КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июня 2004 г. N 195-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА САМАРСКОГО
ОБЛАСТНОГО СУДА О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТОВ 2 И 3
СТАТЬИ 2 ЗАКОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ИСЧИСЛЕНИИ СТАЖА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" И ПУНКТА 4 ПРИЛОЖЕНИЯ К УКАЗУ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЕРИОДАХ РАБОТЫ
(СЛУЖБЫ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СТАЖ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ, ДАЮЩИЙ
ПРАВО НА УСТАНОВЛЕНИЕ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ НАДБАВКИ
К ДОЛЖНОСТНОМУ ОКЛАДУ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева,
Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И.
Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В.
Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С.
Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.Д. Рудкина,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение запроса Самарского областного суда,
установил:
1. В соответствии с Законом Самарской области от 18 мая 1999
года "Об исчислении стажа государственной службы государственного
служащего Самарской области" в стаж государственной службы
государственного служащего Самарской области, необходимый для
замещения государственных должностей государственной службы
Самарской области, а также дающий право на установление
ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет,
ежемесячной доплаты к государственной пенсии и на предоставление
дополнительного оплачиваемого отпуска, могут включаться в порядке,
установленном федеральным и областным законодательством, иные
периоды трудовой деятельности государственного служащего - периоды
работы (службы) на руководящих должностях и должностях научных
работников в государственных и муниципальных производственных,
научных и учебных организациях, опыт и знания по которой
необходимы для выполнения должностных обязанностей
государственного служащего (абзац четвертый статьи 1 и пункт 1
статьи 2); государственный орган по труду Самарской области по
поручению руководителей законодательных (представительных),
исполнительных органов государственной власти Самарской области
подготавливает заключение о возможности включения в стаж
государственной службы иных периодов работы (службы) персонально
по отдельным государственным служащим, занимающим высшие, главные
и ведущие государственные должности; с учетом заключения этого
органа такие периоды включаются в стаж государственной службы на
основании решения руководителя законодательного
(представительного), исполнительного органа государственной власти
Самарской области (пункты 2 и 3 статьи 2).
Самарский областной суд, в производстве которого находится дело
по заявлению прокурора Самарской области о признании
недействующими отдельных норм Закона Самарской области "Об
исчислении стажа государственной службы государственного служащего
Самарской области", в своем запросе в Конституционный Суд
Российской Федерации оспаривает конституционность пунктов 2 и 3
его статьи 2. По мнению заявителя, установленный ими порядок
включения в стаж государственной службы государственного служащего
Самарской области "иных периодов работы (службы)",
предусматривающих право на социальные гарантии, - в зависимости от
усмотрения государственного органа и должностных лиц допускает
возможность нарушения конституционного принципа равенства прав и
свобод человека и гражданина, что противоречит статьям 18 и 19
(части 1 и 2) Конституции Российской Федерации. Заявитель
полагает, что иные периоды работы (службы) должны включаться в
указанный стаж только на основании закрепленного в законе перечня
их конкретных видов.
Оспариваемые нормы основываются, в частности, на пункте 4
приложения к Указу Президента Российской Федерации от 3 сентября
1997 г. N 982 "О периодах работы (службы), включаемых в стаж
государственной службы федеральных государственных служащих,
дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному
окладу за выслугу лет" (с последующими изменениями и
дополнениями), которым предусмотрена возможность включения в
порядке исключения в стаж государственной службы федеральных
государственных служащих на основании решения руководителя
федерального органа государственной власти, руководителя аппарата
федерального органа государственной власти или иного
государственного органа, образованного в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, иных периодов работы (службы),
опыт и знания по которой необходимы для выполнения должностных
обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной
службы. В связи с этим заявитель просит оценить также
конституционность названного положения.
2. Специфика государственной службы в Российской Федерации как
профессиональной служебной деятельности граждан Российской
Федерации по обеспечению исполнения соответствующих полномочий,
включая полномочия субъектов Российской Федерации, органов
государственной власти и иных государственных органов субъектов
Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус
государственных служащих.
Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных характером
выполняемой государственными служащими деятельности,
предъявляемыми к ним квалификационными требованиями, вводимыми
ограничениями, связанными с государственной службой, законодатель
вправе в рамках специального правового регулирования устанавливать
для государственных служащих определенные социальные гарантии в
зависимости от вида, продолжительности и условий прохождения
государственной службы.
Так, Федеральный закон от 31 июля 1995 года "Об основах
государственной службы Российской Федерации" закрепляет для
государственного служащего ряд социальных гарантий, в том числе
денежное содержание, включающее надбавку к должностному окладу за
выслугу лет (статья 17), дополнительный оплачиваемый отпуск за
выслугу лет (статья 18), пенсионное обеспечение за выслугу лет в
соответствии с федеральным законом (статья 19). Право
государственного служащего на получение перечисленных социальных
гарантий и их размер зависят от продолжительности стажа
государственной службы, который, согласно статье 20 названного
Федерального закона, включает в себя время работы (в том числе на
выборных должностях) в государственных органах, на должностях в
органах местного самоуправления (пункт 1); зачет в этот стаж иных
периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с
федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации
(пункт 2).
Включение в стаж государственной службы для назначения пенсии
за выслугу лет федеральным государственным служащим иных периодов
трудовой деятельности предусмотрено статьей 19 Федерального закона
от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации" (с последующими изменениями и
дополнениями) и принятым на ее основании Указом Президента
Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 1413 "Об утверждении
перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в
стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет
федеральных государственных служащих" (в редакции Указа Президента
Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. N 1389). Зачет
аналогичных периодов в указанный стаж для начисления ежемесячной
надбавки к должностному окладу за выслугу лет до принятия
соответствующего федерального закона регулируется Указом
Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 982 "О
периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы
федеральных государственных служащих, дающий право на установление
ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет" (в
редакции Указа Президента Российской Федерации от 25 октября 2003
г. N 1389) и пунктом 4 приложения к нему.
Определение порядка исчисления стажа государственной службы
государственного служащего Самарской области, дающего право на
установление ежемесячной доплаты к государственной пенсии и
ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, по сути
воспроизводящее федеральное регулирование, осуществлено
законодателем Самарской области в рамках его полномочий в сфере
совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья
72, пункты "ж", "к", "н" части 1, Конституции Российской
Федерации) и в этом смысле не противоречит конституционным
предписаниям.
В части, касающейся исчисления стажа государственной службы,
дающего право на дополнительный оплачиваемый отпуск, законодатель
Самарской области в отсутствие соответствующего федерального
закона в опережающем порядке установил правовое регулирование по
данному вопросу совместного ведения Российской Федерации и ее
субъектов. Правомерность такого рода решений законодателя субъекта
Российской Федерации согласуется с правовой позицией
Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его
Постановлениях от 1 февраля 1996 года по делу о проверке
конституционности ряда положений Устава - Основного закона
Челябинской области, от 16 октября 1997 года по делу о проверке
конституционности пункта 3 статьи 43 Федерального конституционного
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" и от 3 ноября 1997 года по делу о проверке
конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона "Об
обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".
Закон Самарской области "Об исчислении стажа государственной
службы государственного служащего Самарской области", закрепляя
перечень видов работы (службы), включаемых в стаж государственной
службы, позволяет засчитывать в него и "иные виды работы
(службы)", для чего предусматривает в пунктах 2 и 3 статьи 2 в
качестве условия зачета в этот стаж иных периодов трудовой
деятельности соответствие выполнявшейся ранее государственным
служащим работы квалификационным требованиям его настоящей
деятельности. Установление такого, не исчерпывающего по своему
характеру, перечня, как и возложение на названные в данных нормах
органы и должностных лиц полномочия по определению того,
необходимы ли для выполнения должностных обязанностей
государственного служащего опыт и знания, приобретенные им в иные
периоды трудовой деятельности, само по себе не может
рассматриваться как нарушение прав и свобод граждан и как условие,
приводящее, по утверждению заявителя, к произвольному усмотрению
указанных органов (должностных лиц) при решении в каждом
конкретном случае вопроса о включении в стаж государственной
службы иных периодов работы (службы).
Содержащиеся в оспариваемых нормах правила в равной мере
распространяются на всех государственных служащих Самарской
области, занимающих высшие, главные и ведущие государственные
должности и работавших на руководящих должностях и должностях
научных работников в государственных и муниципальных
производственных, научных и учебных организациях, приобретенные
опыт и знания по которым необходимы для выполнения ими
обязанностей по замещаемой государственной должности. Они
направлены на то, чтобы обеспечить равные условия при определении
этим лицам продолжительности стажа государственной службы, дающего
право на определенные социальные гарантии, а потому не могут
расцениваться как ущемляющие их равенство перед законом.
Таким образом, в вопросе, соответствуют ли пункты 2 и 3 статьи
2 Закона Самарской области "Об исчислении стажа государственной
службы государственного служащего Самарской области" Конституции
Российской Федерации, отсутствует неопределенность, а потому
запрос Самарского областного суда в этой части в силу части второй
статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации" не может быть принят Конституционным
Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Государственный служащий Самарской области, полагающий, что его
права были нарушены в результате неправомерных решений
государственного органа или должностного лица, основанных на
оспариваемых нормах, может обжаловать их в суде общей юрисдикции,
реализовав тем самым свое конституционное право на судебную
защиту, гарантированное статьей 46 (части 1 и 2) Конституции
Российской Федерации.
3. Статья 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации и
статья 84 Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации" наделяют правом обращения в
Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке
конституционности нормативных актов Президента Российской
Федерации Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации и не предоставляют это право другим
судам.
Следовательно, в части, касающейся проверки конституционности
пункта 4 приложения к Указу Президента Российской Федерации "О
периодах работы (службы) включаемых в стаж государственной службы
федеральных государственных служащих, дающий право на установление
ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет", запрос
Самарского областного суда также не может быть принят
Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Самарского
областного суда, поскольку он не отвечает требованиям Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", в соответствии с которыми обращение в Конституционный
Суд Российской Федерации может быть признано допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|