МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО
от 11 июня 2004 г. N 01-17/05-01
О ПРИМЕНЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО, СРЕДНЕГО
И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В связи с многочисленными обращениями в Минобразование России,
а в настоящее время - в Федеральную службу по надзору в сфере
образования и науки (далее - Федеральная служба) граждан,
руководителей образовательных учреждений, представителей
государственных органов исполнительной власти по вопросам
применения дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ)
Федеральная служба сообщает следующее.
Согласно п. 3 Федерального закона от 10.01.2003 N 11-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об
образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" (далее - Закон) "...Образовательное
учреждение вправе использовать дистанционные образовательные
технологии для всех форм получения образования в порядке,
установленном федеральным (центральным) государственным органом
управления образованием;". В настоящее время такой порядок
установлен Методикой применения дистанционных образовательных
технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях
высшего, среднего и дополнительного профессионального образования
Российской Федерации (далее - Методика), утвержденной Приказом
Минобразования России от 18.12.2002 N 4452 (зарегистрирован
Минюстом России 24.12.2002 N 4071).
Методика не устанавливает необходимости получения специальной
лицензии или какого-либо иного разрешительного документа
государственного органа управления образованием на применение ДОТ.
Вместе с тем при прохождении очередной лицензионной экспертизы
образовательное учреждение, реализующее одну или несколько
образовательных программ с применением ДОТ в частичном или полном
объеме, имеет возможность представить в лицензирующий орган для
экспертизы вышеуказанных программ взамен обычного комплекта
документов документы из перечня, утвержденного Приказом
Минобразования России от 26.08.2003 N 3387 "Об утверждении перечня
документов, представляемых на лицензионную экспертизу
образовательными учреждениями среднего, высшего, дополнительного
профессионального образования и их филиалами, использующими
дистанционные образовательные технологии для реализации
образовательных программ частично или в полном объеме". Объем
требований, предъявляемых к такому образовательному учреждению,
определен Временными требованиями, предъявляемыми к
образовательным учреждениям среднего, высшего и дополнительного
профессионального образования при проведении лицензионной
экспертизы и проверки их готовности к реализации образовательных
программ с использованием в полном объеме дистанционных
образовательных технологий, утвержденными Минобразованием России
20.02.2004.
Выдаваемая в результате проведения экспертизы лицензия не
должна содержать указаний о применении образовательным учреждением
ДОТ.
Согласно п. 16 Методики образовательные учреждения, реализующие
одну или несколько образовательных программ с использованием ДОТ в
полном объеме, могут обратиться в Федеральную службу с заявлением
о проведении проверки такой готовности.
В соответствии с п. 4 Закона при подтверждении федеральным
(центральным) государственным органом управления образованием
(Федеральной службой) готовности образовательного учреждения
реализовывать в филиалах образовательные программы с
использованием ДОТ в полном объеме эти филиалы получают право
проходить аттестацию в составе данного образовательного
учреждения.
Следует отметить, что таким образовательным учреждениям
решением лицензирующего органа может быть изменена в лицензии
предельная численность контингента обучающихся.
Необходимо также учитывать, что в конце оборотной стороны
приложения к диплому для выпускников образовательных учреждений
высшего и среднего профессионального образования, освоивших
образовательную программу с использованием дистанционного обучения
в полном объеме, делается запись: "Образовательная программа
освоена посредством дистанционных образовательных технологий."
(Постановление Госкомвуза России от 10.04.1996 N 6, Приказ
Минобразования России от 17.03.2003 N 1011).
Следует обратить особое внимание на то, что согласно п. 1
Временных требований "При реализации образовательных программ в
очной форме обучения с использованием ДОТ образовательное
учреждение обязано обеспечить полный объем аудиторной нагрузки в
соответствии с государственным образовательным стандартом высшего
профессионального образования или требованиями к программам
соответствующего дополнительного профессионального образования".
При этом очная форма обучения может быть организована
исключительно на базе образовательного учреждения или его филиала.
Несмотря на то, что вопросы создания и функционирования
представительств вузов достаточно полно изложены в нормативных
документах, в т.ч. в письме Минобразования России от 16.09.2002 N
24-55-236(288)/10 "О нарушении законодательства Российской
Федерации в организации и деятельности представительств вузов",
продолжаются многочисленные нарушения в этой области.
В ряде случаев нарушения обосновываются применением ДОТ. Среди
таких нарушений наиболее распространенными являются следующие:
ведется обучение в очной и очно-заочной формах получения
образования;
в заочной форме обучения ведутся систематические занятия, а не
только консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточная
аттестация обучающихся.
При выявлении подобных нарушений Федеральная служба будет
принимать решение о приостановлении действия лицензии
образовательного учреждения.
Информация о нормативных документах, регламентирующих
использование ДОТ в учебном процессе, представлена по адресу
Минобразования России: www.ed.gov.ru.
В.А.БОЛОТОВ
-------------------------------------------------------------------
|