Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 78-Г04-16 ОТ 12.05.2004] В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ОТМЕНЕ РЕШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО ВОПРОСУ ВЫБОРОВ ГУБЕРНАТОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ОБЯЗАНИИ НАЗНАЧИТЬ ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ ГУБЕРНАТОРА, О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ НА ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ СУБЪЕКТОВ РФ НЕ ВОЗЛОЖЕНА...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                          от 12 мая 2004 года
   
                                                      Дело N 78-Г04-16
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                          Соловьева В.Н.,
                                                       Пирожкова В.Н.
   
       рассмотрела  в  судебном заседании от 12 мая 2004  г.  дело  по
   заявлению  Ильюшенко  Виктора Петровича об  отмене  решений  Санкт-
   Петербургской избирательной комиссии от 22 сентября 2003 г. N  123-
   1  "Об утверждении результатов голосования", от 6 октября 2003 года
   N  126-1  "Об  определении результатов выборов высшего должностного
   лица  Санкт-Петербурга - губернатора Санкт-Петербурга", об обязании
   Санкт-Петербургской  избирательной  комиссии  назначить   повторные
   выборы   губернатора   Санкт-Петербурга,   предварительно   проведя
   соответствующее   обучение  избирателей,  о  признании   незаконным
   бездействия    избирательной    комиссии    Санкт-Петербурга     по
   содержательному  правовому обучению избирателей  и  содержательному
   информированию  избирателей  в  части  высшего  должностного   лица
   субъекта Российской Федерации.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Соловьева   В.Н.,  заключение  прокурора  Генеральной   прокуратуры
   Российской  Федерации  Селяниной  Н.Я.,  полагавшей  решение   суда
   обоснованным,  Судебная  коллегия по гражданским  делам  Верховного
   Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 30
   июня  2003  года назначен день голосования на внеочередных  выборах
   губернатора  Санкт-Петербурга (первый  тур)  на  21  сентября  2003
   года.
       Решением  Санкт-Петербургской  избирательной  комиссии  от   22
   сентября  2003 г. N 123-1 "Об утверждении результатов  голосования"
   был  утвержден  протокол об итогах голосования на  выборах  высшего
   должностного  лица Санкт-Петербурга - губернатора  Санкт-Петербурга
   и  назначено на 5 октября 2003 года повторное голосование  по  двум
   кандидатам,  получившим  наибольшее число  голосов  избирателей,  -
   Марковой А.Б. и Матвиенко В.И.
       Решением  Санкт-Петербургской  избирательной  комиссии   от   6
   октября  2003  года  N  126-1 "Об определении  результатов  выборов
   высшего  должностного  лица Санкт-Петербурга -  губернатора  Санкт-
   Петербурга"  утвержден  протокол  о  результатах  выборов   высшего
   должностного  лица Санкт-Петербурга - губернатора  Санкт-Петербурга
   и признана избранным губернатором Санкт-Петербурга Матвиенко В.И.
       Избиратель   Ильюшенко  В.П.  обратился  в  Санкт-Петербургский
   городской   суд   с   заявлением,  уточненным  в   ходе   судебного
   разбирательства,  в  котором  просил суд  отменить  решения  Санкт-
   Петербургской избирательной комиссии от 22 сентября 2003 г. N  123-
   1  "Об утверждении результатов голосования", от 6 октября 2003 года
   N  126-1  "Об  определении результатов выборов высшего должностного
   лица  Санкт-Петербурга - губернатора Санкт-Петербурга, (с  ошибочно
   указанной  в заявлении Ильюшенко В.П. датой решения от  26  октября
   2003  года),  обязать  Санкт-Петербургскую  избирательную  комиссию
   назначить    повторные    выборы   губернатора    Санкт-Петербурга,
   предварительно   проведя  соответствующее   обучение   избирателей,
   признать  незаконным  бездействие  избирательной  комиссии   Санкт-
   Петербурга  по  содержательному правовому  обучению  избирателей  и
   содержательному   информированию  избирателей   в   части   высшего
   должностного лица субъекта Российской Федерации.
       В обоснование своего заявления Ильюшенко В.П. указал, что Санкт-
   Петербургская  избирательная комиссия не выполнила  возложенные  на
   нее  подп.  "в" п. 10 ст. 23, п. 1 ст. 45 ФЗ "Об основных гарантиях
   избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
   Российской   Федерации"  обязанности  и  в   период   избирательной
   кампании  по  выборам губернатора Санкт-Петербурга не информировала
   избирателей  о  правовом статусе губернатора Санкт-Петербурга  и  о
   его   полномочиях.  Данное  обстоятельство,  по  мнению  заявителя,
   служит   основанием  для  отмены  указанных  выше  решений   Санкт-
   Петербургской избирательной комиссии в соответствии с п. 3  ст.  77
   ФЗ  "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие  в
   референдуме   граждан  Российской  Федерации",   так   как   Санкт-
   Петербургской  избирательной  комиссией  было  допущено   нарушение
   избирательного  законодательства  и  это  нарушение  не   позволяет
   выявить действительную волю избирателей.
       Санкт-Петербургская избирательная комиссия просила суд отказать
   в  удовлетворении заявления Ильюшенко В.П., указав, что действующим
   законодательством   о   выборах  на   избирательные   комиссии   не
   возлагается  обязанность  информировать  избирателей   о   правовом
   статусе губернатора.
       Решением  Санкт-Петербургского городского суда от 1 марта  2004
   г.    заявленные   Ильюшенко   В.П.   требования   оставлены    без
   удовлетворения.
       В  кассационной жалобе Ильюшенко В.П. просит отменить указанное
   решение   суда,  не  соглашаясь  с  его  доводами,  положенными   в
   обоснование отказа.
       Проверив  материалы  дела, изучив доводы  кассационной  жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации  находит  вынесенное по данному делу  решение  подлежащим
   оставлению без изменения по следующим основаниям.
       В  соответствии  с  п.  6  ст.  20 ФЗ  "Об  основных  гарантиях
   избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
   Российской    Федерации"   избирательные   комиссии    обеспечивают
   информирование  избирателей,  участников  референдума  о  сроках  и
   порядке   осуществления   избирательных   действий,   связанных   с
   подготовкой   и   проведением  референдума,  о  ходе  избирательной
   кампании,  а  также  о  кандидатах, об избирательных  объединениях,
   избирательных блоках, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.
       Аналогичные  положения содержатся и  в  п.  3  ст.  45  ФЗ  "Об
   основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие   в
   референдуме   граждан  Российской  Федерации",  в  соответствии   с
   которой    избирательные   комиссии   осуществляют   информирование
   избирателей,  участников референдума, в том  числе  через  средства
   массовой  информации,  о  ходе  подготовки  и  проведения  выборов,
   референдумов,   о   сроках   и  порядке  совершения   избирательных
   действий,  действий  по участию в референдуме,  о  законодательстве
   Российской  Федерации о выборах и референдумах,  о  кандидатах,  об
   избирательных объединениях, избирательных блоках.
       Судом  правильно обращено внимание на то обстоятельство, что  в
   соответствии  с  подп. "в" п. 10 ст. 23 ФЗ "Об  основных  гарантиях
   избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
   Российской  Федерации",  на который ссылается  заявитель  Ильюшенко
   В.П.,   избирательная   комиссия  субъекта   Российской   Федерации
   обеспечивает   на   территории   субъекта   Российской    Федерации
   реализацию    мероприятий,   связанных   с    правовым    обучением
   избирателей. Однако, по мнению суда, в контексте с указанными  выше
   нормами  ФЗ  "Об основных гарантиях избирательных прав и  права  на
   участие  в  референдуме  граждан  Российской  Федерации"  в  данном
   случае  имеется  в  виду правовое обучение избирателей  по  тем  же
   вопросам,  которые указаны в п. 6 ст. 20, подп. 10 ст.  23  ФЗ  "Об
   основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие   в
   референдуме граждан Российской Федерации", а именно по  вопросам  о
   сроках  и  порядке  осуществления избирательных  действий,  о  ходе
   избирательной кампании, о законодательстве Российской  Федерации  о
   выборах    и   референдумах,   о   кандидатах,   об   избирательных
   объединениях, избирательных блоках.
       С  указанным выводом суда следует согласиться, так как суждения
   заявителя  о  том,  что  подп. "в" п. 10 ст.  23  ФЗ  "Об  основных
   гарантиях  избирательных  прав и права  на  участие  в  референдуме
   граждан  Российской Федерации" возлагает на избирательные  комиссии
   субъектов    Российской    Федерации   обязанность    информировать
   избирателей о правовом статусе избираемого должностного  лица,  его
   полномочиях   и   порядке  реализации  этих  полномочий,   являются
   несостоятельными,  основанными  на ошибочном  толковании  положений
   закона.
       По  этим же причинам несостоятельным является и его утверждение
   о  том,  что  Санкт-Петербургской избирательной комиссией  нарушены
   требования  п.  1  ст.  45 ФЗ "Об основных гарантиях  избирательных
   прав   и   права  на  участие  в  референдуме  граждан   Российской
   Федерации".
       В  соответствии  с  п. 1 ст. 45 указанного Федерального  закона
   информирование  избирателей и участников  референдума  осуществляют
   органы  государственной  власти,  органы  местного  самоуправления,
   комиссии,  организации,  осуществляющие  выпуск  средств   массовой
   информации,   физические  и  юридические  лица  в  соответствии   с
   настоящим  Федеральным  законом.  Органы  государственной   власти,
   органы  местного самоуправления не вправе информировать избирателей
   о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках.
       Следовательно, суд вправе был указать, что и эта норма права не
   содержит   сведений  об  обязании  информирования   избирателей   о
   правовом статусе избираемого должностного лица.
       Не   возлагает   такую   обязанность   на   Санкт-Петербургскую
   избирательную комиссию и Закон Санкт-Петербурга "О выборах  высшего
   должностного    лица   Санкт-Петербурга   -   губернатора    Санкт-
   Петербурга",  согласно  подпункту "т"  статьи  16  которого  Санкт-
   Петербургская  избирательная  комиссия обеспечивает  информирование
   избирателей   о   сроках  и  порядке  осуществления   избирательных
   действий, о ходе избирательной кампании.
       С   учетом   указанных  обстоятельств  Судебная   коллегия   по
   гражданским  делам  Верховного Суда РФ находит  обоснованным  и  по
   существу   данного  спора  правильным  вывод  суда  об   отсутствии
   оснований  для признания незаконным бездействия Санкт-Петербургской
   избирательной   комиссии,  которая  при  проведении   избирательной
   кампании по выборам высшего должностного лица - губернатора  Санкт-
   Петербурга   не   информировала  избирателей  о  правовом   статусе
   избираемого  должностного лица - губернатора Санкт-Петербурга,  его
   полномочиях   и  порядке  реализации  этих  полномочий,   поскольку
   действующим   избирательным  законодательством   на   избирательные
   комиссии  субъектов  Российской Федерации не возложена  обязанность
   информировать   избирателей   о   правовом   статусе    избираемого
   должностного лица и его полномочиях.
       Следовательно, непредставление избирателям указанной информации
   во  время  проведения избирательной кампании по выборам губернатора
   Санкт-Петербурга  не могло препятствовать выявлению  действительной
   воли избирателей.
       Согласно  п.  3  ст. 77 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных
   прав   и   права  на  участие  в  референдуме  граждан   Российской
   Федерации"  суд  соответствующего  уровня  может  отменить  решение
   избирательной   комиссии  об  итогах  голосования,  о   результатах
   выборов в случае других (помимо непосредственно указанных  в  п.  3
   ст.  77  данного Закона) нарушений избирательного законодательства,
   если   эти  нарушения  не  позволяют  выявить  действительную  волю
   избирателей.
       При  таких  обстоятельствах Санкт-Петербургский  городской  суд
   обоснованно  оставил без удовлетворения заявленные  Ильюшенко  В.П.
   требования.
       При  таких  обстоятельствах Санкт-Петербургский  городской  суд
   обоснованно  оставил без удовлетворения заявленные  Ильюшенко  В.П.
   требования.
       Доводы   его   кассационной  жалобы  не  могут  быть   признаны
   состоятельными, так как не опровергают выводы суда,  сводятся  лишь
   и их субъективной оценке и несогласию.
       В  связи  с  этим  вынесенное  по делу  решение  суда  является
   законным и обоснованным.
       Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским
   делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение Санкт-Петербургского городского суда от 1 марта 2004 г.
   оставить  без изменения, кассационную жалобу Ильюшенко В.П.  -  без
   удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz