ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 июня 2004 г. N 64-Т
О ПОРЯДКЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ
МОТИВИРОВАННЫХ ЗАПРОСОВ В КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Центральный банк Российской Федерации направляет для
использования в работе письмо (прилагается) Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам от 27.05.2004 N 24-2-
02/410 о порядке направления налоговыми органами мотивированных
запросов в кредитные организации.
Прошу довести указанное письмо до сведения кредитных
организаций.
Первый заместитель
Председателя Банка России
А.А.КОЗЛОВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 27 мая 2004 г. N 24-2-02/410
ПО ВОПРОСУ НАПРАВЛЕНИЯ
МОТИВИРОВАННОГО ЗАПРОСА НАЛОГОВОГО ОРГАНА
В АДРЕС БАНКА
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
рассмотрело обращение Банка России от 04-15-7/866 от 16.03.2004 и
считает возможным довести до сведения кредитных организаций
следующие разъяснения относительно порядка направления налоговыми
органами мотивированных запросов в адрес кредитных организаций.
В соответствии со статьей 86 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК РФ) банки обязаны выдавать налоговым органам
справки по операциям и счетам организаций и граждан,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, в порядке, определяемом законодательством
Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного
запроса налогового органа.
Статья 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и
банковской деятельности" разрешает кредитным организациям выдавать
справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, органам государственной налоговой службы
Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными
актами об их деятельности. Таким образом, кредитная организация не
вправе отказать налоговому органу в предоставлении информации по
операциям и счетам клиентов по его мотивированному запросу,
ссылаясь на банковскую тайну.
Направление запросов налоговых органов в адрес кредитных
организаций мотивируются осуществлением мероприятий налогового
контроля, проводимых в отношении налогоплательщиков (плательщиков
сборов, налоговых агентов) в соответствии с законодательством о
налогах и сборах.
Согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка
проводится по месту нахождения налогового органа на основе
налоговых деклараций и документов, представленных
налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты
налога, а также других документов о деятельности
налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе
истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить
объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и
своевременность уплаты налогов.
В соответствии со статьей 87 НК РФ если при проведении
камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов
возникает необходимость получения информации о деятельности
налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами,
налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы,
относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика
(плательщика сбора) (встречная проверка).
Статьей 31 НК РФ предусмотрено право налоговых органов
требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных
поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых
агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о
списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и
налоговых агентов сумм налогов и пени.
Также статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-
1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам
предоставлено право получать от предприятий, учреждений,
организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения)
справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной
деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного
налогообложения.
Налоговый кодекс, а также иные действующие нормативные правовые
акты законодательства о налогах и сборах не содержат ограничений в
части направления запросов в банки о предоставлении информации по
операциям организаций и граждан, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, только в рамках налоговых проверок, а также ограничений по
видам операций и периодам, по которым налоговым органом может быть
запрошена указанная информация. В связи с этим запросы о
предоставлении указанной информации могут быть направлены
налоговым органом как в рамках, так и вне рамок налоговой проверки
(в том числе на этапе подготовки к проведению выездной налоговой
проверки).
При отсутствии в запросе налогового органа мотивировки
необходимости предоставления соответствующей информации либо при
наличии ненадлежащей мотивировки, не связанной с целями и задачами
налоговых органов, а также при отсутствии в запросе указания на
конкретный период, за который запрашивается информация, данные
запросы исполнению банками не подлежат.
Действительный государственный советник
налоговой службы
Российской Федерации
II ранга
С.Н.ШУЛЬГИН
|