МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 7 мая 2004 г. N 04-3-01/265@
О РАСХОДАХ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
рассмотрело письмо о расходах арбитражного управляющего и сообщает
следующее.
1 - 2. Статьей 19 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 6-
ФЗ) и статьей 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-
ФЗ) предусмотрено, что арбитражным управляющим (временным
управляющим, внешним управляющим, конкурсным управляющим) может
быть назначено арбитражным судом физическое лицо,
зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя,
обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным
лицом в отношении должника и кредиторов. При этом арбитражные
управляющие действуют на основании лицензии арбитражного
управляющего, выдаваемой государственным органом Российской
Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
Арбитражный управляющий утверждается арбитражным судом для
проведения процедур банкротства и осуществления иных,
установленных названными Федеральными законами, полномочий.
В соответствии со статьями 20, 22 Федерального закона N 6-ФЗ и
статьями 26 и 59 Федерального закона N 127-ФЗ арбитражный
управляющий имеет право получать вознаграждение за осуществление
своих полномочий, а также привлекать для осуществления своих
полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности
из средств должника в размере, определяемом кредитором (собранием
кредиторов) и утверждаемом арбитражным судом. С даты вступления в
силу Федерального закона N 127-ФЗ - 02.12.2002 - вознаграждение
арбитражного управляющего должно составлять не менее чем десять
тысяч рублей.
Таким образом, каждый назначенный управляющий обеспечивает
выполнение определенных возложенных на него функций по
производству, управлению и осуществлению процедуры банкротства с
получением за это ежемесячного вознаграждения в установленном
размере.
В соответствии со статьями 22, 54 Федерального закона N 6-ФЗ и
пунктом 1 статьи 59 Федерального закона N 127-ФЗ расходы на
выплату вознаграждения арбитражным управляющим и оплату услуг лиц,
привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения
своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются
за счет этого имущества вне очереди.
Кроме того, пунктом 3 статьи 59 Федерального закона от
26.10.2002 N 127-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия у
должника средств, достаточных для погашения расходов,
предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, заявитель,
обратившийся в арбитражный суд с заявлением кредитора, обязан
погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет
имущества должника.
Федеральным законом N 6-ФЗ порядок возмещения расходов
арбитражного управляющего при отсутствии денежных средств у
должника не урегулирован.
Исчисление и уплата налога на доходы, полученные арбитражными
управляющими, производятся в соответствии с положениями главы 23
"Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс).
Согласно статье 221 Кодекса налогоплательщики, указанные в
пункте 1 статьи 227 Кодекса, в частности физические лица,
зарегистрированные в установленном действующим законодательством
порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность, имеют
право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме
фактически произведенных ими и документально подтвержденных
расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При
этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется
налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку
определения расходов для целей налогообложения, установленному
главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Пунктом 2 статьи 54 Кодекса установлено, что индивидуальные
предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого
налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и
хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством
финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации
по налогам и сборам. Учет доходов и расходов и хозяйственных
операций индивидуальными предпринимателями осуществляется в
соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных
операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок
учета), утвержденным совместным Приказом Министерства финансов
Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 (зарегистрирован
Минюстом России 29.08.2002 N 3756).
3. Конкурсное производство открывается на основании принятого
арбитражным судом решения о признании должника банкротом.
С даты утверждения конкурсного управляющего в соответствии со
статьей 101 Федерального закона N 6-ФЗ и статьей 129 Федерального
закона N 127-ФЗ он осуществляет полномочия руководителя должника и
иных органов управления должника.
Кроме того, статьей 106 Федерального закона N 6-ФЗ и статьей
134 Федерального закона N 127-ФЗ определена очередность
удовлетворения требований кредиторов. Установлено также, что вне
очереди за счет конкурсной массы покрываются судебные расходы;
расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным
управляющим; задолженность по заработной плате, возникшая после
принятия арбитражным судом заявления о признании должника
банкротом, и по оплате труда работников должника; иные связанные с
проведением конкурсного производства расходы.
Конкурсную массу составляет все имущество должника, имеющееся
на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе
конкурсного производства.
Пунктом 3 статьи 105 Федерального закона N 6-ФЗ было
установлено, что с основного счета должника оплачиваются следующие
расходы:
- расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному
управляющему;
- текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника;
- расходы, связанные с публикацией сообщения о признании
должника банкротом и сведений о признании должника банкротом и об
открытии конкурсного производства, а также с уведомлением
кредиторов должника;
- иные расходы, связанные с осуществлением конкурсного
производства.
Статьей 25 Федерального закона N 6-ФЗ определено, что
проведение государственной политики по предупреждению банкротств,
а также обеспечение условий реализации процедур банкротства в
соответствии с этим Законом осуществляет государственный орган по
делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, которым являлась
Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и
банкротству (ФСФО). Следовательно, именно на этот государственный
орган возлагалась обязанность по созданию организационных,
экономических и иных условий, необходимых для реализации процедур
банкротства, в том числе в случае отсутствия денежных средств у
должника, а также по обеспечению реализации процедуры банкротства
отсутствующего должника.
Исходя из того, что каждый назначенный управляющий обеспечивает
выполнение возложенных на него функций по производству, управлению
и осуществлению процедуры банкротства с получением за это
вознаграждения, расходы по оплате вознаграждения относятся на
себестоимость произведенной продукции (работ, услуг) как затраты,
связанные с управлением производства, а у конкурсного управляющего
вознаграждение относится на уменьшение конкурсной массы.
При проведении выездных налоговых проверок необходимо
организовывать проведение проверок предприятия-банкрота на предмет
установления источника списания расходов управляющего.
Учитывая актуальность вопросов, возникающих при налогообложении
доходов арбитражных управляющих, УМНС по г. Москве предлагается
провести обобщение практики налогообложения указанной категории
налогоплательщиков, сложившейся в территориальных инспекциях МНС
России по г. Москве. Информацию о результатах просьба сообщить
Департаменту налогообложения доходов и имущества физических лиц в
срок до 01.07.2004.
Б.М.КОРОЛЬ
|