Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

ПИСЬМО МНС РФ ОТ 30.04.2004 N 14-2-03/2023 (РЕД. ОТ 17.05.2004) О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


         МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
                                   
                                ПИСЬМО
                  от 30 апреля 2004 г. N 14-2-03/2023
                                   
             О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ В ОБЛАСТИ
         ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ
                     И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ
   
                             (Извлечение)
   
         (в ред. письма МНС РФ от 17.05.2004 N 14-2-03/2199@)
   
       Во  исполнение  пункта 3 протокола N 8-2 решения  Коллегии  МНС
   России  от 29.10.2003 Министерство Российской Федерации по  налогам
   и  сборам,  обобщив материалы судебных дел в сфере  производства  и
   оборота  этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
   с  участием налоговых органов за 2002 год и I - III кв. 2003  года,
   направляет  для  сведения и использования в работе обзор  некоторых
   проблемных  вопросов,  возникающих при рассмотрении  в  арбитражных
   судах и судах общей юрисдикции данной категории дел.
       1.  Анализ  представленных управлениями МНС России по субъектам
   Российской   Федерации   судебных  актов  по   вопросу   применения
   законодательства  в сфере производства и оборота этилового  спирта,
   алкогольной  и  спиртосодержащей продукции  показал,  что  основную
   категорию  дел  составляют  споры, вытекающие  из  административных
   правоотношений в указанной сфере.
       Составы   административных  правонарушений  и  административная
   ответственность в области производства и оборота этилового  спирта,
   алкогольной  и спиртосодержащей продукции устанавливаются  статьями
   14.16  -  14.19  Кодекса Российской Федерации  об  административных
   правонарушениях   (далее   -   Кодекс).   Кроме    того,    составы
   административных правонарушений и административная  ответственность
   в  указанной сфере предусмотрены также статьями 6.14, 15.12 и 15.13
   Кодекса.
       За   рассматриваемый  период  времени  чаще   всего   в   судах
   разрешались    дела    по   вопросу   применения   административной
   ответственности,  предусмотренной  частями  2  и  3  статьи   14.16
   Кодекса, что свидетельствует о большом количестве правонарушений  в
   сфере  розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей  продукции.
   Вследствие    недостаточно    четкой   регламентации    действующим
   законодательством   составов  административных   правонарушений   и
   применения  мер  административной ответственности при  рассмотрении
   указанной  категории  дел имеет место различное  толкование  судами
   правовых   норм   и,  как  следствие,  складывается  противоречивая
   судебная практика.
       2. При рассмотрении судами дел о привлечении к административной
   ответственности,  предусмотренной частью 2  статьи  14.16  Кодекса,
   возникают следующие вопросы.
       2.1.  Документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной
   и   спиртосодержащей  продукции,  отсутствуют  на  момент  проверки
   налоговыми  органами организаций и индивидуальных предпринимателей,
   осуществляющих  розничную  продажу  алкогольной  продукции,  однако
   представляются впоследствии в суд или в налоговые органы. При  этом
   суды  нередко  освобождают нарушителей от ответственности,  считая,
   что  отсутствие указанных документов в момент проверки само по себе
   не  образует  состава  правонарушения,  предусмотренного  частью  2
   статьи  14.16 Кодекса, так как законодательством не дано толкование
   указанной  нормы  Кодекса таким образом, что состав  правонарушения
   образует  отсутствие  документов  именно  в  торговой  точке,   где
   производилась  реализация товара, а не у лица, его реализующего,  и
   согласно  части  4  статьи  1.5  Кодекса  неустранимые  сомнения  в
   виновности  лица,  привлекаемого  к  ответственности,  толкуются  в
   пользу этого лица.
       Зачастую  в подобных случаях суды делают вывод, что,  поскольку
   необходимые  документы  отсутствовали не  в  принципе,  а  не  было
   обеспечено их нахождение в торговой точке, такие действия  образуют
   состав административного правонарушения, предусмотренного частью  3
   статьи 14.16 Кодекса.
       В  этой  связи  территориальным налоговым органам целесообразно
   назначать   административное   расследование,   в   ходе   которого
   выяснять,  имеются  ли  не  обнаруженные  при  проведении  проверки
   документы.
       Вместе  с  тем  вынесено  немало судебных  решений,  в  которых
   указано,   что  представление  в  судебное  заседание  (или   после
   проверки  в  налоговый орган) надлежаще оформленных  документов  не
   может  свидетельствовать  об отсутствии  состава  административного
   правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16, так как  на
   момент   проверки  указанные  документы  отсутствовали   (например,
   Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа  от
   04.07.2003 по делу N КА-А40/4218-03).
       Арбитражный  суд Волгоградской области в решении от  23.05.2003
   по   делу   N   А12-5585/03-С35  признал   отсутствие   сертификата
   соответствия   и  товарно-транспортной  накладной  на   алкогольную
   продукцию     в    месте    осуществления    розничной     торговли
   административным   правонарушением,  ответственность   за   которое
   предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса, несмотря  на  то,  что
   ответчиком указанные документы представлены в суд.
       Данная  позиция  согласуется с пунктом  3  Перечня  документов,
   подтверждающих легальность производства и оборота этилового  спирта
   и   алкогольной  продукции  на  территории  Российской   Федерации,
   утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации  от
   15.08.1997  N 1019, в соответствии с которым при реализации  товара
   в   розницу   собственник  товара  обязан  предъявить  по   первому
   требованию  покупателя или контролирующего органа копию  справки  к
   товарно-транспортной накладной, заверенную его  печатью  и  печатью
   собственника товара. Аналогичное требование содержится и  в  пункте
   5  Порядка  доведения  до потребителей информации  о  происхождении
   алкогольной   и   табачной  продукции  иностранного   производства,
   утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации  от
   15.04.1996 N 435.
       2.2.  Документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной
   и  спиртосодержащей продукции, на момент проверки налоговым органом
   имеются  в  торговой точке, но оформлены ненадлежащим  образом  (не
   заполнен   раздел   "А"  или  "Б"  справки  к  товарно-транспортной
   накладной,  отсутствуют  оттиски  печати  собственника   товара   в
   разделе "Б" справки к товарно-транспортной накладной и т.п.).
       В   данном   случае   судебная  практика   также   складывается
   неоднозначно.  Иногда  судьи указывают, что часть  2  статьи  14.16
   предусматривает    ответственность   за   отсутствие    документов,
   подтверждающих  легальность оборота алкогольной и  спиртосодержащей
   продукции,  а не за их ненадлежащее оформление. Однако  Федеральный
   арбитражный  суд Московского округа в Постановлении  от  31.01.2003
   по  делу  N  КА-А40/9119-02 сделал вывод, что  отсутствие  оттисков
   печати  собственника  товара  в  разделе  "Б"  справки  к  товарно-
   транспортной   накладной  расценивается   как   отсутствие   самого
   документа.
       Федеральный  арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении
   от  06.03.2003  по  делу N А12-17717/02-С43 указал,  что  розничная
   продажа  вина  производилась без справок к ГТД - в данных  справках
   не   был   заполнен  раздел  "Б",  отсутствовали  все   необходимые
   реквизиты,   подтверждающие  легальность  реализуемого   спиртного,
   объяснения   представителя   предпринимателя   подтверждают    факт
   реализации  спиртных напитков без надлежаще оформленных  справок  к
   ГТД,   и   сделал   вывод  о  наличии  в  данном   случае   состава
   правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса.
       В  целях обеспечения выработки судами обоснованной позиции  МНС
   России  обращает внимание территориальных налоговых органов на  то,
   что   порядок  оформления  документов,  подтверждающих  легальность
   оборота  алкогольной и спиртосодержащей продукции, регламентирован,
   в   частности,   следующими  нормативными  актами:   Постановлением
   Правительства  Российской  Федерации  от  15.04.1996  N   435   "Об
   утверждении   Порядка  доведения  до  потребителей   информации   о
   происхождении   алкогольной  и  табачной   продукции   иностранного
   производства",  Постановлением Правительства  Российской  Федерации
   от  19.08.1996  N  987  "О  мерах по ужесточению  порядка  торговли
   алкогольной  продукцией",  Постановлением Правительства  Российской
   Федерации  от 15.08.1997 N 1019 "Об утверждении Перечня документов,
   подтверждающих легальность производства и оборота этилового  спирта
   и   алкогольной  продукции  на  территории  Российской  Федерации",
   Постановлением   Госкомстата  России  от  28.11.1997   N   78   "Об
   утверждении унифицированных форм первичной учетной документации  по
   учету   работы   строительных   машин   и   механизмов,   работ   в
   автомобильном  транспорте", Постановлением  Госкомстата  России  от
   25.12.1998  N  132 "Об утверждении унифицированных  форм  первичной
   учетной  документации  по  учету  торговых  операций",  Инструкцией
   Минфина  СССР  N  156,  Госбанка СССР  N  30,  ЦСУ  СССР  N  354/7,
   Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 "О порядке  расчетов  за
   перевозки грузов автомобильным транспортом".
       3.   По   вопросу  применения  части  3  статьи  14.16  Кодекса
   необходимо отметить следующее.
       3.1.  Как  разъяснено пунктом 10 Постановления Пленума  Высшего
   Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  от  27.01.2003  N  2  "О
   некоторых  вопросах,  связанных  с  введением  в  действие  Кодекса
   Российской    Федерации   об   административных   правонарушениях",
   применение  мер  административной ответственности за  осуществление
   розничной  торговли алкогольной продукцией без  лицензии  на  право
   торговли  этой продукцией производится на основании части 3  статьи
   14.16 Кодекса.
       Однако  имеются  случаи привлечения за такие  правонарушения  к
   административной ответственности, предусмотренной частью  4  статьи
   14.17  или  даже  частью  2  статьи 14.1  Кодекса  (хотя  налоговым
   органам   не   предоставлено   право   составлять   протоколы    об
   административных  правонарушениях,  предусмотренных  статьей   14.1
   Кодекса),  что  свидетельствует о неправильной  квалификации  таких
   правонарушений как налоговыми органами, так и судами.
       3.2.   В   судебной  практике  имеются  факты   привлечения   к
   административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса  в
   случаях  отсутствия  ценников  на  алкогольную  и  спиртосодержащую
   продукцию   при   осуществлении  розничной  торговли,   недоведения
   необходимой  информации  до  потребителей,  реализации  алкогольной
   продукции  с  истекшим  сроком годности, несоответствия  помещения,
   где  осуществляется реализация алкогольной продукции, установленным
   законом требованиям, нарушений при продаже алкогольной продукции  в
   розлив и т.д.
   (в ред. письма МНС РФ от 17.05.2004 N 14-2-03/2199@)
       Поскольку  в  указанных  случаях имеют место  нарушения  Правил
   продажи    алкогольной   продукции,   утвержденных   Постановлением
   Правительства   Российской   Федерации   от   19.08.1996   N   987,
   представляется  правильным квалифицировать подобные  правонарушения
   как   нарушения   иных  правил  розничной  продажи  алкогольной   и
   спиртосодержащей    продукции,    ответственность    за     которые
   предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса.
       3.3.  Рассматривать  дела об административных  правонарушениях,
   предусмотренных  частью  3 статьи 14.16  Кодекса,  имеют  право,  в
   соответствии  со  статьей  23.50  Кодекса,  налоговые  органы  (как
   органы, осуществляющие государственный контроль за производством  и
   оборотом   этилового   спирта,   алкогольной   и   спиртосодержащей
   продукции),  а  также,  в  соответствии со  статьей  23.1  Кодекса,
   судьи,  в  случае,  если  орган или должностное  лицо,  к  которому
   поступило  дело  о таком административном правонарушении,  передает
   его на рассмотрение судье.
       Дела   о   привлечении   к  административной   ответственности,
   предусмотренной  частью 3 статьи 14.16 Кодекса,  арбитражному  суду
   неподведомственны,  на  что  указано  в  пункте  10   Постановления
   Пленума   Высшего   Арбитражного  Суда  Российской   Федерации   от
   27.01.2003  N  2  "О некоторых вопросах, связанных  с  введением  в
   действие   Кодекса   Российской   Федерации   об   административных
   правонарушениях".
       Тем  не  менее  имеются факты направления  налоговыми  органами
   таких материалов в арбитражный суд.
       4.  Судебная практика по вопросу привлечения к административной
   ответственности  по  части  4  статьи  14.17  Кодекса  организаций,
   осуществляющих   импорт   виноматериалов  для   нужд   собственного
   производства,   имеющих  лицензии  на  производство,   хранение   и
   поставки   произведенной  алкогольной  продукции,  но  не   имеющих
   лицензии  на  импорт, хранение и поставки спиртосодержащей  пищевой
   продукции, подтвердила позицию МНС России.
       Федеральный  арбитражный суд Московского округа в Постановлении
   от  19.05.2003  по делу N КА-А40/2734-03 указал,  что  при  импорте
   виноматериалов  для  нужд  собственного  производства   организация
   должна    иметь   лицензию   на   импорт,   хранение   и   поставки
   спиртосодержащей пищевой продукции, и усмотрел наличие в  действиях
   организации      состава     административного      правонарушения,
   предусмотренного частью 4 статьи 14.17 Кодекса.
       Территориальным налоговым органам для обоснования своей позиции
   в  подобных  случаях следует также ссылаться на решение  Верховного
   Суда Российской Федерации от 03.07.2002 N ГКПИ2001-1599.
       Доведите  настоящее  письмо до юридических отделов  нижестоящих
   налоговых органов.
   
                                        Действительный государственный
                                             советник налоговой службы
                                         Российской Федерации II ранга
                                                           С.Н.ШУЛЬГИН
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz