ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2004 г. N ВКПИ04-42
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в лице
председательствующего по делу - судьи
Верховного Суда Российской Федерации
генерал-лейтенанта юстиции Пархомчука Ю.В.,
при судебном секретаре майоре Пилипчуке А.А.,
с участием представителя ответчика
от Правительства Российской Федерации Тараскина В.И.,
военного прокурора управления
Главной военной прокуратуры
полковника Белоусова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению М. о признании незаконными и недействующими пункта 24
"Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", утвержденных
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335,
а также пункта 19 "Положения о льготах для военнослужащих,
военнообязанных и лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и
их семей", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от
17 февраля 1981 года N 193,
установил:
М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
вышеуказанным заявлением и считает, что обжалованные им пункты
указанных "Примерных правил..." и "Положения о льготах...", в
которых предусмотрено первоочередное, но не менее чем в
трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, обеспечение
перечисленных в указанных нормативных актах категорий
военнослужащих жилой площадью, что препятствует реализации его
права как участника боевых действий на первоочередное получение
жилого помещения в г. Сызрани, где он в установленном порядке был
поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий
после увольнения его в 1994 году с действительной военной службы в
запас с выслугой свыше 10-ти лет.
Заявитель считает, что п. 24 "Примерных правил..." и п. 19
"Положения о льготах..." не соответствуют ст. 115 Конституции РФ,
ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от
27 мая 1998 г., ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР, а также пп. 3 п. 1
ст. 16 Федерального закона "О ветеранах".
В связи с этим М. просит признать указанные пункты обжалуемых
им нормативных актов незаконными и недействующими с 11 февраля
1993 года, т.е. со дня опубликования Закона РФ от 22.01.93 N 4338-
1 "О статусе военнослужащих".
Судебное заседание проводилось без участия М., который в
письменном заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Правительства РФ Тараскин В.И., действовавший на
основании поручения Правительства РФ N 2655п-ШО от 23 апреля 2004
года и доверенности N 38 от 20 мая 2004 г., против доводов
заявителя возражал и просил суд требования М. оставить без
удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя
ответчика и заключение прокурора, полагавшего жалобу М. признать
необоснованной и не подлежащей удовлетворению, Военная коллегия
Верховного Суда РФ находит требования заявителя не подлежащими
удовлетворению по следующим основаниям.
Оспариваемые заявителем пункты "Примерных правил учета граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых
помещений в РСФСР", утвержденных Постановлением Совета Министров
РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, а также "Положения о льготах для
военнослужащих, военнообязанных и лиц, уволенных с воинской службы
в отставку, и их семей", утвержденного Постановлением Совета
Министров СССР от 17 февраля 1981 года N 193, предусматривают
обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы,
прапорщиков, мичманов и лиц офицерского состава Вооруженных Сил,
уволенных в запас или отставку по состоянию здоровья, возрасту или
по сокращению штатов, в первую очередь. При этом указанными
нормативными актами предусмотрено также, что обеспечение жилой
площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и
мичманов в указанном порядке производится при условии, если они
находились на действительной военной службе не менее 20
календарных лет.
В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации, на
которую ссылается заявитель в обоснование своих требований,
Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов
Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их
исполнение.
В рамках указанной конституционной нормы и ст. 13 Закона РФ "Об
основах федеральной жилищной политики" Правительством Российской
Федерации Постановлением N 1054 от 6 сентября 1998 года утверждены
"Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной
службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в
отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в
получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в
избранном постоянном месте жительства". Пункт 8 указанных "Правил"
устанавливает, что граждане, уволенные с военной службы, имеют
право на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий
на льготных основаниях в соответствии с Законом "О статусе
военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются
гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных
условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на
учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане,
имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление
жилых помещений, включаются в отдельные списки.
В соответствии с п. п. 13 и 14 ст. 15 Федерального закона "О
статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года
военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая
продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и
более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы
жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из
списков очередников на получение жилых помещений по последнему
перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми
помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом,
федеральными законами и иными нормативными актами, а
военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10
лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими
предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию
здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и
члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в
трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства
обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями
по установленным нормам, в том числе за счет государственных
жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья,
обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также
внебюджетных источников финансирования.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О
ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ предусмотрено, что
ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных
условий, имеют право на первоочередное бесплатное предоставление
жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных
фондов.
Анализ приведенных норм свидетельствует, что ветераны боевых
действий обладают равными правами на получение жилья на льготных
условиях. Вопреки утверждению заявителя оспариваемые им правовые
нормы не находятся в противоречии с положениями Федерального
закона "О статусе военнослужащих", Жилищного кодекса РСФСР и
Федерального закона "О ветеранах".
При этом предоставление жилых помещений в соответствии с
Федеральным законом "О ветеранах" обуславливает отдельный механизм
реализации права ветеранов боевых действий на получение жилья в
первую очередь, чему не препятствуют оспариваемые заявителем
пункты "Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", а
также "Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных и
лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей".
Согласно исследованному в суде распоряжению Администрации г.
Сызрани от 16 января 2003 г. N 46р М. восстановлен в очереди на
улучшение жилищных условий по первоначальной дате постановки на
учет с 20 июля 1994 года по общему списку за N 1105а и по списку
первоочередников за N 52а как участник боевых действий в
Афганистане.
Придя к выводу, что оспариваемые заявителем нормы не
противоречат Федеральному закону "О статусе военнослужащих" об
определении льготной категории граждан, которым жилье
предоставляется в трехмесячный срок, а также нормам Жилищного
кодекса РСФСР о составлении отдельных списков из лиц, обладающих
равными льготами на предоставление жилых помещений, Верховный Суд
РФ находит утверждение М. о том, что упомянутые нормы якобы
препятствуют в реализации его права как участника боевых действий
на первоочередное получение жилого помещения, необоснованным, в
связи с чем его жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь требованиями ст. ст. 194, 195 - 198, 199, 252 -
253 ГПК РФ, Верховный Суд РФ
решил:
в удовлетворении жалобы М. о признании незаконными и
недействующими пункта 24 "Примерных правил учета граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых
помещений в РСФСР", утвержденных Постановлением Совета Министров
РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, а также пункта 19 "Положения о
льготах для военнослужащих, военнообязанных и лиц, уволенных с
воинской службы в отставку, и их семей", утвержденного
Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N
193, отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в
Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в
течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной
форме.
Председательствующий по делу
Ю.В.ПАРХОМЧУК
|