отдельным Положением, утверждаемым Советом коллективной
безопасности.
11. В целях обеспечения боеготовности КМС, организации их
учебы, должной подготовки ОПМ и управления действиями
миротворческих частей (подразделений) при их проведении создается
Орган управления, подконтрольный органам ОДКБ. Его состав, задачи
и функции определяются отдельным Положением, утверждаемым Советом
коллективной безопасности.
12. Государства-члены поручат своим соответствующим
государственным органам разработать и внести в установленном
порядке на рассмотрение Совета коллективной безопасности
предложения по финансовым аспектам коллективного миротворчества,
включая порядок распределения затрат на подготовку и проведение
конкретных ОПМ между государствами-членами.
13. Решение о проведении операции по поддержанию мира ОДКБ
принимается Советом коллективной безопасности по предложению СМИД
и СМО на основании решений государств-членов, принимаемых в
установленном порядке.
Совет коллективной безопасности утверждает далее мандат ОПМ,
назначает Командующего КМС, а также Главу миротворческой миссии,
который по поручению и от имени Совета коллективной безопасности
осуществляет политический контроль за выполнением ОПМ, в т.ч.
путем непосредственного участия в политическом урегулировании.
С согласия Совета коллективной безопасности миротворческие силы
ОДКБ могут принимать участие в операциях по поддержанию мира,
осуществляющихся на основе соответствующей Резолюции СБ ООН.
14. Каждое государство-член, имеющее резервное соглашение с
ООН, имеет право на неограниченное участие своих миротворческих
контингентов в ОПМ по мандату ООН или под эгидой ОБСЕ, информируя
о возможном своем участии Совет коллективной безопасности.
В то же время ОДКБ исходит из возможности заключения
коллективного резервного соглашения с ООН при участии в нем
заинтересованных государств-членов. При этом учитывается уже
имеющаяся практика ООН и закрепленное в ряде документов ООН
предпочтение для участия в ОПМ хорошо структурированных
многонациональных формирований с необходимыми силами обеспечения,
созданных действующими на коллективной основе государствами-
членами. Тем самым облегчается и стимулируется использование с
санкции Совета Безопасности ООН национальных формирований в
миротворческих операциях под флагом ООН и ОБСЕ.
15. Государства-члены предпримут усилия к гармонизации
национального законодательства по миротворчеству в соответствии с
принимаемым на этот счет решением Совета коллективной
безопасности.
|