Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 18.05.2004 N КАС04-183 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 17.10.2003 N ГКПИ03-958

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                     от 18 мая 2004 г. N КАС04-183
   
       Кассационная  коллегия Верховного Суда Российской  Федерации  в
   составе:
   
       председательствующего                             Федина А.И.,
       членов коллегии                                 Толчеева Н.К.,
                                                       Ермилова В.М.,
       с участием прокурора                            Масаловой Л.Ф.
   
       рассмотрела  в открытом судебном заседании от 18  мая  2004  г.
   гражданское   дело  по  заявлению  Д.  о  признании  недействующими
   пунктов  2,  4  "Порядка  проведения в  2001  году  предварительной
   компенсации   вкладов   отдельных  категорий   граждан   Российской
   Федерации  в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию
   на  20  июня  1991  года  по гарантированным  сбережениям  граждан,
   определенным  Федеральным  законом  "О  восстановлении   и   защите
   сбережений    граждан    Российской    Федерации",    утвержденного
   Постановлением Правительства Российской Федерации от  19.03.2001  N
   222,  а  также  пунктов  2,  4, 5, 8 Правил  выплаты  в  2002  году
   отдельным  категориям граждан Российской Федерации  предварительной
   компенсации   по   вкладам   в  Сберегательном   банке   Российской
   Федерации,   являющимся   гарантированными  сбережениями   согласно
   Федеральному  закону "О восстановлении и защите сбережений  граждан
   Российской  Федерации",  утвержденных Постановлением  Правительства
   Российской  Федерации от 13 марта 2002 года N 152, по  кассационной
   жалобе  Д.  на решение Верховного Суда РФ от 17 октября 2003  года,
   которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
       Заслушав   доклад  судьи  Верховного  Суда  РФ   Федина   А.И.,
   объяснения    представителя   Правительства   РФ   Кунаева    С.А.,
   возражавшего   против   удовлетворения   заявленного    требования,
   выслушав    заключение   прокурора   Масаловой   Л.Ф.,   полагавшей
   кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
   
                              установила:
                                   
       Постановлением Правительства Российской Федерации N 222  от  19
   марта   2001  года  утвержден  "Порядок  проведения  в  2001   году
   предварительной  компенсации  вкладов отдельных  категорий  граждан
   Российской  Федерации  в Сберегательном банке Российской  Федерации
   по  состоянию  на  20  июня 1991 г. по гарантированным  сбережениям
   граждан,  определенным  Федеральным  законом  "О  восстановлении  и
   защите  сбережений граждан Российской Федерации", в соответствии  с
   которым  в  пунктах 2 и 8 указаны категории граждан, имеющих  право
   на  получение компенсации, в пункте 4 установлены категории вкладов
   и размер предварительной компенсации.
       В   соответствии  с  Постановлением  Правительства   Российской
   Федерации от 13 марта 2002 года N 152 утверждены Правила выплаты  в
   2002   году   отдельным  категориям  граждан  Российской  Федерации
   предварительной  компенсации  по  вкладам  в  Сберегательном  банке
   Российской   Федерации,  являющимся  гарантированными  сбережениями
   согласно  Федеральному закону "О восстановлении и защите сбережений
   граждан  Российской Федерации", действие которых продлено  на  2003
   год   Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от   10
   февраля  2003 года N 85 "О мерах по реализации Федерального  закона
   "О  федеральном бюджете на 2003 год" (с изменениями от 14 мая  2003
   г.),  согласно которому в пунктах 2, 4, 5, 8 установлены  категории
   граждан и размеры предварительной компенсации.
       Д.  обратился  в  Верховный  Суд РФ с  заявлением  о  признании
   недействующими   приведенных  выше  пунктов   Порядка   и   Правил,
   сославшись  на  несоответствие их федеральному закону  и  нарушение
   прав   пользования   и  распоряжения  заявителя  как   собственника
   денежных средств.
       Верховный   Суд   РФ   постановил  приведенное   выше   решение
   (производство  по делу в части оспаривания п. 8 Порядка  прекращено
   определением Верховного Суда РФ от 17 октября 2003 года).
       В   кассационной  жалобе  заявитель  ставит  вопрос  об  отмене
   судебного   решения,  ссылаясь  на  ошибочность   вывода   суда   о
   соответствии  оспоренных  положений нормативных  актов  требованиям
   закона.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Кассационная  коллегия  не  находит оснований  к  отмене  судебного
   решения.
       Отказывая  в  удовлетворении заявленного требования,  Верховный
   Суд  РФ пришел к правильному выводу о том, что оспоренные положения
   нормативных  правовых актов изданы Правительством РФ в соответствии
   с  имеющимися  у  него полномочиями и по существу  не  противоречат
   федеральному закону.
       В   соответствии   со   ст.  ст.  2,  12  -   23   Федерального
   конституционного  закона  "О  Правительстве  Российской  Федерации"
   исполнительную  власть  в  Российской  Федерации  Правительство  РФ
   осуществляет   на   основании  и  во  исполнение  Конституции   РФ,
   федеральных    конституционных   законов,   федеральных    законов,
   нормативных   указов   Президента  РФ,   издает   постановления   и
   распоряжения, обеспечивает их исполнение.
       В  соответствии с Федеральным законом от 10 мая 1995 года N 73-
   ФЗ   "О  восстановлении  и  защите  сбережений  граждан  Российской
   Федерации"  государство  гарантирует восстановление  и  обеспечение
   сохранности  ценности  денежных  сбережений,  созданных  гражданами
   Российской Федерации путем помещения денежных средств, в том  числе
   на   вклады  в  Сберегательный  банк  Российской  Федерации  (ранее
   Государственные  трудовые сберегательные кассы СССР,  действовавшие
   на  территории  РСФСР;  Российский республиканский  банк  Сбербанка
   СССР;   Сбербанк  РСФСР)  в  период  до  20  июня  1991   года,   в
   соответствии  со  ст. 12 которого порядок перевода  гарантированных
   сбережений  граждан  в  целевые долговые  обязательства  Российской
   Федерации,  их  виды,  условия и формы их  обслуживания  и  порядок
   определения   долговой   стоимости   устанавливаются   федеральными
   законами.
       Президентом  Российской Федерации в целях реализации  положений
   данного Закона 8 апреля 1996 года был издан Указ N 494 "О мерах  по
   восстановлению  сбережений граждан Российской  Федерации",  которым
   на   Правительство   Российской  Федерации  возложено   подготовить
   механизм   индексации   вкладов,  механизм  погашения   долга   для
   вкладчиков   Сберегательного  банка   Российской   Федерации,   при
   разработке    федерального   бюджета   на    соответствующий    год
   предусматривать     средства,    необходимые    для     компенсации
   обесценивавшихся сбережений граждан.
       В  соответствии  со ст. 130 Федерального закона "О  федеральном
   бюджете  на  2002 год" и ст. 112 Федерального закона "О федеральном
   бюджете  на  2001  год"  на Правительство РФ возложена  обязанность
   утверждения  порядка предварительной компенсации вкладов  отдельным
   категориям граждан Российской Федерации.
       Во  исполнение упомянутых норм законов Правительством РФ и были
   приняты   оспариваемые   заявителем   Постановления,   которые   не
   находятся  в  противоречии ни с федеральным законом,  ни  с  Указом
   Президента РФ.
       В  подтверждение правомерности оспоренных положений нормативных
   актов  Правительства  РФ Верховный Суд РФ сослался  и  на  правовые
   позиции,  содержащиеся  в  решениях  Европейского  Суда  по  правам
   человека,  принятых  по  жалобе А. против  Российской  Федерации  и
   другим аналогичным жалобам.
       Федеральный    закон   не   предусматривает    предписания    о
   необходимости  немедленной  и полной компенсации  денежных  вкладов
   всем  категориям  вкладчиков,  следовательно,  подобные  мотивы   в
   обоснование  незаконности  оспоренных  пунктов  Порядка  и   Правил
   несостоятельны.
       Довод   в   кассационной   жалобе   о   якобы   имеющем   место
   несоответствии пунктов 2 и 4 Порядка и пунктов 2, 4,  5,  8  Правил
   ст.  35  Конституции  РФ  не  может  служить  основанием  к  отмене
   судебного  решения, поскольку разрешение данного  вопроса  отнесено
   федеральным    законом   и   Конституцией    РФ    к    компетенции
   Конституционного  Суда, а не Верховного Суда РФ либо  любого  иного
   суда общей юрисдикции.
       Никакого  ограничения  сферы действия  Федерального  закона  "О
   восстановлении  и  защите сбережений граждан Российской  Федерации"
   оспоренные  нормативные акты Правительства РФ не содержат,  как  об
   этом заявляет Д. в кассационной жалобе.
       По   изложенным  основаниям  кассационная  жалоба  не  подлежит
   удовлетворению.
       Руководствуясь ст. ст. 360 и 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия
   
                              определила:
                                   
       решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 октября 2003
   года  оставить  без  изменения,  а кассационную  жалобу  Д.  -  без
   удовлетворения.
   
   
   -------------------------------------------------------------------
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz