Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Ю.В.ШЛЕНОВ
14 мая 2004 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ
ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
"МЕНЕДЖЕР ПО РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА"
1. Общая характеристика дополнительной профессиональной
образовательной программы для получения дополнительной
квалификации "Менеджер по развитию персонала"
1.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа
для получения дополнительной квалификации "Менеджер по развитию
персонала" реализуется в соответствии с настоящими
Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню
требований к специалистам для присвоения указанной дополнительной
квалификации (далее - Государственные требования).
1.2. Дополнительная квалификация "Менеджер по развитию
персонала" присуждается лицам, имеющим высшее профессиональное
образование по управленческому, экономическому, правовому и
техническому профилям, при условии успешного освоения
дополнительной профессиональной образовательной программы для
получения указанной дополнительной квалификации, включая
прохождение итоговой государственной аттестации.
1.3. Нормативная трудоемкость дополнительной профессиональной
образовательной программы для получения дополнительной
квалификации составляет - 1400 часов.
1.4. Целью данной дополнительной профессиональной
образовательной программы является:
- проведение диагностики персонала;
- разработка, внедрение и организация деятельности системы
управления персоналом, как в целом, так и его отдельных
направлений;
- организация деятельности кадровой службы организации;
- формирование кадровой политики организации;
- подбор персонала;
- оценка и аттестация персонала, управление карьерой
работников;
- организация профессионального обучения и переподготовки
персонала;
- организация мотивации и стимулирования персонала;
- организация профессионального развития работников;
- проектирование процессов управления персоналом;
- проектирование организационной структуры управления
организацией;
- проектирование документации по распределению и закреплению
работ;
- разработка процедур по управлению персоналом;
- консультирование и обучение линейных руководителей в области
управления персоналом.
1.5. Сфера применения: для работы в службе управления
персоналом государственных и муниципальных органов власти и
управления, предприятий, учреждений и организаций всех форм
собственности в промышленности, торговле, на транспорте, в
банковской, страховой, туристической и других сферах, в службах
занятости и биржах труда. Специалист подготовлен к участию в
профессиональной организационно-управленческой, экономической,
научно-технической, плановой, проектно-экономической и научно-
исследовательской деятельности, в службе управления человеческими
ресурсами.
2. Требования к уровню подготовки лиц,
необходимому для освоения дополнительной профессиональной
образовательной программы для получения дополнительной
квалификации "Менеджер по развитию персонала"
2.1. К освоению программы допускаются лица, имеющие высшее
профессиональное образование по профилю указанному в п. 1.2,
подтвержденное документом государственного образца, и опыт работы
не менее одного года.
2.2. В случаях, когда количество лиц, желающих получить
дополнительную квалификацию, превышает количество мест,
обеспечиваемых образовательным учреждением необходимыми условиями
для реализации программы, возможно объявление конкурсного отбора.
Условия конкурсного отбора определяются образовательным
учреждением в соответствии с решением Ученого совета.
3. Требования к дополнительной профессиональной
образовательной программе для получения
дополнительной квалификации
3.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа
для получения дополнительной квалификации включает Государственные
требования, примерный учебный план, примерные программы по учебным
дисциплинам и практике.
3.2. В дополнительной профессиональной образовательной
программе для получения дополнительной квалификации
предусматриваются следующие компоненты:
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ПП - производственная практика;
цикл ИА - итоговая аттестация.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
"МЕНЕДЖЕР ПО РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА"
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦228 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.01 ¦ Экономическая теория. Макроэкономика ¦40 ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Экономические ¦ ¦
¦ ¦агенты (рыночные и нерыночные), собственность ¦ ¦
¦ ¦и хозяйствование: структура прав, передача ¦ ¦
¦ ¦прав, согласование обязанностей, экономические ¦ ¦
¦ ¦интересы, цели и средства, проблема выбора ¦ ¦
¦ ¦оптимального решения, экономическая стратегия ¦ ¦
¦ ¦и экономическая политика, конкуренция и ее ¦ ¦
¦ ¦виды; экономические блага и их классификации, ¦ ¦
¦ ¦полные и частичные взаимодополняемость и ¦ ¦
¦ ¦взаимозамещение благ, фактор времени и ¦ ¦
¦ ¦дисконтирование, потоки и запасы, номинальные ¦ ¦
¦ ¦и реальные величины; кругообороты благ и ¦ ¦
¦ ¦доходов; затраты и результаты; общие, предельные ¦ ¦
¦ ¦и средние величины; альтернативные издержки ¦ ¦
¦ ¦(издержки отвергнутых возможностей); метод ¦ ¦
¦ ¦сравнительной статики, показатели эластичности. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика ¦ ¦
¦ ¦Закон предложения, закон спроса, равновесие, ¦ ¦
¦ ¦рынок, равновесная цена; излишки потребителя и ¦ ¦
¦ ¦производителя, теории поведения потребителя и ¦ ¦
¦ ¦производителя предприятия; монополия, ¦ ¦
¦ ¦естественная монополия, ценовая дискриминация; ¦ ¦
¦ ¦олигополия, монополистическая конкуренция, ¦ ¦
¦ ¦барьеры входа и выхода (в отрасли); ¦ ¦
¦ ¦сравнительное преимущество; производственная ¦ ¦
¦ ¦функция, факторы производства, рабочая сила, ¦ ¦
¦ ¦физический капитал; инфляция и безработица; ¦ ¦
¦ ¦рынки факторов производства, рента, заработная ¦ ¦
¦ ¦плата; бюджетное ограничение, кривые ¦ ¦
¦ ¦безразличия, эффект дохода и эффект замещения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.02 ¦ Экономика предприятия ¦48 ¦
¦ ¦Предприятие в конкурентной среде. Потенциал ¦ ¦
¦ ¦предприятия. Затраты и себестоимость продукции ¦ ¦
¦ ¦и услуг. Структура затрат и их оптимизация. ¦ ¦
¦ ¦Налогообложение предприятия. Результаты ¦ ¦
¦ ¦хозяйственно-финансовой деятельности ¦ ¦
¦ ¦предприятия: показатели, их анализ и ¦ ¦
¦ ¦планирование. Структура планов на предприятии, ¦ ¦
¦ ¦методы их обоснования и взаимосвязи. ¦ ¦
¦ ¦Управленческий учет. Стратегический и оперативный¦ ¦
¦ ¦контроллинг на предприятии. Учет маркетинговой ¦ ¦
¦ ¦стратегии в плане; развития предприятия ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.03 ¦ Общая теория статистики. Статистика труда ¦40 ¦
¦ ¦Предмет, метод и задачи статистики; источники ¦ ¦
¦ ¦статистической информации; группировка и ¦ ¦
¦ ¦сводка материалов статистических наблюдений; ¦ ¦
¦ ¦абсолютные и относительные величины; средние ¦ ¦
¦ ¦величины; ряд динамики; индексы. Основные ¦ ¦
¦ ¦статистические показатели в сфере управления ¦ ¦
¦ ¦человеческими ресурсами. Характеристика ¦ ¦
¦ ¦системы показателей статистики труда, ¦ ¦
¦ ¦методологии экономико-статистического анализа ¦ ¦
¦ ¦трудовых ресурсов; статистика численности ¦ ¦
¦ ¦работников и использования рабочего времени; ¦ ¦
¦ ¦статистика производительности труда и ¦ ¦
¦ ¦стоимости рабочей силы; статистика заработной ¦ ¦
¦ ¦платы; статистика профессионального развития ¦ ¦
¦ ¦персонала; статистика издержек на управление ¦ ¦
¦ ¦человеческими ресурсами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.04 ¦ Менеджмент ¦60 ¦
¦ ¦Закономерности управления различными ¦ ¦
¦ ¦системами. Организация как социальное явление. ¦ ¦
¦ ¦Типы организаций. Этапы развития организаций. ¦ ¦
¦ ¦Патологии организаций. Управление социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическими системами (организациями). ¦ ¦
¦ ¦Методологические основы менеджмента; ¦ ¦
¦ ¦инфраструктура менеджмента; социофакторы и ¦ ¦
¦ ¦этика менеджмента; интеграционные процессы в ¦ ¦
¦ ¦менеджменте; моделирование ситуаций и ¦ ¦
¦ ¦разработка решений; природа и состав функции ¦ ¦
¦ ¦менеджмента; стратегические и тактические ¦ ¦
¦ ¦планы в системе менеджмента; организационные ¦ ¦
¦ ¦отношения в системе менеджмента; формы ¦ ¦
¦ ¦организации системы менеджмента; мотивация ¦ ¦
¦ ¦деятельности в менеджменте; регулирование и ¦ ¦
¦ ¦контроль в системе менеджмента; динамика групп ¦ ¦
¦ ¦и лидерство в системе менеджмента; управление ¦ ¦
¦ ¦человеком и управление группой; руководство, ¦ ¦
¦ ¦власть и партнерство; стиль менеджмента и ¦ ¦
¦ ¦имидж (образ) менеджера; конфликтность в ¦ ¦
¦ ¦менеджменте; факторы эффективности менеджмента ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.05 ¦ Психология личности ¦40 ¦
¦ ¦Человек в зеркале природы, истории и ¦ ¦
¦ ¦индивидуальной жизни; движущие силы и условия ¦ ¦
¦ ¦развития личности, периодизация развития ¦ ¦
¦ ¦индивида личности, индивидуальности; ¦ ¦
¦ ¦индивидуальные свойства человека и роль в ¦ ¦
¦ ¦развитии личности; личность в социогенезе, ¦ ¦
¦ ¦социально-исторический образ жизни - источник ¦ ¦
¦ ¦развития личности; персоногенез личности; ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность личности и ее жизненный путь; ¦ ¦
¦ ¦структура личности и различные методические ¦ ¦
¦ ¦подходы к изучению ее психологии; проблема ¦ ¦
¦ ¦воли; волевая регуляция деятельности и ее ¦ ¦
¦ ¦смысловая природа; психологическая защита и ¦ ¦
¦ ¦совладение - механизмы овладения поведением, ¦ ¦
¦ ¦личностный выбор; свобода и ответственность; ¦ ¦
¦ ¦теории личности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦940 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.01 ¦ Управление персоналом ¦160 ¦
¦ ¦Теория управления, о роли человека в организации.¦ ¦
¦ ¦Эволюция подходов в управлении людьми. Принципы и¦ ¦
¦ ¦методы управления человеческими ресурсами. ¦ ¦
¦ ¦Организационное проектирование системы управления¦ ¦
¦ ¦человеческими ресурсами. Цели, функции, ¦ ¦
¦ ¦организационная структура системы управления ¦ ¦
¦ ¦персоналом. Кадровое, информационное, ¦ ¦
¦ ¦техническое, нормативно-методическое, правовое ¦ ¦
¦ ¦делопроизводственное обеспечение. Кадровая ¦ ¦
¦ ¦политика и стратегия управления человеческими ¦ ¦
¦ ¦ресурсами. Кадровое планирование: оперативный ¦ ¦
¦ ¦план работы с персоналом, планирование ¦ ¦
¦ ¦потребности в персонале, планирование ¦ ¦
¦ ¦производительности труда и показателей по труду, ¦ ¦
¦ ¦издержки на службу по персоналу. Основные ¦ ¦
¦ ¦процессы управления персоналом: управление ¦ ¦
¦ ¦движением персонала (подбор персонала, трудовая ¦ ¦
¦ ¦интеграция, служебно-профессиональное ¦ ¦
¦ ¦продвижение, высвобождение персонала), ¦ ¦
¦ ¦использование персонала (организация труда, ¦ ¦
¦ ¦деловая оценка и аттестация персонала, режим и ¦ ¦
¦ ¦дисциплина труда), развитие персонала (обучение и¦ ¦
¦ ¦управление деловой карьерой, работа с кадровым ¦ ¦
¦ ¦резервом); сохранение персонала (мотивация и ¦ ¦
¦ ¦стимулирование трудовой деятельности персонала, ¦ ¦
¦ ¦социальные льготы и трудовые отношения). Оценка ¦ ¦
¦ ¦результатов труда персонала, оценка затрат на ¦ ¦
¦ ¦персонал. Диагностика персонала ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.02 ¦ Правовое обеспечение кадровой работы ¦80 ¦
¦ ¦Отрасли права, регулирующие управление ¦ ¦
¦ ¦персоналом. Основные положения гражданского, ¦ ¦
¦ ¦уголовного и административного права, ¦ ¦
¦ ¦использующиеся в практике кадровых служб. ¦ ¦
¦ ¦Внутренние нормативные документы организации. ¦ ¦
¦ ¦Нормативное обеспечение кадровой работы. ¦ ¦
¦ ¦Требования к нормативной документации, ¦ ¦
¦ ¦регламентирующей кадровую работу в ¦ ¦
¦ ¦организации. Положения о кадровой работе и ¦ ¦
¦ ¦инструкции работников по работе с кадрами. ¦ ¦
¦ ¦Оценка эффективности управления ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.03 ¦ Экономика и социология труда ¦40 ¦
¦ ¦Труд как социально-экономическая категория; ¦ ¦
¦ ¦предложение труда; спрос на труд; ¦ ¦
¦ ¦функционирование рынка труда; качество рабочей ¦ ¦
¦ ¦силы; мобильность рабочей силы. Заработная ¦ ¦
¦ ¦плата; нормирование труда; функционально- ¦ ¦
¦ ¦стоимостной анализ трудовой деятельности; ¦ ¦
¦ ¦социально-трудовые отношения и их ¦ ¦
¦ ¦регулирование; профсоюзы; безработица; ¦ ¦
¦ ¦качество трудовой жизни; экономическая ¦ ¦
¦ ¦сущность организации труда; анализ и ¦ ¦
¦ ¦планирование трудовых показателей; оценка ¦ ¦
¦ ¦затрат на персонал; оценка эффективности и ¦ ¦
¦ ¦производительности труда; оценка эффективности ¦ ¦
¦ ¦труда руководителей и специалистов управления; ¦ ¦
¦ ¦аудит в социально-трудовой сфере. ¦ ¦
¦ ¦Социальные основы трудового поведения ¦ ¦
¦ ¦личности; организации; социологической ¦ ¦
¦ ¦организации; формирование организации; ¦ ¦
¦ ¦разделение и кооперация труда; организация ¦ ¦
¦ ¦аттестации рабочих мест; изучение затрат ¦ ¦
¦ ¦рабочего времени; рационализация трудовых ¦ ¦
¦ ¦процессов; условия труда, охрана и ¦ ¦
¦ ¦безопасность труда; режим труда и отдыха ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.04 ¦ Психология профессиональной деятельности ¦60 ¦
¦ ¦Психология профессиональной деятельности как ¦ ¦
¦ ¦область знания, отрасль науки, учебная ¦ ¦
¦ ¦дисциплина. Профессионализм как предмет ¦ ¦
¦ ¦психологии профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Эргатические системы и функции, трудовой пост ¦ ¦
¦ ¦в организации и его компоненты, субъект труда ¦ ¦
¦ ¦и его структура; методы психологии ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности; психологическое ¦ ¦
¦ ¦профессиоведение; профессионально-важные ¦ ¦
¦ ¦качества личности, общие и специальные ¦ ¦
¦ ¦способности, психологические основы ¦ ¦
¦ ¦профотбора, расстановки и аттестации кадров; ¦ ¦
¦ ¦психология профессиональной работоспособности; ¦ ¦
¦ ¦трудовая мотивация и удовлетворенность трудом; ¦ ¦
¦ ¦развитие человека как субъекта труда, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальный стиль профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности; психология профессионального ¦ ¦
¦ ¦самоопределения; управление профессиональной ¦ ¦
¦ ¦карьерой; психологические аспекты социально- ¦ ¦
¦ ¦трудовой реабилитации больных и инвалидов; ¦ ¦
¦ ¦профессиональные конфликты; психология ¦ ¦
¦ ¦безопасности в труде; история и тенденция ¦ ¦
¦ ¦развития прикладной психологии в сфере ¦ ¦
¦ ¦профессионального труда ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.05 ¦ Основы кадрового консалтинга ¦40 ¦
¦ ¦Сущность консультирования. Область применения ¦ ¦
¦ ¦и возможности консультирования в сфере управления¦ ¦
¦ ¦человеческими ресурсами. Менеджер по персоналу в ¦ ¦
¦ ¦роли внутреннего консультанта организации. ¦ ¦
¦ ¦Консультирование; корпоративная культура. ¦ ¦
¦ ¦Построение отношений с руководителями. ¦ ¦
¦ ¦Профессионализм в консультировании. ¦ ¦
¦ ¦Процесс консультирования. Подготовка, диагноз, ¦ ¦
¦ ¦планирование действий, внедрение. Завершающий ¦ ¦
¦ ¦этап консультирования. Управление ¦ ¦
¦ ¦консультированием: планирование, подготовка, ¦ ¦
¦ ¦управление выполнением, подготовка отчета. ¦ ¦
¦ ¦Методы работы консультанта. Консультирование ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. Характеристика ¦ ¦
¦ ¦внешних консультантов. Основные принципы ¦ ¦
¦ ¦работы с внешними консультантами. Экономика ¦ ¦
¦ ¦консалтинговой фирмы и организация ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Этика консультирования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.06 ¦ Кадровое делопроизводство ¦80 ¦
¦ ¦Документ и системы документации; состав и ¦ ¦
¦ ¦содержание кадровой документации, основные ¦ ¦
¦ ¦документы, регламентирующие управление ¦ ¦
¦ ¦персоналом (правила внутреннего распорядка, ¦ ¦
¦ ¦штатное расписание, должностные инструкции, ¦ ¦
¦ ¦трудовые договоры (контракты) и др.), правила ¦ ¦
¦ ¦оформления документов (состав реквизитов, ¦ ¦
¦ ¦требования к их оформлению, требования к ¦ ¦
¦ ¦бланкам документов и их оформлению); порядок ¦ ¦
¦ ¦заполнения типовых форм; порядок оформления ¦ ¦
¦ ¦документов при приеме на работу; порядок учета ¦ ¦
¦ ¦кадров; порядок оформления документов при ¦ ¦
¦ ¦переводе; расторжение трудового договора ¦ ¦
¦ ¦(контракта); порядок подготовки приказов по ¦ ¦
¦ ¦личному составу; ведение трудовой книжки, ¦ ¦
¦ ¦ведение личных дел; современные способы и ¦ ¦
¦ ¦техника создания документов; организация ¦ ¦
¦ ¦документооборота, систематизация документов, ¦ ¦
¦ ¦номенклатура для их формирования и хранения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.07 ¦ Конфликтология ¦60 ¦
¦ ¦Становление конфликтологии как научно-прикладной ¦ ¦
¦ ¦отрасли знания; современные концепции конфликта; ¦ ¦
¦ ¦функции конфликта, их позитивные и негативные ¦ ¦
¦ ¦проявления; типология конфликтов по общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическим, социально-экономическим, морально- ¦ ¦
¦ ¦психологическим признакам; источники, объективные¦ ¦
¦ ¦и субъективные причины возникновения конфликтных ¦ ¦
¦ ¦ситуаций в социальной сфере; мотивация ¦ ¦
¦ ¦конфликтности, взаимосвязь конфликтов и ¦ ¦
¦ ¦стрессовых состояний; структура, фазы и стадии ¦ ¦
¦ ¦развития конфликта; методы предупреждения и ¦ ¦
¦ ¦урегулирования конфликтов; стили конфликтного ¦ ¦
¦ ¦поведения и способы разрешения конфликтов; ¦ ¦
¦ ¦социальное партнерство как форма сотрудничества в¦ ¦
¦ ¦решении проблем социально-экономического развития¦ ¦
¦ ¦и профилактике конфликтов в области трудовых ¦ ¦
¦ ¦отношений; роль предпринимателей и менеджеров ¦ ¦
¦ ¦в управлении конфликтами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.08 ¦ Информационные системы в сфере управления ¦100 ¦
¦ ¦персоналом ¦ ¦
¦ ¦Информационный контур управления персоналом; ¦ ¦
¦ ¦экономическая информация и ее свойства; ¦ ¦
¦ ¦информационная система управления персоналом ¦ ¦
¦ ¦и информационные технологии; эволюция ¦ ¦
¦ ¦информационных систем и их классификация; ¦ ¦
¦ ¦средства компьютерной, коммуникационной и ¦ ¦
¦ ¦организационной техники; характеристика и ¦ ¦
¦ ¦классификация современных программных средств; ¦ ¦
¦ ¦нормативно-методическое обеспечение ¦ ¦
¦ ¦информационных технологий управления ¦ ¦
¦ ¦персоналом; информационная безопасность; ¦ ¦
¦ ¦современная концепция автоматизированных ¦ ¦
¦ ¦рабочих мест (АРМ), классификация и принципы ¦ ¦
¦ ¦построения; АРМ кадровой службы; ¦ ¦
¦ ¦вычислительные сети, нейросетевые технологии и ¦ ¦
¦ ¦средства мультимедиа; интеллектуальные ¦ ¦
¦ ¦информационные технологии и системы поддержки ¦ ¦
¦ ¦принятых решений; экономическая эффективность ¦ ¦
¦ ¦применения автоматизированных информационных ¦ ¦
¦ ¦технологий ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.09 ¦ Организация труда персонала ¦60 ¦
¦ ¦Сущность организации труда и необходимость ее ¦ ¦
¦ ¦совершенствования на научной основе; научная ¦ ¦
¦ ¦организация труда - понятие, содержание, ¦ ¦
¦ ¦задачи и принципы; регламентация и ¦ ¦
¦ ¦проектирование организации труда; разделение и ¦ ¦
¦ ¦кооперация труда; организация рабочих мест и ¦ ¦
¦ ¦создание благоприятных условий труда; ¦ ¦
¦ ¦устройство и планировка помещений и размещение ¦ ¦
¦ ¦рабочих мест; планировка рабочего места; ¦ ¦
¦ ¦оснащение и оборудование рабочих мест; условия ¦ ¦
¦ ¦труда; основные задачи нормирования труда; ¦ ¦
¦ ¦объекты и методы нормирования труда; изучение ¦ ¦
¦ ¦затрат рабочего времени и содержание труда ¦ ¦
¦ ¦персонала организации; методы и средства ¦ ¦
¦ ¦выполнения управленческих операций; ¦ ¦
¦ ¦индивидуальное планирование рабочего времени ¦ ¦
¦ ¦руководителя (специалиста); делегирование ¦ ¦
¦ ¦полномочий; экономическая эффективность НОТ ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.10 ¦ Безопасность труда персонала ¦60 ¦
¦ ¦Безопасность организации; угроза безопасности ¦ ¦
¦ ¦объекта; направления безопасности: принципы ¦ ¦
¦ ¦построения систем безопасности организации: ¦ ¦
¦ ¦охрана труда; факторы, определяющие безопасные ¦ ¦
¦ ¦условия труда законодательная база безопасных ¦ ¦
¦ ¦условий труда; несчастный случай; травматизм и ¦ ¦
¦ ¦профессиональная заболеваемость; управление ¦ ¦
¦ ¦безопасностью труда (организационное, ¦ ¦
¦ ¦методическое, информационное); службы охраны ¦ ¦
¦ ¦труда, уполномоченные и представители по ¦ ¦
¦ ¦охране труда; аттестация рабочих мест и ¦ ¦
¦ ¦сертификация предприятий; показатели ¦ ¦
¦ ¦травматизма; затраты на охрану труда и технику ¦ ¦
¦ ¦безопасности; условия труда, элементы и ¦ ¦
¦ ¦факторы; опасные и вредные производственные ¦ ¦
¦ ¦факторы; степень тяжести труда; утомление; ¦ ¦
¦ ¦фазы работоспособности; режимы труда и отдыха; ¦ ¦
¦ ¦дисциплина труда; управление дисциплиной труда ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.11 ¦ Организационное поведение ¦40 ¦
¦ ¦Значение организационного поведения. Модели ¦ ¦
¦ ¦управления организациями: поведение, ¦ ¦
¦ ¦структура, процессы; управление ¦ ¦
¦ ¦индивидуальной, групповой эффективностью, ¦ ¦
¦ ¦теории поведения человека, организации; ¦ ¦
¦ ¦личность и организация, персональное развитие ¦ ¦
¦ ¦в организации; коммуникативное поведение в ¦ ¦
¦ ¦организации; мотивация и результативность ¦ ¦
¦ ¦организации; оценка и модификация поведения; ¦ ¦
¦ ¦формирование группового поведения в ¦ ¦
¦ ¦организации; организационный анализ и ¦ ¦
¦ ¦организационное проектирование, проектирование ¦ ¦
¦ ¦работ; лидерство в организации; процессы ¦ ¦
¦ ¦принятия решений, процессы карьеры и социализации¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.12 ¦ Кадровый аудит ¦40 ¦
¦ ¦Понятие кадрового аудита. Смежные направления ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Отличия кадрового аудита от ¦ ¦
¦ ¦диагностики, консалтинга, исследования. ¦ ¦
¦ ¦Классификация: внутренний и внешний, общий и ¦ ¦
¦ ¦частный. Подходы к кадровому аудиту: ¦ ¦
¦ ¦сравнительный, стандартный, исследовательский. ¦ ¦
¦ ¦Профессиональные стандарты и их роль в ¦ ¦
¦ ¦кадровом аудите. Процесс проведения кадрового ¦ ¦
¦ ¦аудита. Методы кадрового аудита. Социально- ¦ ¦
¦ ¦трудовой мониторинг. Взаимосвязь контроллинга, ¦ ¦
¦ ¦аудита и мониторинга персонала ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.13 ¦ Организационная культура ¦60 ¦
¦ ¦Понятие, структура и содержание организационной ¦ ¦
¦ ¦культуры; системный подход к изучению культуры, ¦ ¦
¦ ¦основные компоненты организационной культуры ¦ ¦
¦ ¦(ценности, коммуникационные системы, внешний вид ¦ ¦
¦ ¦персонала, трудовая этика и мораль, характер ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и пр.); факторы, влияющие на ¦ ¦
¦ ¦особенности организационной культуры; понятие ¦ ¦
¦ ¦и виды субкультур, сильные и слабые культуры; ¦ ¦
¦ ¦типология культур, характеристика основных ¦ ¦
¦ ¦типов; содержание и показатели анализа ¦ ¦
¦ ¦организационной культуры; принципы и метод ¦ ¦
¦ ¦формирования организационной культуры; метод ¦ ¦
¦ ¦поддержания организационной культуры; ¦ ¦
¦ ¦взаимосвязь культуры и стратегии организации; ¦ ¦
¦ ¦методы изменения культуры; влияние ¦ ¦
¦ ¦организационной культуры на организационную ¦ ¦
¦ ¦эффективность ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.14 ¦ Мотивация персонала ¦60 ¦
¦ ¦Мотивация трудовой деятельности как элемент и ¦ ¦
¦ ¦функция управления персоналом. Теоретические ¦ ¦
¦ ¦основы трудовой мотивации. Структура, функции ¦ ¦
¦ ¦и механизм трудовой мотивации. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления мотивации персонала. Внутреннее и ¦ ¦
¦ ¦внешнее вознаграждение. Виды внешнего ¦ ¦
¦ ¦вознаграждения. Опыт мотивации персонала в ¦ ¦
¦ ¦России и за рубежом. Материальное ¦ ¦
¦ ¦стимулирование труда. Оплата труда, ее ¦ ¦
¦ ¦определяющая роль в системе вознаграждения. ¦ ¦
¦ ¦Формы и системы организации заработной платы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦Ф.00 ¦ Дисциплины по выбору (примерный перечень) ¦112 ¦
¦ ¦1. Анализ и развитие рынка труда региона ¦ ¦
¦ ¦2. Создание и организация работы кадрового ¦ ¦
¦ ¦агентства ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ПП.00 ¦Практика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ПП.01 ¦Производственная практика ¦80 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ИА.00 ¦Итоговая государственная аттестация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ИА.01 ¦Оформление и защита квалификационной работы ¦40 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого ¦1400 ¦
L--------+-------------------------------------------------+------
4. Условия реализации программы
4.1. Образовательное учреждение должно обеспечить:
Кадровые условия:
Реализация данной программы должна обеспечиваться
педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и
систематически занимающимися научно-методической деятельностью.
Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь
ученую степень и (или) опыт деятельности в соответствующей
профессиональной сфере. Чтение прикладных курсов предполагает
привлечение специалистов по управлению персоналом предприятий.
Научно-методические и информационные условия:
Учебно-методическое обеспечение должно содержать учебники,
учебные и учебно-методические пособия, перечень лабораторно-
практических работ и необходимую информационную базу, в том числе,
журналы в профессиональной области, научную литературу; указания о
наличии информационных баз и доступа к различным сетевым
источникам информации.
Реализация дополнительной профессиональной образовательной
программы должна обеспечиваться:
- доступом каждого обучающегося к практическому использованию
информационных технологий для получения требуемых навыков по
освоению современных информационных технологий, используемых
промышленными предприятиями;
- доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и сетевым
источникам, по содержанию соответствующим полному перечню
дисциплин программы; наличием методических пособий по всем
дисциплинам, а также мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.
Материально-технические условия:
Образовательное учреждение, реализующее данную программу,
должно располагать материально-технической базой, включая
аудитории международного уровня, в том числе компьютерные классы с
выходом в глобальные сети электронной коммуникации (Интернет или
другие), библиотеку, мультимедийный проектор, кодаскоп, аудио- и
видеотехнику. Материальная база должна соответствовать действующим
санитарно-техническим нормам и обеспечивать проведение всех видов
учебных занятий и самостоятельной работы слушателей,
предусмотренных учебным планом.
4.2. Образовательное учреждение имеет право:
Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала
при сохранении минимального содержания, определяемого данным
документом.
Осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских
лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и
индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по
программам, обеспечивающим реализацию минимума содержания,
определяемого документом.
Перезачитывать лицам, осваивающим настоящую программу,
дисциплины, которые изучались ими в период обучения по основным
образовательным программам высшего профессионального образования
или на предшествующих этапах повышения квалификации до 20%.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
-------T--------------T------------------------------T-----------¬
¦Индекс¦ Наименование ¦ Трудоемкость (часов) ¦ Форма ¦
¦по ГТ ¦ дисциплин +-----T----------------T-------+ контроля ¦
¦ ¦ ¦всего¦ аудиторные ¦само- ¦ ¦
¦ ¦ ¦часов+----T-----T-----+стоя- +-----T-----+
¦ ¦ ¦ ¦лек-¦семи-¦прак-¦тельная¦экза-¦зачет¦
¦ ¦ ¦ ¦ции ¦нары ¦тикум¦работа ¦мен ¦ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦ОПД.00¦Общепрофес- ¦228 ¦130 ¦8 ¦48 ¦42 ¦ ¦ ¦
¦ ¦сиональные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦ОПД.01¦Экономическая ¦40 ¦24 ¦8 ¦- ¦8 ¦+ ¦ ¦
¦ ¦теория ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦ОПД.02¦Экономика ¦48 ¦32 ¦- ¦8 ¦8 ¦+ ¦ ¦
¦ ¦предприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦ОПД.03¦Общая теория ¦40 ¦24 ¦- ¦8 ¦8 ¦+ ¦ ¦
¦ ¦статистики. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Статистика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦ОПД.04¦Менеджмент ¦60 ¦36 ¦- ¦12 ¦12 ¦+ ¦ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦ОПД.05¦Психология ¦40 ¦14 ¦- ¦20 ¦6 ¦ ¦+ ¦
¦ ¦личности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦СД.00 ¦Специальные ¦940 ¦418 ¦80 ¦258 ¦184 ¦ ¦ ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦СД.01 ¦Управление ¦160 ¦80 ¦24 ¦32 ¦24 ¦+ ¦ ¦
¦ ¦персоналом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦СД.02 ¦Правовое обе- ¦80 ¦50 ¦12 ¦- ¦18 ¦+ ¦ ¦
¦ ¦спечение кад- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ровой работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦СД.03 ¦Экономика и ¦40 ¦24 ¦8 ¦- ¦8 ¦+ ¦ ¦
¦ ¦социология ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦труда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦СД.04 ¦Психология ¦60 ¦24 ¦- ¦24 ¦12 ¦ ¦+ ¦
¦ ¦профессиональ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦СД.05 ¦Основы ¦40 ¦18 ¦- ¦8 ¦14 ¦ ¦+ ¦
¦ ¦кадрового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦консалтинга ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦СД.06 ¦Кадровое дело-¦80 ¦24 ¦- ¦38 ¦18 ¦ ¦+ ¦
¦ ¦производство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦СД.07 ¦Конфликтология¦60 ¦20 ¦- ¦28 ¦12 ¦ ¦+ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦СД.08 ¦Информационные¦100 ¦18 ¦- ¦74 ¦8 ¦+ ¦ ¦
¦ ¦системы в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сфере управле-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ния персоналом¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦СД.09 ¦Организация ¦60 ¦30 ¦- ¦18 ¦12 ¦+ ¦ ¦
¦ ¦труда персо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦налом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦СД.10 ¦Безопасность ¦60 ¦30 ¦8 ¦12 ¦10 ¦+ ¦ ¦
¦ ¦труда персо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нала ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦СД.11 ¦Организацион- ¦40 ¦18 ¦8 ¦8 ¦6 ¦+ ¦ ¦
¦ ¦ное поведение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦СД.12 ¦Кадровый аудит¦40 ¦20 ¦- ¦8 ¦12 ¦ ¦+ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦СД.13 ¦Организацион- ¦60 ¦32 ¦12 ¦- ¦16 ¦+ ¦ ¦
¦ ¦ная культура ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦СД.14 ¦Мотивация ¦69 ¦30 ¦8 ¦8 ¦14 ¦ ¦+ ¦
¦ ¦персонала ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦Ф.00 ¦Дисциплины по ¦112 ¦60 ¦- ¦24 ¦28 ¦ ¦ ¦
¦ ¦выбору ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦Ф.01 ¦Анализ и раз- ¦56 ¦30 ¦- ¦12 ¦14 ¦ ¦+ ¦
¦ ¦витие рынка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦труда региона ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦Ф.02 ¦Создание и ¦56 ¦30 ¦- ¦12 ¦14 ¦ ¦+ ¦
¦ ¦организация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦ПП.00 ¦Практика ¦80 ¦- ¦- ¦80 ¦- ¦ ¦ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦ИА.00 ¦Итоговая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦государствен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ная аттестация¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦ИА.01 ¦Оформление и ¦40 ¦- ¦- ¦- ¦- ¦ ¦ ¦
¦ ¦защита выпуск-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ной квалифика-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ционной работы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+-----+
¦ ¦Всего ¦1400 ¦608 ¦88 ¦410 ¦254 ¦254 ¦ ¦
L------+--------------+-----+----+-----+-----+-------+-----+------
5. Требования к уровню подготовки лиц, успешно
завершивших обучение по дополнительной профессиональной
образовательной программе для получения дополнительной
квалификации "Менеджер по развитию персонала"
"Менеджер по развитию персонала" должен знать:
- законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие
деятельность предприятия; порядок разработки трудовых договоров
учреждения, организации по управлению персоналом; законодательство
о труде;
- основы рыночной экономики; конъюнктуру рынка рабочей силы и
образовательных услуг; социологии труда; менеджмента; принципы
принятия и реализации управленческих решений;
- основы организационного поведения, психологии труда;
психологии личности; психологии делового общения;
- современные концепции управления человеческими ресурсами;
основы трудовой мотивации и системы оценки персонала; формы и
методы обучения и повышения квалификации кадров; правила и нормы
охраны труда, кадрового аудита и контроллинга персонала;
- основы организации кадрового делопроизводства; методы
обработки информации с применением современных технических
средств, коммуникаций и связи;
уметь:
формировать системное представление о процессах управления
человеческими ресурсами и тенденциях развития российской и мировой
теории и практики управления;
- выявлять проблемы при анализе конкретных ситуаций в сфере
управления персоналом, предлагать способы их решения и оценивать
ожидаемые результаты;
- систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и
обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать,
реферировать, рецензировать тексты;
- использовать основные и специальные методы анализа информации
в сфере профессиональной деятельности;
- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных
управленческих решений по управлению персоналом;
- использовать компьютерную технику в режиме пользователя для
решения задач в сфере управления человеческими ресурсами;
владеть:
- методологией управления человеческими ресурсами, навыками
развития процессов управления персоналом в организации;
- современными технологиями управления персоналом;
- навыками профессиональной аргументации при разборе ситуаций в
сфере деятельности;
- навыками самостоятельного профессионального развития.
6. Требования к итоговой государственной аттестации
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной
квалификационной работы, которая предназначена для определения
теоретической и практической подготовленности специалиста к
выполнению профессиональных задач, установленных настоящими
Государственными требованиями.
Выпускная квалификационная работа является учебно-
квалификационной; ее тематика и содержание должны соответствовать
уровню знаний, полученных слушателем в объеме дисциплин
специальности. Работа должна быть представлена в форме рукописи,
содержать реферативную часть, отражающую общую профессиональную
эрудицию автора, и самостоятельную исследовательскую часть,
выполненную индивидуально или в составе творческого коллектива.
Выпускная квалификационная работа основана, как правило, на
материалах, полученных слушателем в период прохождения аудиторных
занятий и/или прохождения производственной практики. Допускается
использование материалов научно-исследовательских или научно-
производственных работ кафедры, факультета, научных или
производственных организаций, в выполнении которых он участвовал.
Выпускная квалификационная работа должна быть законченным
исследованием, имеющим теоретическое или прикладное значение и
свидетельствующее об уровне профессиональной подготовки автора.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной
квалификационной работы определяются образовательным учреждением.
Составители:
Творческий коллектив сотрудников Регионального межотраслевого
центра переподготовки кадров Пермского государственного
технического университета.
Директор РМ ЦП К ПГТУ, зав. кафедрой "Менеджмент и маркетинг",
профессор д.э.н. Молодчик А.В.
|