СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПРОТОКОЛ N 2
ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
(Минск, 8 июня 2004 года)
Председательствовал Председатель Совета Министров Союзного
государства, Председатель Правительства Российской Федерации М.Е.
Фрадков
Присутствовали:
Премьер-министр Республики С.С. Сидорский
Беларусь
первый заместитель Премьер - В.И. Семашко
министра Республики Беларусь
Полномочный представитель В.Б. Долголев
Президента Республики Беларусь -
заместитель Премьер-министра
Республики Беларусь
заместитель Премьер-министра А.В. Кобяков
Республики Беларусь
Государственный секретарь П.П. Бородин
Союзного государства
члены Совета Министров Н.П. Зайченко, Н.П. Корбут,
Союзного государства А.Л. Кудрин
заместители Государственного В.А. Дрозд, Ю.М. Дубинский,
секретаря - члены Постоянного И.А. Селиванов, И.Ф. Мацкевич,
Комитета Союзного государства С.С. Шухно
руководители федеральных Л.П. Гуляко, Л.Т. Ерин,
(республиканских) органов Л.С. Мальцев, А.Б. Миллер,
власти Республики Беларусь А.А. Павловский, П.П. Петух,
и Российской Федерации Л.В. Русак, В.В. Русакевич,
А.М. Русецкий, Э.Ф. Товпенец,
В.Б. Христенко, А.Ф. Шпилевский
чрезвычайные и полномочные послы А.В. Блохин, В.В. Григорьев
Российской Федерации в Республике
Беларусь и Республики Беларусь
в Российской Федерации
заместители руководителей С.Г. Булацкий, П.В. Каллаур,
федеральных (республиканских) Н.А. Попков, В.П. Пугачев,
органов власти Республики А.О. Мизон, А.Ю. Михневич,
Беларусь и Российской Федерации А.Н. Рязанов, В.Г. Савельев,
П.Н. Тихоновский,
В.И. Трубников, А.В. Улюкаев
ответственные работники В.А. Аксенов, А.В. Ваганов,
Парламентского Собрания А.Н. Ворощук, П.Б. Свистунов
Союза Беларуси и России
ответственные работники А.А. Бевзо, Г.Д. Галиновский,
Постоянного Комитета А.В. Гольберг, Т.Е. Данилова,
Союзного государства М.И. Железина, О.А. Карякина,
А.С. Комисарчук, Н.С. Кононова,
Е.А. Кровопусков, П.Н. Куземчак,
П.А. Лысов, А.В. Матюшко,
Т.В. Сергиенко, А.В. Сотников,
А.В. Степанов, С.В. Молева,
Н.С. Тимонина, Е.М. Хохлова,
Н.С. Шелег, И.В. Шестакова,
Ю.К. Шишкин, В.И. Шолодонов,
И.И. Янович
ответственные работники А.И. Селезнев, А.Н. Тарадейко,
Администрации Президента В.В. Майоров, И.С. Сокол,
Республики Беларусь и С.Е. Короткевич, Д.Н. Горелик,
Аппарата Совета Министров С.М. Козленок
Республики Беларусь
ответственные работники В.Д. Андрианов,
Аппарата Правительства Т.В. Архангельский,
Российской Федерации и С.Ю. Винокуров, А.А. Жаров,
Управления делами Е.Н. Овчар, М.М. Дурдин,
Президента Российской Федерации Е.А. Люсов, С.М. Ротов,
С.П. Казаков, С.В. Кудря,
В.Е. Аваев, М.В. Григорьева,
А.Н. Финешин, Д.В. Аксенов,
А.В. Иващенко, А.О. Федотов,
М.А. Каськов, А.В. Ефремов,
С.В. Токмаков, И.Б. Герасимова
руководители Телерадиовещательной М.Б. Терноушко, А.А. Заудальский
организации Союзного государства
ответственные работники И.Б. Абакумов, А.К. Аверьянов,
министерств, ведомств и В.В. Александров, Е.В. Белов,
организаций Республики Беларусь А.Н. Бриндиков, С.Н. Бунин,
и Российской Федерации В.И. Воронков, А.С. Горохов,
А.И. Гродников, А.А. Гуськов,
М.П. Евдокимов, В.А. Емельянов,
И.В. Заломай, С.Н. Звонко,
Н.К. Касинский, А.Э. Крылович,
В.М. Луговкин, В.В. Реунов,
И.Е. Рубцов, В.М. Маркович,
С.Н. Махоткин, Е.И. Назин,
С.Д. Нечаев, Л.В. Николаева,
А.В. Новиков, Е.А. Новожилов,
И.В. Петришенко, Ю.И. Предко,
А.Л. Пушкаренко,
А.В. Романовский, И.Е. Рубцов,
В.Н. Саморуков, Н.Ю. Сельхова,
А.С. Трибуш, В.Л. Тюрденев,
Н.Н. Шимчук
I. О проблемных вопросах развития Союзного государства
(Бородин, Сидорский, Фрадков)
1. Принять к сведению информацию Постоянного Комитета Союзного
государства по данному вопросу.
2. Согласиться с перечнем проблемных вопросов развития Союзного
государства, требующих первоочередного решения (Соглашение об
использовании рубля Российской Федерации в качестве единственного
законного платежного средства на территории Республики Беларусь,
подготовка и принятие Конституционного Акта Союзного государства,
Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о
регулировании отношений собственности Союзного государства) и
внести его в Высший Государственный Совет Союзного государства.
3. Для подготовки материалов по перечню проблемных вопросов
развития Союзного государства к заседанию Высшего Государственного
Совета Союзного государства сформировать совместную рабочую группу
из представителей министерств и ведомств Республики Беларусь и
Российской Федерации и Постоянного Комитета Союзного государства.
Предложить правительствам Российской Федерации и Республики
Беларусь дать соответствующее поручение по этому вопросу.
II. О ходе реализации Плана совместных действий
Правительства Российской Федерации, Центрального банка
Российской Федерации и Правительства Республики Беларусь,
Национального банка Республики Беларусь по введению
единой денежной единицы Союзного государства
на период 2001 - 2005 годы
(Савельев, Зайченко, Улюкаев, Каллаур,
Кудрин, Корбут, Сидорский, Фрадков)
1. Принять к сведению информацию по данному вопросу.
2. Отметить отставание от установленных сроков исполнения
мероприятий Плана в области налогово-бюджетной политики,
структурных преобразований, внешнеэкономической деятельности и
страхования и денежно-кредитной политики.
Предложить правительствам Российской Федерации и Республики
Беларусь, Центральному банку Российской Федерации и Национальному
банку Республики Беларусь активизировать работу по выполнению
указанных мероприятий и проинформировать о результатах на
заседании Совета Министров Союзного государства в III квартале
2004 года.
3. Поручить Министерству экономического развития и торговли
Российской Федерации в недельный срок внести предложение по
кандидатуре руководителя российской части совместной белорусско-
российской рабочей группы, а также внести предложения по уточнению
состава исполнителей мероприятий Плана.
4. Поручить Министерству экономического развития и торговли
Российской Федерации и Министерству экономики Республики Беларусь
до 1 августа т.г. завершить согласование и представить в Совет
Министров Союзного государства Протокол по итогам выполнения Плана
совместных действий за 2003 год.
III. О ходе подготовки отчета об исполнении
бюджета Союзного государства за 2003 год
(Бородин, Корбут, Сидорский, Фрадков)
1. Принять к сведению информацию Постоянного Комитета Союзного
государства о ходе подготовки отчета об исполнении бюджета
Союзного государства за 2003 год.
2. Обратить внимание Главного управления федерального
казначейства Министерства финансов Российской Федерации, Главного
государственного казначейства Министерства финансов Республики
Беларусь и Постоянного Комитета Союзного государства на
необходимость соблюдения сроков представления отчетов об
исполнении бюджета Союзного государства, установленных
Постановлением Совета Министров Союзного государства от 15 октября
2002 г. N 31.
3. Главному управлению федерального казначейства Министерства
финансов Российской Федерации до 25 июля 2004 г. согласовать
представленный Постоянным Комитетом Союзного государства отчет об
исполнении бюджета Союзного государства за 2003 год.
4. Постоянному Комитету Союзного государства в семидневный срок
после согласования в рабочем порядке представить отчет об
исполнении бюджета Союзного государства за 2003 год в Совет
Министров Союзного государства.
IV. О внесении изменений и дополнений в Порядок
формирования и исполнения бюджета Союзного государства
(Бородин, Кудрин, Корбут, Сидорский, Фрадков)
1. Принять к сведению информацию по данному вопросу.
2. Принять Постановление Совета Министров Союзного государства
"О внесении изменений и дополнений в Порядок формирования и
исполнения бюджета Союзного государства" с учетом состоявшегося
обсуждения и высказанных замечаний и предложений.
3. Постоянному Комитету Союзного государства совместно с
Министерством финансов Российской Федерации и Министерством
финансов Республики Беларусь продолжить работу по выработке
согласованной позиции по внесению изменений и дополнений в статьи
77 и 84 Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного
государства.
V. О создании единой системы таможенно-тарифного
регулирования в Союзном государстве
(Савельев, Михневич, Бородин, Долголев, Сидорский, Фрадков)
1. Принять к сведению информацию о работе, проводимой
министерствами и ведомствами Российской Федерации и Республики
Беларусь по созданию единой системы таможенно-тарифного
регулирования в Союзном государстве.
2. Отметить отставание сроков формирования единой системы
таможенно-тарифного регулирования в Союзном государстве от сроков,
обозначенных в Программе действий Российской Федерации и
Республики Беларусь по реализации Договора о создании Союзного
государства, а также в Плане совместных действий Правительства
Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и
Правительства Республики Беларусь, Национального банка Республики
Беларусь по введению единой денежной единицы Союзного государства
на период 2001 - 2005 годов.
3. Министерству экономического развития и торговли Российской
Федерации, Министерству иностранных дел Республики Беларусь
совместно с заинтересованными органами государственного управления
продолжить работу по унификации российского и белорусского
законодательств в области внешнеэкономической деятельности.
4. Принять к сведению, что в целях содействия скорейшей отмене
таможенного контроля за всеми товарами и снятия таможенной границы
Правительство Республики Беларусь намерено в срок до 1 сентября
2004 г. осуществить меры по принятию максимально возможного объема
ставок российского таможенного тарифа и определению минимального
перечня товаров, по которым в силу экономических причин имеются
временные различия с таможенным тарифом Российской Федерации.
Отметить, что Республика Беларусь сняла для ряда российских
товаров введенные нетарифные ограничения в отношении импорта на
территорию Республики.
5. Министерству экономического развития и торговли Российской
Федерации, Министерству иностранных дел Республики Беларусь
представить на очередное заседание Совета Министров Союзного
государства совместно с заинтересованными министерствами и
ведомствами двух стран предложения по персональному составу
Комиссии по тарифному и нетарифному регулированию при Совете
Министров Союзного государства, совершенствованию ее работы, а
также о внесении изменений в Положение о Комиссии.
6. В целях защиты товаропроизводителей от недобросовестной
конкуренции товаров из третьих стран на рынках Республики Беларусь
и Российской Федерации Комиссии по тарифному и нетарифному
регулированию при Совете Министров Союзного государства
подготовить предложения по механизму применения специальных
защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в рамках Союзного
государства в отношении импорта товаров из третьих стран.
VI. О реструктуризации задолженности по кредитам,
предоставленным из бюджета Союзного государства по
Программам: "Развитие дизельного автомобилестроения" и
"Развитие производства телеаппаратуры на предприятиях
Республики Беларусь и Российской Федерации"
(Бородин, Кудрин, Сидорский, Фрадков)
1. Принять к сведению информацию Постоянного Комитета Союзного
государства по данному вопросу.
2. Постоянному Комитету Союзного государства внести в Совет
Министров Союзного государства согласованные проекты Постановлений
Совета Министров Союзного государства "О реструктуризации
задолженности по кредитам, предоставленным из бюджета Союзного
государства по Программе "Развитие дизельного автомобилестроения"
и "О реструктуризации задолженности по кредитам, предоставленным
из бюджета Союзного государства по Программе "Развитие
производства телеаппаратуры на предприятиях Республики Беларусь и
Российской Федерации" для подписания их Советом Министров Союзного
государства в рабочем порядке.
VII. Об уточнении государственных заказчиков
совместных программ и изменений ведомственной
структуры расходов Союзного государства
(Бородин, Кудрин, Сидорский, Фрадков)
Постоянному Комитету Союзного государства на основании
предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной
власти Российской Федерации подготовить проект Постановления
Совета Министров Союзного государства "Об уточнении
государственных заказчиков совместных программ и изменении
ведомственной структуры расходов Союзного государства" и внести
его для подписания в Совет Министров Союзного государства в
рабочем порядке.
VIII. О проекте научно-технической Программы
Союзного государства "Создание компьютерных технологий,
программно-переналаживаемого оборудования, новых материалов
и инструментов для обработки оптических деталей
от микрооптики до астрооптики из традиционных
и нетрадиционных оптических материалов"
(Бриндиков, Русецкий, Кудрин, Сидорский, Фрадков)
1. Принять к сведению информацию по данному вопросу.
2. Постоянному Комитету Союзного государства совместно с
финансовыми органами государств-участников уточнить проект
Постановления по данному вопросу и представить его для подписания
в рабочем порядке в Совет Министров Союзного государства после
утверждения бюджета Союзного государства на 2004 год.
IX. О Плане совместных мероприятий по обеспечению
функционирования региональной группировки войск (сил)
Республики Беларусь и Российской Федерации в 2005 году
(Новиков, Тихоновский, Мальцев, Кудрин, Сидорский, Фрадков)
1. Принять Постановление Совета Министров Союзного государства
по данному вопросу.
2. Одобрить проект Постановления Высшего Государственного
Совета Союзного государства по данному вопросу.
X. О проекте Положения
о Пограничном комитете Союзного государства
(Павловский, Мизон, Бородин, Сидорский, Фрадков)
Принять Постановление Совета Министров Союзного государства по
данному вопросу.
XI. О Предложениях по определению полномочий
Федеральной службы безопасности Российской Федерации и
Комитета государственной безопасности Республики Беларусь по
решению задач обеспечения безопасности Союзного государства
(Реунов, Ерин, Сидорский, Фрадков)
1. Согласиться с предложениями по определению полномочий
Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Комитета
государственной безопасности Республики Беларусь по решению задач
обеспечения безопасности Союзного государства.
2. Одобрить проект Постановления Высшего Государственного
Совета Союзного государства по данному вопросу.
XII. О предложениях по внесению изменений
в Программу обустройства внешней границы Союзного
государства на период 2002 - 2005 годы
(Мизон, Павловский, Кудрин, Сидорский, Фрадков)
1. Принять к сведению информацию Федеральной службы
безопасности Российской Федерации и Государственного пограничного
комитета Республики Беларусь по данному вопросу.
2. Федеральной службе безопасности Российской Федерации и
Государственному пограничному комитету Республики Беларусь
подготовить согласованный с финансовыми и экономическими органами
России и Беларуси проект новой редакции действующей Программы
обустройства внешней границы Союзного государства на период 2002 -
2005 годы и представить его для рассмотрения на очередное
заседание Совета Министров Союзного государства.
XIII. О продлении Подпрограммы Союзного государства
"Развитие производства оборудования для обеспечения
получения качественной молочной продукции"
(Назин, Попков, Сидорский, Фрадков)
1. Принять к сведению информацию Министерства сельского
хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и Министерства
сельского хозяйства Российской Федерации по данному вопросу.
2. Принять Постановление Совета Министров Союзного государства
по данному вопросу.
3. Государственным заказчикам Подпрограммы "Развитие
производства оборудования для обеспечения получения качественной
молочной продукции" - Министерству сельского хозяйства и
продовольствия Республики Беларусь и Министерству сельского
хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством
финансов Республики Беларусь и Министерством финансов Российской
Федерации внести на очередное заседание Совета Министров Союзного
государства вопрос о финансировании Подпрограммы "Развитие
производства оборудования для обеспечения получения качественной
молочной продукции".
XIV. О структуре, системе оплаты труда
и размере расходов по оплате труда работников
Телерадиовещательной организации Союзного государства
(Терноушко, Бородин, Сидорский, Фрадков)
1. Принять к сведению информацию председателя
Телерадиовещательной организации Союзного государства.
2. Принять Постановление Совета Министров Союзного государства
по данному вопросу.
3. Председателю Телерадиовещательной организации Союзного
государства:
при подготовке штатного расписания работников
Телерадиовещательной организации Союзного государства исходить из
утвержденных тарифно-квалификационных характеристик (требований)
по должностям и наименованиям должностей;
разработать Положение об оплате труда и материальном
стимулировании работников Телерадиовещательной организации
Союзного государства;
согласовать в Постоянном Комитете Союзного государства смету
расходов и доходов Телерадиовещательной организации Союзного
государства на 2004 год.
4. Заслушать на очередном заседании Совета Министров Союзного
государства отчет Телерадиовещательной организации Союзного
государства о проделанной работе, о результатах проверки финансово-
хозяйственной деятельности Телерадиовещательной организации
Союзного государства.
XV. О проекте повестки очередного заседания
Совета Министров Союзного государства
(Бородин, Сидорский, Фрадков)
1. Одобрить представленный проект повестки очередного заседания
Совета Министров Союзного государства с учетом дополнений и
предложений.
Предложить министерствам и ведомствам Республики Беларусь и
Российской Федерации в недельный срок внести в Постоянный Комитет
Союзного государства дополнительные предложения по проекту
повестки очередного заседания Совета Министров Союзного
государства.
2. Очередное заседание Совета Министров Союзного государства
провести в III декаде сентября 2004 г. в г. ____________.
3. Органам и организациям Союзного государства, министерствам и
ведомствам государств-участников Договора, определенным в качестве
ответственных исполнителей по вопросам повестки заседания,
представить в Постоянный Комитет согласованные материалы в сроки,
установленные Регламентом Совета Министров Союзного государства.
4. Обратить внимание руководителей Постоянного Комитета
Союзного государства, министерств и ведомств Российской Федерации
и Республики Беларусь на необходимость строгого соблюдения
положений Регламента Совета Министров Союзного государства в части
своевременного представления материалов по вопросам повестки
заседания.
XVI. О назначении заместителя Государственного секретаря -
члена Постоянного Комитета Союзного государства
(Бородин, Сидорский, Фрадков)
Принять Постановление Совета Министров Союзного государства по
данному вопросу.
XVII. О финансировании мероприятия Союзного
государства "Участие в Международном фестивале
искусств "Славянский базар в Витебске"
(Бородин, Кудрин, Сидорский, Фрадков)
1. Принять к сведению информацию Государственного секретаря
Союзного государства по данному вопросу.
2. Согласиться с предложением Постоянного Комитета Союзного
государства осуществлять перечисление средств для финансирования
расходов по проведению мероприятия Союзного государства "Участие в
Международном фестивале искусств "Славянский базар в Витебске"
Министерству культуры Республики Беларусь в сумме 24896,0 тыс.
российских рублей.
XVIII. О результатах проверки отчета об исполнении
бюджета Союзного государства за 2002 год
(Бородин, Сидорский, Фрадков)
Принять к сведению информацию Постоянного Комитета Союзного
государства о разногласиях со Счетной палатой Российской Федерации
и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь по
заключению на отчет об исполнении бюджета Союзного государства за
2002 год. Постоянному Комитету Союзного государства в месячный
срок принять меры по согласованию выявленных разногласий и
доложить Председателю Совета Министров Союзного государства.
При подготовке доклада Председателю Совета Министров Союзного
государства рассмотреть предложения Министерства финансов
Республики Беларусь по данному вопросу, представленные в
Постоянный Комитет Союзного государства и поддержанные
Министерством финансов Российской Федерации.
XIX. О премировании сотрудников, принимавших активное
участие в развитии интеграционных процессов в 2003 году
(Бородин, Сидорский, Фрадков)
1. Принять к сведению информацию Постоянного Комитета Союзного
государства по данному вопросу.
2. Поручить Постоянному Комитету Союзного государства
доработать проект Постановления Совета Министров Союзного
государства по данному вопросу и внести согласованный с
финансовыми органами государств-участников проект Постановления в
Совет Министров Союзного государства для подписания в рабочем
порядке.
М.ФРАДКОВ
ИНФОРМАЦИЯ
О СОЗДАНИИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОЮЗНОМ ГОСУДАРСТВЕ
Вопрос внесен Министерством экономического развития и торговли
Российской Федерации (В.А. Шевченко, исх. N 33-302 от 26.04.2004
г.; Д.И. Сухопаров, исх. N 8695-ДС/33 от 13.05.2004 г.) и
Министерством иностранных дел Республики Беларусь (В.П. Пугачев,
исх. N 08-12/363 от 09.04.2004 г.; А.Ю. Михневич, исх. N 08-12/392
от 16.04.2004 г.).
Работа по созданию единой системы таможенно-тарифного
регулирования в Союзном государстве проводится в соответствии с
Программой действий Российской Федерации и Республики Беларусь по
реализации положений Договора о создании Союзного государства
(раздел 6) и Соглашением между Правительством Республики Беларусь
и Правительством Российской Федерации о завершении унификации и
создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в
Союзном государстве от 29 января 2001 года.
В соответствии с подписанными соглашениями Российская Федерация
и Республика Беларусь должны применять режим свободной торговли,
т.е. не применять мер тарифного и нетарифного регулирования во
взаимной торговле. Одновременно унифицируются ставки таможенных
пошлин, применяемые в торговле с третьими странами.
Вопросы унификации мер тарифного и нетарифного регулирования
рассматриваются на заседаниях Комиссии по тарифному и нетарифному
регулированию при Совете Министров Союзного государства, состоящей
из представителей министерств и ведомств двух стран, в компетенцию
которых входят вопросы торгово-экономического сотрудничества. В
настоящее время Комиссия находится в стадии реорганизации.
В целях дальнейшего повышения эффективности работы по
унификации мер регулирования внешней торговли России и Беларуси,
Российской Стороной предложено включить белорусских представителей
в состав Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным
мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Однако, в
настоящее время реализация этого предложения временно
приостановлена в связи с проводимым изменением структуры
Правительства Российской Федерации.
После завершения работы по реформированию Правительства
планируется утвердить обновленный состав Комиссии по тарифному и
нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного
государства.
Вместе с тем, существует ряд нерешенных вопросов,
препятствующих созданию единой системы таможенно-тарифного
регулирования в Союзном государстве.
1. Унификация таможенных тарифов, режимов,
порядка оформления и контроля
В целях унификации таможенных тарифов в Республике Беларусь
приняты Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28
июня 2002 г. N 864 "Об утверждении ставок вывозных таможенных
пошлин" и от 28 июня 2002 г. N 865 "Об утверждении ставок ввозных
таможенных пошлин". Правительством Республики Беларусь на
постоянной основе принимаются решения по внесению соответствующих
изменений в данные Постановления. Одним из последних решений
Правительства Республики Беларусь (Постановление Совета Министров
от 8 января 2004 г. N 1) с Российской Федерацией дополнительно
унифицировано около 575 ставок вывозных таможенных пошлин.
Позиция Республики Беларусь:
В настоящее время расхождения в ставках экспортных таможенных
пошлин составляют около 175 товарных позиций по 10 знакам ТН ВЭД.
По ввозным таможенным пошлинам расхождения составляют 1708
товарных позиций по 10 знакам ТН ВЭД, в том числе расхождения,
приходящиеся на текстильные изделия, импортируемые из стран
Европейского Союза, (порядка 1160 товарных позиций).
Позиция Российской Федерации:
Различия в применяемых ставках таможенных пошлин снижает
эффективность применяемых тарифных мер регулирования. По состоянию
на 1 апреля 2004 г. по экспортным тарифам расхождения составили
229 товарных позиций, по импортным тарифам - 1798 товарных
позиций. Применение в Беларуси более низких, чем в России,
вывозных пошлин на ряд товаров наносит ущерб российским
экономическим интересам, так как приводит к реэкспорту этих
товаров через территорию Беларуси.
2. Применение согласованных принципов
предоставления тарифных льгот
Позиция Республики Беларусь:
В целях отмены индивидуальных льгот (в том числе и по уплате
таможенных пошлин) в Республике Беларусь принят Декрет Президента
Республики Беларусь от 19 апреля 2002 г. N 11 "Об отмене
индивидуальных льгот по налогам, сборам и таможенным платежам и
совершенствованию государственной поддержки юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей" и Декрет Президента Республики
Беларусь от 10 января 2003 г. N 1 "О внесении изменения в Декрет
Президента Республики Беларусь от 19 апреля 2002 г. N 11". Таким
образом, принципы предоставления льгот в Республике Беларусь и
Российской Федерации унифицированы (действуют только
категориальные).
Позиция Российской Федерации:
Проблемой, препятствующей формированию единого таможенного
пространства и снижающей эффект от унификации ставок таможенных
пошлин, является использование в Беларуси различных индивидуальных
налоговых и таможенных льгот хозяйствующим субъектам.
Несмотря на заявления Белорусской Стороны об отмене
индивидуальных таможенных и налоговых льгот, их предоставление
предусмотрено рядом нормативных документов и практика их
предоставления продолжает широко применяться.
Основной объем льгот предоставлен в 2003 году в соответствии с
Указом Президента Республики Беларусь от 20.01.2003 г. N 36.
За 2003 год было принято 57 указов и распоряжений Президента
Республики Беларусь, а также около 50 решений Правительства о
предоставлении юридическим лицам государственных преференций в
индивидуальном порядке.
В соответствии с этими решениями Президента Республики
Беларусь, а также Постановлениями Правительства о выделении из
республиканского бюджета адресной финансовой помощи льготы были
предоставлены более 2000 организаций на сумму, эквивалентную 500
млн. долларов. Помощь предоставлялась в виде отсрочки (рассрочки)
уплаты имеющейся задолженности по платежам в бюджет, целевые
бюджетные и внебюджетные фонды, налогового кредита, в форме
субсидий из республиканского бюджета, в виде бюджетных ссуд и
займов. Индивидуальные освобождения от уплаты налоговых пошлин и
таможенных платежей, включая возмещение сумм уплаченных налогов и
сборов, составили суммы, эквивалентные 60 млн. долл. США.
Предоставление Белорусской Стороной индивидуальных налоговых
льгот хозяйствующим субъектам создает неравные условия для
российских производителей и стало причиной их обращений в
Правительство Российской Федерации с просьбами о принятии ответных
мер. В настоящее время соответствующие федеральные органы
исполнительной власти рассматривают эти обращения.
Позиция Российской Стороны о возможных последствиях введения
нетарифных ограничений в отношении ряда российских товаров, а
также субсидирования белорусского экспорта в Российскую Федерацию
была доведена до сведения МИДа Беларуси.
3. Координация позиций по присоединению к ВТО
Позиция Республики Беларусь:
По вопросу присоединения к ВТО Совет Министров Союзного
государства принял Постановление от 15 октября 2002 г. N 28 "О
ходе координации позиций по присоединению государств-участников
Договора о создании Союзного государства к ВТО". Принято
целесообразным при вступлении в ВТО Республики Беларусь взять за
основу переговорную позицию Российской Федерации.
Республика Беларусь на переговорах по присоединению к ВТО
официально заявила о том, что не будет брать обязательства в
таможенно-тарифной области, которые препятствовали бы реализации
общего таможенного тарифа с Российской Федерацией.
Белорусская Сторона считает, что без решения Российской
Стороной вопроса об оперативном предоставлении Республике Беларусь
на постоянной основе полной информации, в т.ч. закрытой, о
переговорной позиции России в процессе присоединения к ВТО,
практическая реализация Решения Межгоссовета ЕврАзЭС от 13 мая
2002 г. N 53, а также Постановления Совета Министров Союзного
государства от 15.10.2002 г. N 28 о принятии позиции Российской
Федерации за основу при вступлении в ВТО невозможна.
Республикой Беларусь проведен предварительный анализ
планируемых обязательств Российской Федерации в рамках
присоединения к ВТО в области таможенного тарифа.
В результате анализа выявлено, что в Российской Федерации
предельную максимальную ставку импортной пошлины после вступления
в ВТО (конечный уровень связывания) по ряду позиций (более 5000)
предполагается установить на уровне более низком, чем даже
действующие ставки таможенного тарифа в Республике Беларусь.
Причем это касается и ряда чувствительных для республики позиций.
Позиция Российской Федерации не представлена.
4. Сокращение перечня мер нетарифного регулирования
Позиция Республики Беларусь:
В целях сокращения перечня мер нетарифного регулирования при
экспорте товаров, происходящих с территории Республики Беларусь
или выпущенных в свободное обращение на территории Республики
Беларусь в страны ЕврАзЭС, с которыми таможенное оформление
отменено, принято Постановление Совета Министров Республики
Беларусь от 08.04.2002 г. N 440 "О мерах по совершенствованию
регулирования экспорта и импорта товаров".
Отменены ограничения на импорт (лицензирование или регистрация
контрактов) телевизоров, холодильников, безалкогольных напитков,
телефонов, бытовых счетчиков газа, частей к ним, шлаков и
промышленных отходов, а также ограничения на экспорт шпал
деревянных непропитанных, тракторов производства ПО "Минский
тракторный завод", сахара белого, коллекций, чистопородных
племенных животных, мяса, пищевых мясных продуктов, молочной
продукции, яиц, муки, крупы, кондитерских изделий, остатков,
отходов пищевой промышленности, белкового сырья,
суперконцентратов, готовых кормов для животных, комбикормов и
премиксов, сухого молока и казеина.
В целях сокращения перечня товаров, в отношении которых в
Республике Беларусь применяются нетарифные ограничения, в конце
2003 года Советом Министров принято решение об отмене в 2004 году
лицензирования ввоза в Республику муки, крупы и хлебобулочных
изделий.
Однако сохраняющиеся различия в экономических условиях
хозяйствования и теневые схемы поставок отдельных товаров, в том
числе и из России, затрудняют принятие в оперативном порядке
аналогичных решений в отношении пива, табачных изделий, мыла,
жиров и масел.
Позиция Российской Федерации:
Имеются отдельные расхождения в действующих в России и Беларуси
мерах нетарифного регулирования. Отсутствует единая система
контроля соблюдения мер нетарифного регулирования.
Серьезной проблемой в российско-белорусских торгово-
экономических отношениях стало введение в Республике Беларусь в
одностороннем порядке ограничительных мер в отношении ввоза на
территорию Республики ряда российских товаров.
Введено лицензирование и другие ограничения в отношении
российских табачных изделий, пива солодового, мыла, маргарина,
жиров и масел животного и растительного происхождения, дрожжей,
смесей и продуктов для кормления животных, ячменя пивоваренного,
солода неподжаренного, океанической рыбы и морепродуктов.
Указанные ограничения наносят существенный ущерб российским
экспортерам.
В 2003 году по сравнению с 2002 годом наблюдалось значительное
уменьшение физических объемов экспорта из России в Беларусь по
ряду товаров, в отношении которых были введены ограничения. Так,
экспорт пива солодового сократился с 25,2 до 8,7 млн. литров (в
2,9 раза), маргарина - с 7055 до 3167 тонн (в 2,2 раза), рыбы
мороженой - со 106,1 до 67,5 тыс. тонн (в 1,6 раза), ячменя - со
150 до 107 тыс. тонн (в 1,4 раза).
По мнению Российской Стороны, перечисленные факты противоречат
действующим соглашениям и фактически разрушают режим свободной
торговли между Россией и Беларусью.
В Республике Беларусь принимаются решения по усложнению
процедур и введению дополнительных сборов в отношении импорта из
России бензина, дизельного топлива и других товаров.
В большинстве областей Республики введена 15-процентная
торговая наценка на импортную продукцию, в том числе российскую.
Во всех областях Беларуси действуют правила, согласно которым
товары белорусского производства должны составлять не менее 70%
ассортимента предприятий торговли.
Ограничения в первую очередь направлены против импорта
потребительских товаров из России, что наносит значительный ущерб
российским производителям и экспортерам.
5. Применение единого порядка экспортного контроля
Позиция Республики Беларусь:
В целях установления единого порядка экспортного контроля
приняты Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24
марта 2002 г. N 522 "Об утверждении Положения о транзите товаров
военного назначения через территорию Республики Беларусь" и от 4
февраля 2003 г. N 133 "Об осуществлении мер государственного
регулирования ввоза (вывоза) специфических товаров (работ,
услуг)".
Во исполнение международных обязательств Республики Беларусь
Постановлением Министерства иностранных дел Республики Беларусь и
Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от
04.04.2003 г. N 4/27 утверждены перечни специфических товаров
(работ, услуг), унифицированные с аналогичными российскими.
Позиция Российской Федерации:
Сохраняются расхождения в перечнях товаров, являющихся
объектами экспортного контроля (например, ядерные материалы и
оборудование, ядовитые и сильнодействующие вещества).
6. Унификация законодательства по защите
экономических интересов
Позиция Республики Беларусь:
В целях унификации законодательства по защите экономических
интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли 2
декабря 1999 г. принят Закон Республики Беларусь "О мерах по
защите экономических интересов Республики Беларусь при
осуществлении внешней торговли" и Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 5 июня 2000 г. N 800 "Об утверждении
Положения о порядке проведения расследования, предшествующего
введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных
мер".
Позиция Российской Федерации: по данному вопросу не
представлена.
Кроме того, требуют решения следующие вопросы в области
создания системы таможенно-тарифного регулирования в Союзном
государстве:
Позиция Республики Беларусь:
1. Не решен вопрос по отмене таможенного контроля и таможенного
оформления перемещаемых через границу Российской Федерации с
Республикой Беларусь товаров, происходящих из третьих стран и
выпущенных в свободное обращение на территории Республики
Беларусь.
Так, в соответствии с Соглашением о Таможенном союзе между
Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 6 января 1995 года
приняты решения Президентов и Правительств Беларуси и России об
отмене таможенного оформления и таможенного контроля в отношении
товаров, перемещаемых между Республикой Беларусь и Российской
Федерацией.
Однако Российской Стороной введено таможенное оформление и
таможенный контроль в отношении товаров, происходящих из третьих
стран и выпущенных в свободное обращение на территории Республики
Беларусь, а также в отношении энергоносителей (нефть,
нефтепродукты, электроэнергия, газ), драгоценных металлов и
драгоценных камней, вывозимых в Республику Беларусь. Как ответная
мера в Республике Беларусь также было введено таможенное
оформление при ввозе товаров, происходящих из третьих стран и
выпущенных в свободное обращение на территории Российской
Федерации.
Введение в России, а затем и в Беларуси таможенного контроля и
таможенного оформления в отношении данной категории товаров
является фактором, сдерживающим процессы экономической интеграции
двух стран, и привело к нарушению Соглашения о Таможенном союзе
между Республикой Беларусь и Российской Федерацией и Договора о
создании Союзного государства в части формирования единого
таможенного пространства.
Белорусской Стороной был подготовлен проект
Межправительственного соглашения "Об отмене таможенного оформления
и таможенного контроля во взаимной торговле между Республикой
Беларусь и Российской Федерацией". По мнению Российской Стороны,
подписание данного Соглашения в настоящее время является
преждевременным в силу наличия расхождений в применяемых Сторонами
ставками таможенных пошлин и мерах нетарифного регулирования.
С целью решения данного вопроса в январе 2004 г. сформирована
российско-белорусская рабочая группа по унификации таможенного
законодательства.
Кроме того, министром финансов Российской Федерации А.Л.
Кудриным в декабре 2003 г. было сделано предложение об участии
представителя Беларуси в заседаниях Комиссии при российском
правительстве по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-
тарифной политике. Однако проект соответствующего
Межправительственного соглашения до настоящего времени Российской
Стороной не представлен.
Учитывая намерение Российской Федерации перейти с 1 января 2005
г. на взимание косвенных налогов с Республикой Беларусь по
принципу страны назначения с изъятиями по нефти и природному газу,
существует необходимость разработки механизма контроля за
фактическим перемещением товаров в условиях отсутствия таможенной
границы между Россией и Беларусью.
Позиция Российской Федерации:
Также сохраняются другие различия в применяемых мерах
регулирования внешнеэкономической деятельности:
- отсутствует полная унификация систем таможенно-банковского
контроля;
- до настоящего времени в России и Беларуси применяются
различные ставки НДС в отношении лекарственных средств,
периодических печатных изданий и некоторых других товаров. Ставки
акцизов отличаются по 369 наименованиям товаров, различается
валюта, применяемая при исчислении специфических ставок акцизов (в
России - рубли, в Беларуси - евро).
Уровень налогообложения ввозимых физическими лицами
транспортных средств в Беларуси примерно в 2 раза ниже, чем в
России. Существующие различия в налогообложении товаров,
перемещаемых физическими лицами, не позволяют перейти к единым
правилам пропуска товаров и транспортных средств.
В начале 2004 года была сформирована российско-белорусская
группа экспертов по выявлению расхождений российского и
белорусского законодательства, наличие которых препятствует полной
отмене таможенного контроля на российско-белорусской границе.
Предварительный анализ, проведенный российскими экспертами, выявил
наличие более 100 белорусских нормативных правовых актов, имеющих
указанные расхождения.
Создание единой системы таможенно-тарифного регулирования имеет
принципиальное значение для формирования единого экономического
пространства России и Беларуси. В связи с этим необходимо
продолжение последовательной работы министерств и ведомств двух
стран по согласованию нерешенных вопросов на принципах
взаимовыгодного сотрудничества.
Позиция Республики Беларусь:
2. Не разработан Порядок распределения между бюджетами
Республики Беларусь и Российской Федерации сумм ввозных таможенных
пошлин на товары, происходящие из третьих стран, а также вывозных
таможенных пошлин на товары, происходящих с территории государства
одной из Сторон.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения о Таможенном союзе между
Республикой Беларусь и Российской Федерацией установлено, что
суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих
эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории
третьей страны, вносятся в бюджет того государства, которое
является страной назначения товара.
По инициативе Российской Стороны данный вопрос был включен в
План совместных действий Правительства Республики Беларусь,
Национального банка Республики Беларусь и Правительства Российской
Федерации, Центрального банка Российской Федерации по введению
единой денежной единицы Союзного государства на период 2001 - 2005
годы, подписанный 4 июня 2002 года.
До настоящего времени Российской Стороной не представлены какие-
либо предложения по проекту отдельного Соглашения, определяющего
порядок распределения сумм таможенных пошлин, перечню товаров и
нормативам такого распределения между бюджетами Республики
Беларусь и Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации законодательно
установлено, что товары (работы, услуги), происходящие из третьих
стран и выпущенные в свободное обращение в Республике Беларусь,
при ввозе на территорию Российской Федерации из Республики
Беларусь облагаются таможенными пошлинами, налогом на добавленную
стоимость. Таким образом, исключена возможность ввоза в Российскую
Федерацию из Республики Беларусь без уплаты таможенных платежей
товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное
обращение в Республике Беларусь. Аналогичные меры приняты и в
Республике Беларусь в отношении товаров, происходящих из третьих
стран и выпущенных в свободное обращение в Российской Федерации.
Позиция Республики Беларусь:
3. Остается нерешенным вопрос об отмене лицензирования ввоза в
Российскую Федерацию лекарственных средств, производимых в
Республике Беларусь.
В целях скорейшей выработки взаимоприемлемого решения проект
Соглашения между Правительством Республики Беларусь и
Правительством Российской Федерации о развитии сотрудничества в
области производства и взаимопоставок лекарственных средств
доработан Белорусской Стороной с учетом предложений Министерства
экономического развития и торговли, Министерства здравоохранения и
Министерства промышленности Российской Федерации и в соответствии
с Решением Совета Министров Союзного государства от 1 октября 2003
г. N 2 (раздел IV, пункт 5) направлен в адрес Минэкономразвития
России 3 ноября 2003 года.
Российская Сторона, рассмотрев доработанный проект Соглашения,
его подписание не поддержала. По мнению Минэкономразвития России,
действующая в Российской Федерации система мер по регулированию и
контролю производства и оборота лекарственных средств не носит
дискриминационный характер, распространяется как на иностранные,
так и на российские предприятия, осуществляющие торговлю на
территории Российской Федерации и обязательна для исполнения всеми
хозяйствующими субъектами. Кроме того, по мнению Российской
Стороны, статьи 2, 3, и 5 (содействие выполнению совместных
проектов, обмен специалистами для стажировки, создание
производства высокоочищенных аминокислот) доработанного проекта
Соглашения не являются предметом Межправительственного соглашения,
носят межотраслевой характер и должны реализовываться на уровне
хозяйствующих субъектов двух стран.
Позиция Российской Федерации:
Меры, применяемые в отношении ввоза в Российскую Федерацию и
вывоза из нее лекарственных средств и фармацевтических субстанций,
не противоречат двусторонним соглашениям, заключенным между
Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
Соглашением между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 13
ноября 1992 г. предусматривается, что государства-участники имеют
право принимать меры, касающиеся "защиты здоровья людей, животных
и растений" (статья 11).
Кроме того, Соглашением между Правительством Российской
Федерации и Правительством Республики Беларусь об утверждении
перечней товаров, в отношении которых применяются количественные
ограничения, запреты или ограничения от 12 февраля 1999 г.
утвержден соответствующий Перечень, включающий в себя
"лекарственные средства и фармацевтические субстанции, применяемые
в медицинских целях и ветеринарии".
Действующие в Российской Федерации правила не носят
дискриминационный характер, распространяются как на иностранные,
так и на российские предприятия, осуществляющие торговлю
лекарственными средствами на территории Российской Федерации и
обязательны для исполнения всеми хозяйствующими субъектами.
Вместе с тем, следует отметить, что Постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. N 385 ввоз на
таможенную территорию Республики Беларусь с территорий государств-
участников Таможенного союза лекарственных средств,
фармацевтических субстанций, медицинской техники, изделий
медицинского назначения и дезинфицирующих средств, применяемых в
медицинских целях, в отношении которых в соответствии с
законодательством Республики Беларусь отменены таможенный контроль
и таможенное оформление, осуществляется при наличии разрешения
Министерства здравоохранения Республики Беларусь.
Позиция Республики Беларусь:
4. С принятием Указа Президента Российской Федерации от 21 июня
2001 г. N 742 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из
Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней"
значительно усложнен порядок оформления ввоза драгоценных металлов
и камней из Российской Федерации в Республику Беларусь, что не
соответствует положениям Договора о Таможенном союзе и Едином
экономическом пространстве по отношению к указанным товарам, и
ставит в неравные условия производителей изделий из них в
Республике Беларусь с производителями Российской Федерации.
Позиция Российской Федерации:
Действующий режим оформления ввоза драгоценных металлов и
камней из Российской Федерации в Республику Беларусь соответствует
положениям Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом
пространстве от 26 февраля 1999 года.
Статья 8 указанного Договора предусматривает, что: "Стороны во
взаимной торговле обеспечивают реализацию в полном объеме режима
свободной торговли товарами без изъятий и ограничений на основе
действующих между Сторонами двусторонних и многосторонних
соглашений о свободной торговле". Статьей 11 Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики
Беларусь о свободной торговле от 13 ноября 1992 г.
предусматривается: "Настоящее Соглашение не препятствует праву
любой из Договаривающихся Сторон принимать общепринятые в
международной практике меры, которые она считает необходимыми для
защиты своих жизненных интересов или которые безусловно необходимы
для выполнения международных договоров, участником которых она
является или намеревается стать, если эти меры касаются:
- информации, затрагивающей интересы национальной обороны;
- торговли оружием, боеприпасами и военной техникой;
- исследований или производства, связанных с нуждами обороны;
- поставок материалов и оборудования, используемых в ядерной
промышленности;
- защиты общественной морали, общественного порядка;
- защиты промышленной или интеллектуальной собственности;
- золота, серебра или иных драгоценных металлов и камней;
- защиты здоровья людей, животных и растений".
В дальнейшем 12 февраля 1999 г. было подписано Соглашение между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики
Беларусь об утверждении перечней товаров, в отношении которых
применяются количественные ограничения, запреты или ограничения.
Указанные товары присутствуют в соответствующем перечне и,
таким образом, применение особого порядка их вывоза (без
ограничений) не противоречит действующим соглашениям.
Позиция Республики Беларусь:
Белорусская Сторона считает целесообразным в рамках работы
российско-белорусской группы по унификации российского и
белорусского законодательства провести сравнительный анализ
законодательств наших стран в области регулирования
внешнеэкономической деятельности с точки зрения соответствия
нормативных правовых актов целям создания Союзного государства и
действующим двусторонним соглашениям и выработать совместные
предложения по дальнейшей унификации внешнеторговых режимов
Республики Беларусь и Российской Федерации.
|