ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2004 г. N 1975/04
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Яковлева В.Ф.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бабкина
А.И., Бойкова О.В., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой
Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А.,
Наумова О.А., Полетаевой Г.Г., Ренова Э.Н., Савкина С.Ф.,
Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф.
рассмотрел заявление открытого акционерного общества
"Машиностроительный завод "Прогресс" о пересмотре в порядке
надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского
округа от 25.11.2003 по делу N А06-1148у-4/03 Арбитражного суда
Астраханской области.
В заседании принял участие представитель ОАО
"Машиностроительный завод "Прогресс" (истца) - Стрижакова И.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Полетаевой Г.Г., а также
объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум
установил следующее.
ОАО "Машиностроительный завод "Прогресс" (далее - завод)
обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о
признании действий (бездействия) Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району города
Астрахани (далее - инспекция) в связи с отказом последней списать
задолженность по пеням, начисленным по состоянию на 01.01.2002 из-
за нарушения срока перечисления в бюджет налога на доходы
физических лиц.
По мнению инспекции, в отношении данного налога завод является
налоговым агентом, в обязанность которого входит удержание из
заработной платы работников подоходного налога и его перечисление
в бюджет, поэтому инспекция признала не подлежащим применению
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2002 N
251, которым предусмотрено списание задолженности по пеням,
начисленным на просроченные налоговые платежи, образовавшейся по
причине несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа
1994 - 1999 годов.
Решением суда первой инстанции от 08.08.2003 заявленное
требование удовлетворено.
Суд пришел к выводу, что названное Постановление Правительства
Российской Федерации не содержит никаких изъятий в отношении
конкретных видов налогов, налоговых платежей, на которые начислены
пени по состоянию на 01.01.2002.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением
от 25.11.2003 решение суда первой инстанции отменил, в
удовлетворении заявления отказал, согласившись с доводами
налоговой инспекции.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда
кассационной инстанции завод ссылается на неправильное применение
судом норм права, нарушение оспариваемым судебным актом
единообразия в толковании и применении норм права, противоречие
выводов суда сложившейся судебно-арбитражной практике, в том числе
Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 01.04.2003 N 7458/02, указывает на то, что
задолженность по пеням по подоходному налогу образовалась в связи
с несвоевременной оплатой работ по государственному оборонному
заказу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и
выступлении присутствовавшего в заседании представителя заявителя,
Президиум считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене,
решение суда первой инстанции - оставлению в силе по следующим
основаниям.
В соответствии со статьей 88 Федерального закона "О федеральном
бюджете на 2002 год" от 30.12.2001 N 194-ФЗ (с изменениями и
дополнениями) продлено проведение реструктуризации задолженности
(основного долга, пеней и штрафов):
предприятий и организаций, являющихся головными исполнителями и
исполнителями государственного оборонного заказа, по федеральным
налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты
государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования),
образовавшейся по состоянию на 1 января 2002 года, в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации, - до
31.12.2002.
Таким образом, Закон адресован не налогоплательщикам или
налоговым агентам, а предприятиям и организациям, являющимся
головными исполнителями или исполнителями государственного
оборонного заказа.
Во исполнение названного Федерального закона Правительство
Российской Федерации издало Постановление от 18.04.2002 N 251 "О
порядке списания задолженности, возникшей в связи с
несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ
по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, по пеням,
начисленным на 1 января 2002 г. на просроченные налоговые платежи,
зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды". Этим
постановлением органам государственной власти субъектов Российской
Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано
обеспечить списание задолженности по пеням, начисленным на
просроченные налоговые платежи, зачисляемые в бюджеты субъектов
Российской Федерации и местные бюджеты; утверждены правила
списания указанной задолженности.
Согласно пункту 2 правил списанию подлежит задолженность,
возникшая в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям
и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 -
1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 г. на
просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и
во внебюджетные фонды. На государственных заказчиков оборонного
заказа возложена обязанность по формированию реестров головных
исполнителей и исполнителей работ по государственному оборонному
заказу 1994 - 1999 годов для проведения списания задолженности.
Названным Постановлением Правительства не предусмотрено
применение установленного им порядка проведения реструктуризации и
списания задолженности по начисленным пеням в отношении конкретных
видов налогов, по которым начислены пени, и исключений его
применения к налоговым агентам. Право на реструктуризацию не
поставлено в зависимость от причин и характера действий
организаций при образовании этой задолженности.
Постановлением главы администрации Астраханской области от
06.09.2002 N 444 предусмотрено списание задолженности по пеням,
начисленным на налоги, подлежащие перечислению в областной бюджет
и внебюджетные фонды; постановлением мэра города Астрахани от
30.09.2002 N 2586-м - по пеням, начисленным на налоги, зачисляемые
в городской бюджет.
Право на списание задолженности по пеням поставлено в
зависимость исключительно от осуществления организацией работ по
государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов в качестве
головного исполнителя или исполнителя и несвоевременного получения
средств из бюджета на финансирование этих работ.
Министерство обороны Российской Федерации включило ОАО
"Машиностроительный завод "Прогресс" в Реестр головных
исполнителей и исполнителей государственного оборонного заказа
1994 - 1999 годов.
Факт несвоевременного финансирования государственного
оборонного заказа инспекция не оспаривает. Как указывает
заявитель, инспекцией принято решение от 14.10.2002 N 1 о списании
задолженности завода по пеням, начисленным на 01.01.2002 на
просроченные налоговые платежи, за исключением задолженности по
пеням по налогу на доходы физических лиц.
При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемый
судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении
арбитражными судами норм права и в силу пункта 1 статьи 304
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит
отмене, решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 25.11.2003 по делу N А06-1148у-4/03 Арбитражного суда
Астраханской области отменить.
Решение суда первой инстанции Арбитражного суда Астраханской
области от 08.08.2003 по названному делу оставить без изменения.
Председательствующий
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
|