ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2004 г. N ВКПИ 04-9
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе: председательствующего - судьи Верховного Суда Российской
Федерации Захарова Л.М., при секретаре - Красовском А.А., с
участием военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры
Аверичкина М.О., представителя Правительства Российской Федерации
и Министерства обороны Российской Федерации Тупикина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Александрова В.В., Карелина А.В., Козловского В.П. и
Харченко В.И. о признании необоснованным распоряжения
Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 752-р в
части включения в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных
городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы
Российской Федерации и органов ФСБ России военного городка N 1/4
п/о Ватутинки-1 Ленинского района Московской области,
установила:
1 июня 2000 года распоряжением Правительства Российской
Федерации N 752-р утвержден Перечень имеющих жилищный фонд
закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации,
Пограничной Службы Российской Федерации и органов ФСБ России. К их
числу отнесен и военный городок N 1/4 п/о Ватутинки-1 Ленинского
района Московской области.
Александров В.В., Карелин А.В., Козловский В.П. и Харченко В.И.
обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в
котором просят признать незаконным вышеуказанное распоряжение
Правительства Российской Федерации в части отнесения военного
городка N 1/4 п/о Ватутинки-1 Ленинского района Московской области
к числу имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.
По мнению заявителей, указанный городок не обладает признаками
закрытого военного городка, то есть не является отдельным,
обособленным, не имеет систему пропусков и вокруг его территории
отсутствуют какие-либо ограждения. Военный городок 1/4 граничит с
г. Троицком и д. Ватутинки.
Между ними сложилась единая инфраструктура жизнеобеспечения
(узел связи, почта, магазины, школа, медицинские учреждения и
др.). Через военный городок проходит дорога, соединяющая г. Троицк
с Калужским шоссе. В настоящее время более 80% жителей городка не
имеют отношения к Вооруженным Силам Российской Федерации и,
начиная с 1994 года по настоящее время, в военном городке
осуществляется приватизация жилых помещений.
Кроме того, заявители полагают, что, принимая решение об
отнесении военного городка к закрытому, Правительство Российской
Федерации руководствовалось выкопировкой из карты административно-
территориального деления прилегающих населенных пунктов к военному
городку, которая на момент принятия решения не соответствовала
действительности.
Заслушав объяснения Александрова В.В., Карелина А.В., Харченко
В.И., поддержавших свои требования, их представителей Бакай В.А. и
Шайкова И.Н., объяснения представителя Правительства Российской
Федерации и Министерства обороны Российской Федерации Тупикина
С.В., возражавшего против удовлетворения требований заявителей,
исследовав материалы дела и выслушав заключение прокурора
Аверичкина М.О., полагавшего признать требования заявителей
необоснованными, Военная коллегия Верховного Суда Российской
Федерации находит заявление Александрова В.В., Карелина А.В.,
Козловского В.П. и Харченко В.И. не подлежащим удовлетворению по
следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г.
N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам
относятся расположенные в населенных пунктах военные городки
воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные
обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне
населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются
Правительством Российской Федерации по представлению Министерства
обороны Российской Федерации (иного федерального органа
исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена
военная служба).
Наделение военных городков особым статусом - закрытых военных
городков направлено на закрепление жилой площади этих городков за
военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц,
имеющих связь с военным ведомством, жилыми помещениями в целях
поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений.
Как установлено в судебном заседании, строительство жилого
военного городка осуществлялось силами Министерства обороны на
отведенном (в соответствии с законодательством) в бессрочное
пользование участке земли именно для этих целей. В настоящее время
жилые помещения в этом военном городке имеют военнослужащие
нескольких воинских частей, в том числе несущие боевое дежурство.
В 1981 году, а затем в 1994 году и до издания обжалуемого
распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г.
N 752-р этот военный городок, в соответствии с действующим на тот
период времени законодательством, приказами командующего войсками
Московского военного округа был признан закрытым военным городком.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000
г. N 752-р, по представлению Министерства обороны Российской
Федерации, то есть с соблюдением требований Федерального закона от
27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", был утвержден
Перечень имеющих жилой фонд закрытых военных городков Вооруженных
Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации
и органов ФСБ России, в который был включен и военный городок 1/4
п/о Ватутинки-1 Ленинского района Московской области.
При этом Правительство Российской Федерации, утверждая Перечень
имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил
Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и
органов ФСБ России, действовало в пределах своей компетенции и в
соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N
76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Из осмотренной в судебном заседании карты административно-
территориального деления районов Московской области (г. Троицк)
видно, что военный городок N 1/4 п/о Ватутинки-1 действительно
имеет границу с г. Троицком и д. Ватутинки и не находится в
расположении этих населенных пунктов. По объяснениям самих
заявителей граница с г. Троицком проходит по берегу реки Десна, а
от д. Ватутинки военный городок N 1/4 огражден металлической
сеткой. Поэтому ссылка заявителей на устаревшую выкопировку из
карты административно-территориального деления прилегающих
населенных пунктов к военному городку 1/4 не может быть признана
обоснованной.
То обстоятельство, что между военным городком 1/4 и
близлежащими населенными пунктами сложилась единая инфраструктура
жизнеобеспечения, что через военный городок 1/4 проходит дорога
общего пользования, не свидетельствует о том, что этот городок не
является отдельным и обособленном, поскольку, как указано выше,
целью утверждения Перечня закрытых военных городков является
закрепление за военным ведомством создаваемого им жилого фонда, а
не установление особого режима в целях сохранения военной и
государственной тайны.
Что же касается приватизации жилых помещений в этом военном
городке, то данное обстоятельство может свидетельствовать лишь о
том, что отдельные должностные лица Министерства обороны
Российской Федерации не соблюдают требования действующего
законодательства Российской Федерации по вопросу приватизации
жилых помещений в закрытых военных городках.
Не может служить препятствием для признания военного городка N
1/4 п/о Ватутинки-1 Ленинского района Московской области закрытым
и то обстоятельство, что в настоящее время более 80% его жителей
утратили связь с Вооруженными Силами Российской Федерации,
поскольку в данном случае эти лица могут быть переселены из
закрытого военного городка в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК
РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решила:
В удовлетворении заявления Александрова Владимира
Владимировича, Карелина Александра Васильевича, Козловского
Валерия Петровича и Харченко Владимира Ивановича о признании
необоснованным распоряжения Правительства Российской Федерации от
1 июня 2000 г. N 752-р в части внесения военного городка N 1/4 п/о
Ватутинки-1 Ленинского района Московской области в Перечень
имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил
Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и
органов ФСБ России отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его
вынесения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Л.ЗАХАРОВ
|