ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 мая 2004 года
Дело N 78-Г04-18
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Соловьева В.Н.,
Маслова А.М.
рассмотрела в судебном заседании от 26 мая 2004 г. дело по
заявлению товарищества собственников жилья "Залив" о признании
недействующими части 4 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга "О ставках
для населения на содержание и текущий ремонт жилищного фонда Санкт-
Петербурга" от 7 декабря 2000 года N 657-74 в части слов "и
товариществ собственников жилья" и пункта 2 Приложения к Закону
Санкт-Петербурга "О ставках для населения на содержание и текущий
ремонт жилищного фонда Санкт-Петербурга" в части слов "и
товариществ собственников жилья" по кассационной жалобе заявителя
на решение Санкт-Петербургского городского суда от 22 января 2004
г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Соловьева В.Н., объяснения представителя ТСЖ "Залив" Глазун Е.Ю.,
заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Засеевой И.С., полагавшей решение суда обоснованным, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
6 декабря 2000 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
был принят Закон Санкт-Петербурга "О ставках для населения на
содержание и текущий ремонт жилищного фонда Санкт-Петербурга" N
657-74, подписанный губернатором Санкт-Петербурга 7 декабря 2000
года, опубликованный в газете "Смена" от 13 декабря 2000 года, в
журналах "Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" N 1
от 26 января 2001 года, "Вестник Администрации Санкт-Петербурга" N
1 от 30 января 2001 года.
Частью 1 статьи 1 указанного Закона Санкт-Петербурга
установлены ставки для населения на содержание и текущий ремонт
жилищного фонда Санкт-Петербурга согласно Приложению к настоящему
Закону Санкт-Петербурга.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 этого Закона под жилищным фондом
Санкт-Петербурга в настоящем Законе Санкт-Петербурга понимается
жилищный фонд, находящийся в собственности Российской Федерации,
Санкт-Петербурга, государственных предприятий, а также жилые дома
жилищно-строительных, жилищных кооперативов и товариществ
собственников жилья.
Согласно п. 2 Приложения к Закону Санкт-Петербурга "О ставках
для населения на содержание и текущий ремонт жилищного фонда Санкт-
Петербурга" на обслуживание и ремонт инженерного оборудования,
мест общего пользования жилого дома (для собственников жилого
помещения, жилищно-строительных, жилищных кооперативов и
товариществ собственников жилья) установлена ставка в размере 0,51
руб. в месяц за 1 кв. м общей площади для отдельных квартир и 0,85
руб. в месяц за 1 кв. м жилой площади для коммунальных квартир.
Товарищество собственников жилья (ТСЖ) "Залив", полагая, что
указанным выше Законом Санкт-Петербурга необоснованно
распространены установленные этим Законом ставки для населения на
содержание жилья, а также ставки на обслуживание и ремонт
инженерного оборудования, мест общего пользования жилого дома на
дома товариществ собственников жилья, обратилось в суд с
заявлением об оспаривании данного нормативного акта.
После уточнения своих требований ТСЖ "Залив" просило признать
противоречащими федеральным законам и недействующими со дня
принятия ч. 4 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга "О ставках для
населения на содержание и текущий ремонт жилищного фонда Санкт-
Петербурга" в части слов "и товариществ собственников жилья", и п.
2 Приложения к Закону Санкт-Петербурга "О ставках для населения на
содержание и текущий ремонт жилищного фонда Санкт-Петербурга" в
части слов "и товариществ собственников жилья".
В обоснование своих требований ТСЖ "Залив" указало, что
оспоренный Закон Санкт-Петербурга в той его части, в которой он
распространяет установленные данным Законом ставки для населения
на содержание жилья, а также на обслуживание и ремонт инженерного
оборудования, мест общего пользования жилого дома на дома
товариществ собственников жилья, противоречит п. 1 ст. 424 ГК РФ,
так как федеральный закон, которым законодательные органы
субъектов Российской Федерации были бы уполномочены устанавливать
или регулировать цены на жилищные услуги для всех их потребителей
и исполнителей, отсутствует. Кроме того, в соответствии с п. "ж"
ст. 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики
находятся в ведении Российской Федерации. Следовательно, субъект
Российской Федерации не вправе самостоятельно устанавливать
указанные выше ставки.
Оспоренный заявителем Закон Санкт-Петербурга также, по мнению
заявителя, противоречит ч. 3 и ч. 7 ст. 15 ФЗ "Об основах
федеральной жилищной политики", поскольку данными нормами органам
государственной власти субъектов Российской Федерации
предоставлено право устанавливать оплату жилья лишь в
государственном и муниципальном жилищном фонде.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и губернатор Санкт-
Петербурга просили суд отказать товариществу собственников жилья
"Залив" в удовлетворении заявления, полагая, что оспоренный
заявителем Закон Санкт-Петербурга не противоречит федеральному
законодательству и не нарушает права заявителя, представив
письменные объяснения в обоснование своих доводов.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 22 января 2004
г. в удовлетворении требований ТСЖ "Залив" отказано.
В кассационной жалобе товарищества содержится просьба об отмене
решения суда как вынесенного по ошибочным выводам относительно
применения норм материального права, установление и применение
тарифов, цен ставок в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и в
частности в Санкт-Петербурге.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации находит решение Санкт-Петербургского городского суда,
вынесенное по данному делу, подлежащим оставлению без изменения по
следующим основаниям.
Согласно п. "ж" ст. 71 Конституции Российской Федерации в
ведении Российской Федерации находятся основы ценовой политики.
Как следует из ч. 4 ст. 15 ФЗ "Об основах федеральной жилищной
политики", содержащей определение понятий, используемых в данном
Законе, основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального
хозяйства - основные принципы и методы формирования цен на
содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на
коммунальные услуги, а также правила их регулирования и
применения, включающие в себя указание на структуру этих цен и
тарифов, основания для их пересмотра, установление периода их
регулирования, порядок рассмотрения, согласования и утверждения
этих цен и тарифов, в том числе устанавливаемых в соответствии со
стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.
С учетом этого судом правильно отмечено, что непосредственное
установление цен, ставок и тарифов в сфере жилищно-коммунального
хозяйства не относится к исключительной компетенции Российской
Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N
425 (в ред. от 27.05.1997 N 528) "О реформе жилищно-коммунального
хозяйства в Российской Федерации", в соответствии с которым
предусматривается изменение системы финансирования жилищно-
коммунального хозяйства в Российской Федерации, то есть переход от
бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-
коммунальных услуг потребителями, осуществляемый поэтапно. При
этом, как указывается в Концепции реформы, особенностью нового
этапа реформы коммунального хозяйства является изменение тактики
ценообразования, переход для устранения разрыва между ценами в
других отраслях экономики в результате инфляции от простого
повышения этих тарифов на жилищно-коммунальные услуги к более
плавному изменению этих тарифов, учитывающему рост реальных
доходов граждан.
В целях создания необходимых условий для осуществления реформы
жилищно-коммунального хозяйства, а также совершенствования системы
трансфертов, предоставляемых субъектам Российской Федерации из
федерального бюджета, Правительством Российской Федерации было
принято Постановление от 26 мая 1997 г. N 621 "О федеральных
стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных
услуг", установившее на 1997 год, в частности, федеральный
стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-
коммунальные услуги в целом по всем видам услуг в размере 35%,
федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных
расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном
семейном доходе - равным 16%.
Согласно ч. ч. 4 и 5 ст. 15 ФЗ "Об основах федеральной жилищной
политики" Правительством Российской Федерации ежегодно
устанавливаются федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных
услуг, в соответствии с которыми органы государственной власти
субъектов Российской Федерации вправе устанавливать региональные
стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской
Федерации от 2 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании оплаты
жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения"
(в ред. от 21.01.2003 N 32, от 27.06.2003 N 372, с изм. от
01.07.2002 N 490 (в ред. 27.06.2003) структура платежей граждан
(кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах,
относящихся к жилищному фонду, независимо от форм собственности,
включает плату:
за содержание и текущий ремонт жилищного фонда;
за капитальный ремонт жилищного фонда;
за наем жилья (для нанимателей жилья).
Кроме того, граждане, проживающие в домах, относящихся к
жилищному фонду, независимо от форм собственности, оплачивают
коммунальные услуги.
Пунктом 9 указанного Постановления Правительства Российской
Федерации органам местного самоуправления рекомендовано
устанавливать размер платы за жилье и коммунальные услуги в
пределах федерального стандарта максимально допустимой доли
собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг
в совокупном доходе на одного человека с предоставлением
соответствующих субсидий. Этим же Постановлением Правительства
Российской Федерации утверждено Положение о предоставлении
гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Согласно
п. 5 указанного Положения о предоставлении гражданам субсидий на
оплату жилья и коммунальных услуг субсидии предоставляются
гражданам, проживающим в домах (включая общежития), относящихся к
жилищному фонду, независимо от формы собственности.
Анализируя указанные положения, содержащиеся в Постановлениях
Правительства Российской Федерации, судом обоснованно сделан вывод
о том, что на данном этапе реформы жилищно-коммунального хозяйства
еще не закончен переход к оплате в полном объеме жилищно-
коммунальных услуг потребителями и, следовательно, цены и тарифы
для граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг на данном этапе
реформы жилищно-коммунального хозяйства устанавливаются в
соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг с
одновременным предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и
коммунальных услуг и возмещением государством организациям жилищно-
коммунального хозяйства затрат на содержание и ремонт жилья и
оказание коммунальных услуг. Указанный принцип формирования цен и
тарифов для граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг на данном
этапе жилищно-коммунальной реформы распространяется на всех
граждан, проживающих в домах (включая общежития), относящихся к
жилищному фонду, независимо от формы собственности, так как иной
подход нарушал бы принцип равенства граждан, закрепленный в ст. 19
Конституции Российской Федерации.
Рассматривая доводы заявителя о неправомерности оспариваемых
положений Закона Санкт-Петербурга "О ставках для населения на
содержание и текущий ремонт жилищного фонда Санкт-Петербурга", суд
правильно отметил, что данным Законом установлены ставки для
населения в соответствии со стандартами оплаты жилья и
коммунальных услуг, так как из ст. 1 указанного закона следует,
что после установления ставок в соответствии с настоящим Законом
Санкт-Петербурга система мер социальной защиты в виде
предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных
услуг сохраняется в полном объеме.
Согласно ч. 7 ст. 15 ФЗ "Об основах федеральной жилищной
политики" органами местного самоуправления, органами
государственной власти города федерального значения Москвы и
органами государственной власти города федерального значения Санкт-
Петербурга в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации, устанавливаются цены и тарифы в соответствии со
стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.
Как следует из указанной нормы, право органов местного
самоуправления, органов государственной власти города федерального
значения Москвы и органов государственной власти города
федерального значения Санкт-Петербурга устанавливать цены и тарифы
в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг не
ограничено установлением этих цен и тарифов только для оплаты
жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Этот вывод суда следует признать обоснованным.
Согласно ч. 3 ст. 17 ФЗ "О товариществах собственников жилья"
домовладельцы в кондоминиуме оплачивают услуги по содержанию и
ремонту общего имущества в соответствии с действующим
законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ "О товариществах собственников
жилья" общие размеры обязательных платежей на содержание и ремонт
общего имущества устанавливаются на основе учета единых правил и
норм, утвержденных органами местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суждение суда о том, что Закон Санкт-
Петербурга "О ставках для населения на содержание и текущий ремонт
жилищного фонда Санкт-Петербурга" в той его части, в которой он
распространяет установленные данным Законом ставки для населения
на содержание жилья, а также на обслуживание и ремонт инженерного
оборудования, мест общего пользования жилого дома, на дома
товариществ собственников жилья, не противоречит ч. 7 ст. 15 ФЗ
"Об основах федеральной жилищной политики" и ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст.
18 ФЗ "О товариществах собственников жилья" и принят в пределах
компетенции органов власти субъектов Российской Федерации Санкт-
Петербурга, является правильным.
Тщательный анализ норм материального права, регулирующих
спорные правоотношения, проведенный Санкт-Петербургским городским
судом, позволил ему сделать обоснованный и по существу правильный
вывод об отсутствии противоречия между Законом Санкт-Петербурга "О
ставках для населения на содержание и текущий ремонт жилищного
фонда Санкт-Петербурга", распространившим установленные данным
Законом ставки для населения на содержание жилья, а также ставки
на обслуживание и ремонт инженерного оборудования, мест общего
пользования жилого дома на дома товариществ собственников жилья, и
пунктом 1 статьи 424 ГК РФ, так как указанная норма допускает в
предусмотренных законом случаях применение цен (тарифов, расценок,
ставок), устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то
государственными органами.
Доводы товарищества собственников жилья "Залив" о том, что
оспоренный им Закон Санкт-Петербурга нарушает право товарищества
на свободу договора, предоставленную ему ст. 1 ГК, являются
несостоятельными.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в данном случае руководствуется следующим:
право ТСЖ "Залив" на свободу договора, предусмотренное ст. 1 ГК
РФ, при заключении договоров об оказании услуг по содержанию и
текущему ремонту мест общего пользования дома товарищества
собственников жилья ограничено не оспоренным заявителем Законом
Санкт-Петербурга, а федеральным законодательством: ст. 424 ГК РФ,
устанавливающей, что в предусмотренных законом случаях применяются
цены (тарифы, ставки, расценки и т.п.), устанавливаемые или
регулируемые уполномоченными на то государственными органами, ч. 7
ст. 15 ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики",
предоставляющей право органам власти субъектов Российской
Федерации, органам местного самоуправления устанавливать цены и
тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных
услуг, и ч. 1 ст. 18 ФЗ "О товариществах собственников жилья",
содержащей указание, что общие размеры обязательных платежей на
содержание и ремонт общего имущества устанавливаются на основе
учета единых правил и норм, утвержденных органами местного
самоуправления.
При таких обстоятельствах отказ суда в удовлетворении
заявленных ТСЖ "Залив" требований является обоснованным и по
существу спора правильным.
Таким образом, постановленное по данному делу решение Санкт-
Петербургского городского суда является законным, в связи с чем
подлежащим оставлению без изменения.
Доводы кассационной жалобы не опровергают мотивированные выводы
суда, сводятся лишь к их несогласию с ними и неправильному
толкованию положений норм федерального законодательства.
Несостоятельной является и ссылка на практику Верховного Суда
Российской Федерации, так как указанный пример не имеет отношения
к предмету данного спора.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 22 января 2004
г. оставить без изменения, частную жалобу председателя ТСЖ "Залив"
- без удовлетворения.
|