ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2004 г. N ВКПИ 04-45
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда Российской Федерации Коронца А.Н.,
при секретаре Шароватовой И.А.,
с участием заявителя Ильясова Ю.Х.,
военного прокурора отдела
Главной военной прокуратуры
полковника юстиции Кочуры А.А.,
представителей Президента
Российской Федерации полковника юстиции Фурманова О.Н.,
майора юстиции Смирнова А.В.,
полковника Меньшикова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Ильясова Юнира Хакимовича о признании не соответствующим
пункту 5 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
пункта 1 и подпункта "д" пункта 3 Указа Президента Российской
Федерации "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов
ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" от 23 августа
2000 года N 1563 в части, устанавливающей предоставление
социальной поддержки исключительно военнослужащим организаций и
воинских частей, включенных в Перечень организаций и воинских
частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской
Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой
дает право на получение социальной поддержки,
установил:
Ильясов Ю.Х. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
вышеуказанными требованиями, считая, что названный Указ в части,
касающейся определения Перечня организаций и воинских частей,
входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской
Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которых
дает право на получение социальной поддержки, противоречит ст. ст.
19, 39 и 55 Конституции Российской Федерации и п. 5 ст. 10
Федерального закона "О статусе военнослужащих", нарушает его права
на получение социальной поддержки как лица, проходившего военную
службу в войсковой части, занимавшейся испытаниями ядерного
оружия.
В судебном заседании заявитель свои требования поддержал.
Представители Президента Российской Федерации Фурманов О.П.,
Смирнов А.В. и Меньшиков А.В. требования Ильясова не признали и
просили отказать в их удовлетворении, указав, что Указ Президента
Российской Федерации "О неотложных мерах социальной поддержки
специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации"
издан в соответствии с полномочиями Президента Российской
Федерации, предоставленными ему Конституцией Российской Федерации,
а не во исполнение п. 5 ст. 10 Федерального закона "О статусе
военнослужащих".
При этом оспариваемый нормативный правовой акт не устанавливает
льготы и компенсации для лиц, замещающих воинские должности,
связанные с повышенной опасностью для жизни и здоровья, а
определяет иной круг лиц, чем изложен в п. 5 ст. 10 Федерального
закона "О статусе военнослужащих".
Выслушав объяснения представителей Президента Российской
Федерации, исследовав материалы дела и заслушав заключение
военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника
юстиции Кочуры А.А., полагавшего необходимым заявление Ильясова
Ю.Х. оставить без удовлетворения, Военная коллегия Верховного Суда
Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Требование заявителя о признании п. 1 и пп. "д" п. 3 Указа
Президента Российской Федерации "О неотложных мерах социальной
поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской
Федерации" не соответствующим ст. ст. 19, 39 и 55 Конституции
Российской Федерации не может быть удовлетворено, а производство
по делу в части противоречия названных положений Указа Конституции
Российской Федерации подлежит прекращению, поскольку в данном
случае возникает вопрос не просто о законности оспариваемого
нормативного акта Президента Российской Федерации, а о его
конституционности, судебная проверка которого может быть
осуществлена только в порядке конституционного судопроизводства.
Что касается требований заявителя о признании п. 1 и пп. "д" п.
3 Указа Президента Российской Федерации "О неотложных мерах
социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса
Российской Федерации" не соответствующими п. 5 ст. 10 Федерального
закона "О статусе военнослужащих", то судом установлено следующее.
Действительно, в соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона
"О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную
службу на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью
для жизни и здоровья, федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации устанавливаются
дополнительные льготы, гарантии и компенсации. Перечни указанных
воинских должностей определяются Министерством обороны Российской
Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в
котором предусмотрена военная служба).
Выполняя указанные требования закона, Министр обороны
Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной
власти, в которых предусмотрена военная служба, издали
соответствующие нормативные правовые акты, устанавливающие перечни
воинских должностей, связанных с повышенной опасностью для жизни и
здоровья.
Вместе с тем Указ Президента Российской Федерации "О неотложных
мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного
комплекса Российской Федерации" издан в соответствии со статьей 80
Конституции Российской Федерации в целях обеспечения эффективной
адресной социальной поддержки специалистов ядерного оружейного
комплекса Российской Федерации, а также преемственности кадров в
этом комплексе.
Таким образом, обжалуемый нормативный правовой акт носит
целевой, адресный характер по отношению к отдельным категориям
гражданского персонала и военнослужащим, исполняющим свои трудовые
и служебные обязанности не просто в сфере жизнедеятельности,
подверженной риску для жизни и здоровья, а именно в ядерном
оружейном комплексе Российской Федерации.
Данный вывод также подтверждается положениями пп. "г" и "д" п.
3 Указа, согласно которым к лицам, на которых распространяется
социальная поддержка, относятся лишь тот гражданский персонал и те
военнослужащие, чье исполнение обязанностей связано с определенным
видом деятельности, утвержденным настоящим Указом, и только в
организациях и частях ядерного оружейного комплекса Российской
Федерации. При этом некоторые виды деятельности могут быть и не
связаны с повышенной опасностью для жизни и здоровья.
При таких данных суд считает установленным, что Указ Президента
Российской Федерации "О неотложных мерах социальной поддержки
специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации"
от 23 августа 2000 года N 1563 не противоречит п. 3 ст. 10
Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку издан не
на основании названных положений этого Закона, а в соответствии с
конституционной компетенцией Президента Российской Федерации, в
пределах своих полномочий и в целях направленной социальной
поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса,
определившего виды деятельности, осуществляемые в организациях и
воинских частях, входящих в состав названного комплекса, перечень
которых утвержден Постановлением Правительства Российской
Федерации от 17 ноября 2000 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, ст.
220, ч. 3 ст. 251 и ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, Военная коллегия
Верховного Суда Российской Федерации
решила:
производство по заявлению Ильясова Юнира Хакимовича о признании
не соответствующим ст. ст. 19, 39 и 55 Конституции Российской
Федерации пункта 1 и подпункта "д" пункта 3 Указа Президента
Российской Федерации "О неотложных мерах социальной поддержки
специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации"
от 23 августа 2000 года N 1563 в части, устанавливающей
предоставление социальной поддержки исключительно военнослужащим
организаций и воинских частей, включенных в Перечень организаций и
воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса
Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности,
участие в которой дает право на получение социальной поддержки,
прекратить на основании абз. 2 ст. 220 ГПК РФ.
Заявление Ильясова Юнира Хакимовича о признании не
соответствующим пункту 5 статьи 10 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" пункта 1 и подпункта "д" пункта 3 Указа Президента
Российской Федерации "О неотложных мерах социальной поддержки
специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации"
от 23 августа 2000 года N 1563 в части, устанавливающей
предоставление социальной поддержки исключительно военнослужащим
организаций и воинских частей, включенных в Перечень организаций и
воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса
Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности,
участие в которой дает право на получение социальной поддержки,
оставить без удовлетворения.
Данное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в
Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в
десятидневный срок со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.КОРОНЕЦ
|