Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 09.06.2004 N ВКПИ04-33 О ГРАЖДАНСКОМ ДЕЛЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ И НЕ ПОДЛЕЖАЩЕЙ ПРИМЕНЕНИЮ ФОРМЫ N 14, УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИЛОЖЕНИЕМ N 37 К ИНСТРУКЦИИ, ВВЕДЕННОЙ В ДЕЙСТВИЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РФ ОТ 23.05.1999 N 170 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                     от 9 июня 2004 г. N ВКПИ04-33
   
       Военная   коллегия  Верховного  Суда  Российской  Федерации   в
   составе:  председательствующего - судьи Верховного Суда  Российской
   Федерации  Коронца А.Н., при секретаре Красовском А.А., с участием:
   заявителя  Наместникова  Г.А., представителя  Министерства  обороны
   Российской  Федерации  Мачнева  А.А.,  военного  прокурора   отдела
   Главной  военной  прокуратуры Кочуры А.А.,  рассмотрев  в  открытом
   судебном  заседании  гражданское  дело  по  заявлению  Наместникова
   Геннадия  Александровича о признании недействующей и не  подлежащей
   применению  формы N 14 (справка о занесенных в личное  дело  членах
   семьи   военнослужащего),   утвержденной   приложением   N   37   к
   Инструкции,  введенной в действие Приказом Министра обороны  РФ  от
   23   мая   1999   г.   N   170   "Об  утверждении   Инструкции   по
   делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации",
   
                              установила:
   
       Наместников  обратился  в Верховный Суд  Российской  Федерации,
   считая,  что форма N 14 (справка о занесенных в личное дело  членах
   семьи   военнослужащего),   утвержденная   приложением   N   37   к
   Инструкции,  введенной в действие Приказом Министра обороны  РФ  от
   23   мая   1999   г.   N   170   "Об  утверждении   Инструкции   по
   делопроизводству  в  Вооруженных Силах  Российской  Федерации",  не
   подлежит  применению, так как указанный Приказ Министра обороны  РФ
   не  был  официально опубликован для всеобщего сведения и не  прошел
   государственную  регистрацию в Министерстве  юстиции  РФ,  а  также
   нарушает его права как военнослужащего и права членов его семьи  на
   бесплатную медицинскую помощь.
       В  судебном  заседании Наместников поддержал  ранее  заявленные
   требования   и   указал,  что  так  как  оспариваемый   Приказ   не
   опубликован  для всеобщего сведения, то это нарушает его  право  на
   доступ к информации и ознакомление с ней.
       Представитель Министерства обороны Российской Федерации  Мачнев
   А.А.  требования  заявителя  не  признал,  при  этом  пояснив,  что
   согласно    Правилам   подготовки   нормативных   правовых    актов
   федеральных  органов  исполнительной власти  и  их  государственной
   регистрации,  утвержденным Постановлением Правительства  РФ  от  13
   августа  1997 г. N 1009, и Разъяснениям о применении данных Правил,
   утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 14 июля 1999 г.  N
   217,   оспариваемый  Приказ  Министра  обороны   РФ   не   подлежал
   государственной  регистрации, так как является актом,  направленным
   на  организацию  делопроизводства в  Вооруженных  Силах  РФ,  и  не
   устанавливает  норм, затрагивающих права и свободы  военнослужащих.
   Указ  Президента  РФ  от  23  мая 1996  г.  N  763  предусматривает
   официальное   опубликование  только  нормативных   правовых   актов
   федеральных  органов  исполнительной власти,  затрагивающих  права,
   свободы    и   обязанности   человека   и   гражданина,   прошедших
   государственную  регистрацию. В силу  указанных  обстоятельств,  по
   мнению  Мачнева А.А., Приказ Министра обороны РФ от 23 мая 1999  г.
   N  170  не является нормативным правовым актом федерального  органа
   исполнительной  власти, затрагивающим права и  свободы  человека  и
   гражданина,  и,  следовательно, не может нарушать какие-либо  права
   заявителя.  Кроме  того, согласно ст. 27 и ч.  1  ст.  251  ГПК  РФ
   Верховному   Суду  РФ  подсудны  гражданские  дела  об  оспаривании
   нормативных  правовых  актов  федеральных  органов  государственной
   власти  при  условии,  что  такие акты  приняты  и  опубликованы  в
   установленном  порядке  и  затрагивают права,  свободы  и  законные
   интересы  граждан.  На основании изложенного  Мачнев  А.А.  считает
   указанное  дело не подлежащим рассмотрению в Верховном  Суде  РФ  и
   согласно ч. 1 ст. 134, ст. 220 ГПК РФ и просил суд производство  по
   делу прекратить.
       Выслушав  объяснения заявителя Наместникова Г.А., представителя
   Министерства обороны Российской Федерации Мачнева А.А.,  исследовав
   обстоятельства  дела  и  заслушав  заключение  военного   прокурора
   отдела   Главной  военной  прокуратуры  Кочуры  А.А.,   полагавшего
   необходимым  производство  по  делу  прекратить,  Военная  коллегия
   Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
       Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым
   и  опубликованным  в  установленном  порядке  нормативным  правовым
   актом   органа  государственной  власти  нарушаются  его  права   и
   свободы,   гарантированные   Конституцией   Российской   Федерации,
   законами   и   другими   нормативными  правовыми   актами,   вправе
   обратиться   в   суд   с   заявлением  о   признании   этого   акта
   противоречащим закону полностью или в части.
       На  основании  ч.  4  ст. 251 ГПК РФ заявления  об  оспаривании
   нормативных  правовых актов подаются по подсудности,  установленной
   статьями  24,  26,  27 ГПК РФ. В соответствии  со  ст.  27  ГПК  РФ
   Верховному  Суду Российской Федерации подсудны дела об  оспаривании
   нормативных  правовых  актов  федеральных  органов  государственной
   власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан  и
   организаций.
       Из  изложенного следует, что судам общей юрисдикции, в  систему
   которых входит и Верховный Суд Российской Федерации, подсудны  дела
   по  заявлениям  граждан об оспаривании принятых и опубликованных  в
   установленном   порядке   нормативных   правовых   актов    органов
   государственной власти при условии, что такие акты  нарушают  права
   и законные интересы граждан.
       На  основании п. 1 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных
   Силах  Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны
   РФ  от  23  мая  1999  г.  N 170, указанная  Инструкция  определяет
   порядок   приема,   учета,   подготовки,  оформления,   размножения
   (тиражирования),  контроля  исполнения, хранения,  использования  и
   отправки   служебных  документов  в  органах  военного  управления,
   объединениях,   соединениях,   воинских   частях   и   организациях
   Вооруженных    Сил   Российской   Федерации.   В    силу    данного
   обстоятельства приложение N 37 к Инструкции содержит  исключительно
   правила  оформления и выдачи справок и других служебных  документов
   и  устанавливает  примерные  формы  справок,  выдаваемых  воинскими
   частями.
       Таким  образом, форма N 14 (справка о занесенных в личное  дело
   членах  семьи  военнослужащего), утвержденная приложением  N  37  к
   Инструкции,  введенной в действие Приказом Министра обороны  РФ  от
   23   мая   1999   г.   N   170   "Об  утверждении   Инструкции   по
   делопроизводству  в  Вооруженных Силах  Российской  Федерации",  не
   регулирует  вопросов, связанных с установлением или отменой  каких-
   либо  прав граждан или военнослужащих, и, следовательно,  не  может
   затрагивать их прав или законных интересов.
       Вопреки заявлению Наместникова о нарушении его права на  доступ
   к  информации, таковых нарушений также не усматривается,  поскольку
   ч.  3 ст. 15 Конституции РФ и Указ Президента РФ от 23 мая 1996  г.
   N  763 предусматривают официальное опубликование только нормативных
   правовых   актов   федеральных   органов   исполнительной   власти,
   затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
       Исходя из п. 5 Приказа Министра обороны РФ от 23 мая 1999 г.  N
   170  данный  Приказ был разослан до отдельной роты и на должностных
   лиц  Министерства обороны РФ была возложена обязанность  обеспечить
   его  изучение,  что  позволяло Наместникову ознакомиться  с  ним  и
   изучить его с подчиненными.
       Кроме  того, в соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы
   государственной   власти  и  органы  местного  самоуправления,   их
   должностные    лица   обязаны   обеспечить   каждому    возможность
   ознакомления  с  документами и материалами, только  непосредственно
   затрагивающими  его  права и свободы, если  иное  не  предусмотрено
   законом.  Приказ же Министра обороны РФ от 23 мая  1999  г.  N  170
   прав   заявителя   не   затрагивает,   а   определяет   особенности
   делопроизводства   в  Вооруженных  Силах  РФ  и   примерные   формы
   документов.
       Согласно  п.  1  ч.  1  ст. 134 ГПК РФ и ст.  220  ГПК  РФ  суд
   прекращает  производство по делу в случае, если  дело  не  подлежит
   рассмотрению   и   разрешению  в  суде   в   порядке   гражданского
   судопроизводства, поскольку в заявлении, поданном от своего  имени,
   оспаривается  акт,  который  не  затрагивает  права,  свободы   или
   законные интересы заявителя.
       Из  изложенного  следует, что оспариваемая  Наместниковым  Г.А.
   форма  N  14  (справка  о  занесенных в личное  дело  членах  семьи
   военнослужащего),  утвержденная  приложением  N  37  к  Инструкции,
   введенной  в действие Приказом Министра обороны РФ от 23  мая  1999
   г.   N  170  "Об  утверждении  Инструкции  по  делопроизводству   в
   Вооруженных  Силах Российской Федерации", не может  рассматриваться
   в  порядке  гражданского судопроизводства,  поскольку  в  заявлении
   оспаривается акт, не затрагивающий его права и законные интересы.
       В  случае  же,  если  Наместников Г.А. полагает,  что  действия
   должностных  лиц,  связанные с получением  справки  -  формы  N  14
   (справка  о занесенных в личное дело членах семьи военнослужащего),
   утвержденной  приложением N 37 к Инструкции, введенной  в  действие
   Приказом  Министра  обороны  РФ  от  23  мая  1999  г.  N  170  "Об
   утверждении  Инструкции  по делопроизводству  в  Вооруженных  Силах
   Российской  Федерации", нарушают его права и законные интересы,  он
   вправе  обжаловать их в суд общей юрисдикции согласно установленной
   подсудности.
       На  основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 27, 134, 220,
   221 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       производство  по  гражданскому делу по  заявлению  Наместникова
   Геннадия  Александровича о признании недействующей и не  подлежащей
   применению  формы N 14 (справка о занесенных в личное  дело  членах
   семьи   военнослужащего),   утвержденной   приложением   N   37   к
   Инструкции,  введенной в действие Приказом Министра обороны  РФ  от
   23   мая   1999   г.   N   170   "Об  утверждении   Инструкции   по
   делопроизводству  в  Вооруженных  Силах  Российской  Федерации",  -
   прекратить.  Разъяснить Наместникову Геннадию  Александровичу,  что
   повторное обращение в суд с указанным заявлением не допускается.
       Данное   Определение  может  быть  обжаловано  в   Кассационную
   коллегию  Верховного  Суда Российской Федерации  в  течение  десяти
   дней со дня его вынесения.
   
                                                 Судья Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                           А.Н.КОРОНЕЦ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz