МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 30 апреля 2004 г. N 14-2-03/2023
О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ В ОБЛАСТИ
ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ
И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ
(Извлечение)
(в ред. письма МНС РФ от 17.05.2004 N 14-2-03/2199@)
Во исполнение пункта 3 протокола N 8-2 решения Коллегии МНС
России от 29.10.2003 Министерство Российской Федерации по налогам
и сборам, обобщив материалы судебных дел в сфере производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
с участием налоговых органов за 2002 год и I - III кв. 2003 года,
направляет для сведения и использования в работе обзор некоторых
проблемных вопросов, возникающих при рассмотрении в арбитражных
судах и судах общей юрисдикции данной категории дел.
1. Анализ представленных управлениями МНС России по субъектам
Российской Федерации судебных актов по вопросу применения
законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции показал, что основную
категорию дел составляют споры, вытекающие из административных
правоотношений в указанной сфере.
Составы административных правонарушений и административная
ответственность в области производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции устанавливаются статьями
14.16 - 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (далее - Кодекс). Кроме того, составы
административных правонарушений и административная ответственность
в указанной сфере предусмотрены также статьями 6.14, 15.12 и 15.13
Кодекса.
За рассматриваемый период времени чаще всего в судах
разрешались дела по вопросу применения административной
ответственности, предусмотренной частями 2 и 3 статьи 14.16
Кодекса, что свидетельствует о большом количестве правонарушений в
сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Вследствие недостаточно четкой регламентации действующим
законодательством составов административных правонарушений и
применения мер административной ответственности при рассмотрении
указанной категории дел имеет место различное толкование судами
правовых норм и, как следствие, складывается противоречивая
судебная практика.
2. При рассмотрении судами дел о привлечении к административной
ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса,
возникают следующие вопросы.
2.1. Документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной
и спиртосодержащей продукции, отсутствуют на момент проверки
налоговыми органами организаций и индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, однако
представляются впоследствии в суд или в налоговые органы. При этом
суды нередко освобождают нарушителей от ответственности, считая,
что отсутствие указанных документов в момент проверки само по себе
не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 2
статьи 14.16 Кодекса, так как законодательством не дано толкование
указанной нормы Кодекса таким образом, что состав правонарушения
образует отсутствие документов именно в торговой точке, где
производилась реализация товара, а не у лица, его реализующего, и
согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса неустранимые сомнения в
виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в
пользу этого лица.
Зачастую в подобных случаях суды делают вывод, что, поскольку
необходимые документы отсутствовали не в принципе, а не было
обеспечено их нахождение в торговой точке, такие действия образуют
состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3
статьи 14.16 Кодекса.
В этой связи территориальным налоговым органам целесообразно
назначать административное расследование, в ходе которого
выяснять, имеются ли не обнаруженные при проведении проверки
документы.
Вместе с тем вынесено немало судебных решений, в которых
указано, что представление в судебное заседание (или после
проверки в налоговый орган) надлежаще оформленных документов не
может свидетельствовать об отсутствии состава административного
правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16, так как на
момент проверки указанные документы отсутствовали (например,
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от
04.07.2003 по делу N КА-А40/4218-03).
Арбитражный суд Волгоградской области в решении от 23.05.2003
по делу N А12-5585/03-С35 признал отсутствие сертификата
соответствия и товарно-транспортной накладной на алкогольную
продукцию в месте осуществления розничной торговли
административным правонарушением, ответственность за которое
предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса, несмотря на то, что
ответчиком указанные документы представлены в суд.
Данная позиция согласуется с пунктом 3 Перечня документов,
подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта
и алкогольной продукции на территории Российской Федерации,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
15.08.1997 N 1019, в соответствии с которым при реализации товара
в розницу собственник товара обязан предъявить по первому
требованию покупателя или контролирующего органа копию справки к
товарно-транспортной накладной, заверенную его печатью и печатью
собственника товара. Аналогичное требование содержится и в пункте
5 Порядка доведения до потребителей информации о происхождении
алкогольной и табачной продукции иностранного производства,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
15.04.1996 N 435.
2.2. Документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной
и спиртосодержащей продукции, на момент проверки налоговым органом
имеются в торговой точке, но оформлены ненадлежащим образом (не
заполнен раздел "А" или "Б" справки к товарно-транспортной
накладной, отсутствуют оттиски печати собственника товара в
разделе "Б" справки к товарно-транспортной накладной и т.п.).
В данном случае судебная практика также складывается
неоднозначно. Иногда судьи указывают, что часть 2 статьи 14.16
предусматривает ответственность за отсутствие документов,
подтверждающих легальность оборота алкогольной и спиртосодержащей
продукции, а не за их ненадлежащее оформление. Однако Федеральный
арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 31.01.2003
по делу N КА-А40/9119-02 сделал вывод, что отсутствие оттисков
печати собственника товара в разделе "Б" справки к товарно-
транспортной накладной расценивается как отсутствие самого
документа.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении
от 06.03.2003 по делу N А12-17717/02-С43 указал, что розничная
продажа вина производилась без справок к ГТД - в данных справках
не был заполнен раздел "Б", отсутствовали все необходимые
реквизиты, подтверждающие легальность реализуемого спиртного,
объяснения представителя предпринимателя подтверждают факт
реализации спиртных напитков без надлежаще оформленных справок к
ГТД, и сделал вывод о наличии в данном случае состава
правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса.
В целях обеспечения выработки судами обоснованной позиции МНС
России обращает внимание территориальных налоговых органов на то,
что порядок оформления документов, подтверждающих легальность
оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, регламентирован,
в частности, следующими нормативными актами: Постановлением
Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 N 435 "Об
утверждении Порядка доведения до потребителей информации о
происхождении алкогольной и табачной продукции иностранного
производства", Постановлением Правительства Российской Федерации
от 19.08.1996 N 987 "О мерах по ужесточению порядка торговли
алкогольной продукцией", Постановлением Правительства Российской
Федерации от 15.08.1997 N 1019 "Об утверждении Перечня документов,
подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта
и алкогольной продукции на территории Российской Федерации",
Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об
утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по
учету работы строительных машин и механизмов, работ в
автомобильном транспорте", Постановлением Госкомстата России от
25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной
учетной документации по учету торговых операций", Инструкцией
Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7,
Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 "О порядке расчетов за
перевозки грузов автомобильным транспортом".
3. По вопросу применения части 3 статьи 14.16 Кодекса
необходимо отметить следующее.
3.1. Как разъяснено пунктом 10 Постановления Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О
некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях",
применение мер административной ответственности за осуществление
розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии на право
торговли этой продукцией производится на основании части 3 статьи
14.16 Кодекса.
Однако имеются случаи привлечения за такие правонарушения к
административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи
14.17 или даже частью 2 статьи 14.1 Кодекса (хотя налоговым
органам не предоставлено право составлять протоколы об
административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1
Кодекса), что свидетельствует о неправильной квалификации таких
правонарушений как налоговыми органами, так и судами.
3.2. В судебной практике имеются факты привлечения к
административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса в
случаях отсутствия ценников на алкогольную и спиртосодержащую
продукцию при осуществлении розничной торговли, недоведения
необходимой информации до потребителей, реализации алкогольной
продукции с истекшим сроком годности, несоответствия помещения,
где осуществляется реализация алкогольной продукции, установленным
законом требованиям, нарушений при продаже алкогольной продукции в
розлив и т.д.
(в ред. письма МНС РФ от 17.05.2004 N 14-2-03/2199@)
Поскольку в указанных случаях имеют место нарушения Правил
продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987,
представляется правильным квалифицировать подобные правонарушения
как нарушения иных правил розничной продажи алкогольной и
спиртосодержащей продукции, ответственность за которые
предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса.
3.3. Рассматривать дела об административных правонарушениях,
предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса, имеют право, в
соответствии со статьей 23.50 Кодекса, налоговые органы (как
органы, осуществляющие государственный контроль за производством и
оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции), а также, в соответствии со статьей 23.1 Кодекса,
судьи, в случае, если орган или должностное лицо, к которому
поступило дело о таком административном правонарушении, передает
его на рассмотрение судье.
Дела о привлечении к административной ответственности,
предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса, арбитражному суду
неподведомственны, на что указано в пункте 10 Постановления
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в
действие Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях".
Тем не менее имеются факты направления налоговыми органами
таких материалов в арбитражный суд.
4. Судебная практика по вопросу привлечения к административной
ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса организаций,
осуществляющих импорт виноматериалов для нужд собственного
производства, имеющих лицензии на производство, хранение и
поставки произведенной алкогольной продукции, но не имеющих
лицензии на импорт, хранение и поставки спиртосодержащей пищевой
продукции, подтвердила позицию МНС России.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении
от 19.05.2003 по делу N КА-А40/2734-03 указал, что при импорте
виноматериалов для нужд собственного производства организация
должна иметь лицензию на импорт, хранение и поставки
спиртосодержащей пищевой продукции, и усмотрел наличие в действиях
организации состава административного правонарушения,
предусмотренного частью 4 статьи 14.17 Кодекса.
Территориальным налоговым органам для обоснования своей позиции
в подобных случаях следует также ссылаться на решение Верховного
Суда Российской Федерации от 03.07.2002 N ГКПИ2001-1599.
Доведите настоящее письмо до юридических отделов нижестоящих
налоговых органов.
Действительный государственный
советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга
С.Н.ШУЛЬГИН
|