ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 мая 2004 года
Дело N 11-Г04-16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Пирожкова В.Н.,
Соловьева В.Н.
рассмотрела в судебном заседании от 12 мая 2004 года
гражданское дело по заявлению Х. об отмене постановления окружной
избирательной комиссии по Чуйковскому одномандатному
избирательному округу N 9 г. Казани Республики Татарстан от 6
февраля 2004 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты
Государственного Совета Республики Татарстан по кассационной
жалобе Х. на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 12
марта 2004 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.
Манохиной, объяснения представителя Х. - Н.А. Курамшина,
поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора
Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.М. Гермашевой,
полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением окружной избирательной комиссии по Чуйковскому
одномандатному избирательному округу N 9 г. Казани Республики
Татарстан от 6 февраля 2004 года Х. отказано в регистрации
кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан
в связи с недостаточным количеством представленных достоверных и
действительных подписей избирателей, собранных в поддержку его
выдвижения. Считая названное постановление незаконным, Х.
обратился в Верховный Суд Республики Татарстан о его отмене,
указав, что из 925 подписей избирателей, представленных в окружную
избирательную комиссию, рабочей группой признано недействительными
230 подписей, что составило менее 25 процентов от числа подписей,
подвергшихся проверке, поэтому не было оснований для отказа в его
регистрации.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого
просит в кассационной жалобе Х., считая его неправильным.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы
кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
В силу пункта 18 статьи 38 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года (с изменениями
от 27 сентября 2002 года) соответствующая избирательная комиссия в
течение установленного срока, который не должен превышать десять
дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата
требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо
об отказе в регистрации.
В соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 38 названного
Федерального закона при обнаружении среди проверяемых подписей 25
и более процентов недостоверных и недействительных подписей или
недостаточного для регистрации соответствующего кандидата, списка
кандидатов, для назначения референдума количества достоверных
подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка
кандидатов, в проведении референдума.
О результате соответствующей проверки, указанной в пункте 3
настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель
избирательного объединения, избирательного блока, инициативной
группы по проведению референдума должны быть извещены не менее чем
за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться
вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, о проведении
референдума. Если в результате соответствующей проверки
установлено, что представленных подписей недостаточно для
регистрации или превышена предельная величина доли недостоверных и
недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке,
кандидату, уполномоченному представителю избирательного
объединения, избирательного блока, инициативной группы по
проведению референдума в указанный срок должны быть представлены:
копии протоколов об итогах проверки подписных листов, копии
ведомостей с указанием оснований (причин) признания подписей
избирателей, участников референдума недостоверными и
недействительными, копии официальных документов, на основании
которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или
недействительными.
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 15 и 16 статьи 28 Закона
Республики Татарстан от 17 сентября 2003 года "О выборах депутатов
Государственного Совета Республики Татарстан" от 17 сентября 2003
года.
Отказывая в удовлетворении заявления Х., суд пришел к
правильному выводу о законности оспариваемого постановления
избирательной комиссии.
Судом установлено, что Х. 28 января 2004 года представил в
окружную избирательную комиссию подписные листы с 925 подписями
избирателей, собранных в поддержку его кандидатуры, при
необходимых 680 подписей избирателей. 29 января 2004 года рабочей
группой окружной избирательной комиссии была проведена проверка
подписных листов, представленных Х. В результате этой проверки 230
подписей избирателей были признаны недействительными, о чем была
составлена соответствующая ведомость и протокол. Подписные листы
для проверки их достоверности были направлены на исследование в
экспертно-криминалистический центр при Министерстве внутренних дел
Республики Татарстан.
5 февраля 2004 года после исследования экспертом подписных
листов целый ряд подписей были признаны недостоверными. С учетом
результатов исследования эксперта и результатов проверки подписных
листов рабочей группой были признаны недействительными и
недостоверными 484 подписи избирателей, о чем был составлен
протокол об итогах проверки подписных листов 5 февраля 2004 года.
Постановлением окружной избирательной комиссии от 6 февраля Х.
было отказано в регистрации кандидатом в депутаты в связи с
представлением недостаточного количества достоверных и
действительных подписей избирателей, собранных в его поддержку.
Разрешая дело, суд правильно исходил из того, что собранными по
делу доказательствами подтверждается, что заявителем представлено
недостаточное количество достоверных и действительных подписей
избирателей, а число недостоверных и недействительных подписей
избирателей составило более 25 процентов от общего числа
проверяемых подписей. Выводы суда подтверждаются ведомостями
проверки подписных листов, справкой эксперта (листы дела 6 - 16).
Довод заявителя о том, что заключение эксперта не могло служить
доказательством недостоверности подписей избирателей, поскольку
отсутствует ведомость в отношении этих подписей, суд обоснованно
признал неосновательным. Все копии официальных документов, на
основании которых соответствующие подписи избирателей были
признаны недостоверными и недействительными, в том числе и справка
эксперта, были представлены заявителю. Выводы эксперта им не
оспаривались.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда об
обоснованности признания недействительными и недостоверными 484
подписей избирателей в подписных листах, собранных в поддержку
кандидатуры Х., и не могут служить поводом к отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 12 марта 2004
года оставить без изменения, кассационную жалобу Х. - без
удовлетворения.
|