КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июня 2004 г. N 215-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "НАРОДНАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТОВ 1 И 2 СТАТЬИ 71
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева,
Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И.
Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В.
Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С.
Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.С.
Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" предварительное изучение жалобы политической партии
"Народная партия Российской Федерации",
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации
политическая партия "Народная партия Российской Федерации"
оспаривает конституционность пунктов 1 и 2 статьи 71 Федерального
закона от 20 декабря 2002 года "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
По мнению заявителя, содержащиеся в них взаимосвязанные
положения, в соответствии с которыми политическая партия,
избирательный блок, получившие по результатам голосования менее 2
процентов голосов избирателей от общего числа избирателей,
принявших участие в голосовании по федеральному избирательному
округу, обязаны возместить в полном объеме государственным
организациям телерадиовещания и редакциям государственных
периодических печатных изданий стоимость предоставленных
бесплатных эфирного времени и печатной площади, не соответствуют
Конституции Российской Федерации, ее статьям 13 (часть 4), 19
(части 1 и 2) и 55 (часть 2).
2. Как следует из правовой позиции, сформулированной
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 17
ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных
положений Федерального закона от 21 июня 1995 года "О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации", законодатель, регулируя участие политических партий и
избирательных блоков в выборах депутатов Государственной Думы,
вправе в интересах избирателей предусмотреть специальные условия,
позволяющие исключить из избирательного процесса тех его
участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей.
Законодательное закрепление таких условий способствует обеспечению
нормального функционирования парламента, стабильности
законодательной власти и конституционного строя в целом. Этим не
ограничиваются избирательные права граждан и не нарушается
равенство общественных объединений перед законом (статья 13, часть
4, Конституции Российской Федерации).
Равенство политических партий, избирательных блоков перед
законом означает, прежде всего, равную защиту закона без всякой
дискриминации в ходе выборов и не предполагает равенства
результатов выборов. Правила, по которым проводятся выборы, для
всех политических партий, избирательных блоков одинаковы и
известны заранее; предварительные законодательные условия избрания
одинаковы для всех федеральных списков, и каждый избиратель вправе
голосовать за любой федеральный список; все политические партии,
избирательные блоки, набравшие менее 2 процентов голосов
избирателей, на равных основаниях обязаны возместить в полном
объеме стоимость предоставленных бесплатно эфирного времени и
печатной площади.
Утверждение заявителя о том, что из взаимосвязанных положений
пунктов 1 и 2 статьи 71 Федерального закона "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
вытекает отсутствие обязанности возместить стоимость
предоставленных бесплатных эфирного времени и печатной площади у
политических партий, избирательных блоков, хотя и получивших по
результатам голосования менее 2 процентов голосов избирателей,
принявших участие в голосовании по федеральному избирательному
округу, но чьи кандидаты, выдвинутые по одномандатным
избирательным округам и избранные в Государственную Думу, в
совокупности получили по результатам голосования не менее 2
процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, не
основано на законе.
В Российской Федерации избирательная система базируется на
принципе сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных
моделей. Правовой статус таких субъектов избирательного процесса,
как кандидат, выдвинутый по одномандатному округу (т.е. в рамках
мажоритарной части избирательной системы), и кандидат, включенный
в федеральный список (т.е. выдвинутый в рамках пропорциональной
части избирательной системы), различается как раз применительно к
правилам определения результатов выборов. В частности, действующее
законодательство о выборах предусматривает обособленный учет
результатов голосования в федеральных и одномандатных округах и в
связи с этим - наступление различных правовых последствий. Как
следует из пункта 1 статьи 71 и пунктов 1 - 10 статьи 84
Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации", допущенными к
распределению депутатских мандатов являются зарегистрированные
федеральные списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями,
избирательными блоками, которые получили установленный процент
голосов избирателей, принявших участие в голосовании именно по
соответствующему федеральному избирательному округу, а не в
одномандатных округах, где избранные депутаты уже обладают искомым
депутатским мандатом.
Таким образом, установленный порядок не препятствует проведению
равных и свободных выборов и, следовательно, не нарушает
конституционные избирательные права граждан, право на участие в
выборах политических партий, избирательных блоков, в связи с чем
данная жалоба не может быть признана допустимой по смыслу
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации".
Что касается ссылки заявителя на пункт 5 статьи 33 Федерального
закона "О политических партиях", которая предусматривает право
политической партии на получение средств из федерального бюджета,
в том числе в случае если по результатам выборов в Государственную
Думу по одномандатным избирательным округам было избрано не менее
12 кандидатов, выдвинутых политической партией, то данное
нормативное положение регламентирует иную сферу общественных
отношений и не может непосредственно распространяться на
отношения, регулируемые оспариваемыми нормами. Расширение сферы
действия правила, содержащегося в пункте 5 статьи 33 Федерального
закона "О политических партиях", или, по сути, изменение
избирательного законодательства не относится к компетенции
Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена
статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", а является исключительной прерогативой
федерального законодателя.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части
первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы политической
партии "Народная партия Российской Федерации", поскольку
разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду
Российской Федерации неподведомственно и поскольку она не отвечает
требованиям Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с
которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации
признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|