ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 апреля 2004 года
Дело N 45-Г04-19
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Пирожкова В.Н.,
Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению
Екатеринбургской городской Думы о признании незаконными
постановлений избирательной комиссии Свердловской области N 239 от
13 ноября 2003 года "О формировании избирательных комиссий
муниципальных образований "город Екатеринбург", "поселок
Уральский", "поселок Пелым" (в части) и N 284 от 23 декабря 2003
года "О назначении состава избирательной комиссии муниципального
образования "город Екатеринбург" по кассационной жалобе
Екатеринбургской городской Думы на решение Свердловского
областного суда от 12 февраля 2004 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Меркулова В.П., объяснения представителей Екатеринбургской
городской Думы В. и Г., поддержавших доводы кассационной жалобы,
возражения представителя избирательной комиссии Свердловской
области Б., заключение помощника Генерального прокурора Российской
Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда обоснованным,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
13 ноября 2003 года избирательной комиссией Свердловской
области принято постановление N 239 "О формировании избирательных
комиссий муниципальных образований "город Екатеринбург", "поселок
Уральский", "поселок Пелым", которым, в частности, установлено,
что избирательная комиссия муниципального образования "город
Екатеринбург" в составе 12 членов комиссии с правом совещательного
голоса подлежит сформированию не позднее 25 декабря 2003 года.
Постановлением избирательной комиссии Свердловской области N
284 от 23 декабря 2003 года "О назначении состава избирательной
комиссии муниципального образования "город Екатеринбург" членами
данной избирательной комиссии с правом решающего голоса назначены
12 человек, а из их числа кандидатура С. была предложена для
избрания на должность председателя данной избирательной комиссии.
Екатеринбургская городская Дума обратилась в суд с заявлением о
признании названных постановлений избирательной комиссии
Свердловской области незаконными (N 239 от 13.11.2003 - в части,
касающейся муниципального образования "город Екатеринбург", а N
284 от 23.12.2003 - в полном объеме), ссылаясь на то, что вопросы,
разрешенные избирательной комиссией Свердловской области,
относятся к компетенции муниципального образования "город
Екатеринбург", устанавливаются его Уставом и могли быть разрешены
только Екатеринбургской городской Думой. Постановление
избирательной комиссии Свердловской области N 239 от 13.11.2003 не
было официально опубликовано, и, следовательно, оно не подлежит
применению. Поскольку избирательная комиссия МО "город
Екатеринбург" формируется для подготовки и проведения выборов в
органы местного самоуправления, а соответствующие очередные выборы
депутатов Екатеринбургской городской Думы состоятся только в 2005
году, избирательные права граждан не нарушаются, и поэтому не
имелось необходимости формировать избирательную комиссию МО "город
Екатеринбург" до 25.12.2003 и до внесения соответствующих
изменений и дополнений в Устав данного муниципального образования.
Решением Свердловского областного суда от 12 февраля 2004 года
постановлено: отказать в полном объеме в удовлетворении заявления
Екатеринбургской городской Думы о признании незаконными
постановлений избирательной комиссии Свердловской области N 239 от
13 ноября 2003 года "О формировании избирательных комиссий
муниципальных образований "город Екатеринбург", "поселок
Уральский", "поселок Пелым" (в части) и N 284 от 23 декабря 2003
года "О назначении состава избирательной комиссии муниципального
образования "город Екатеринбург".
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда
ввиду неправильного применения материального закона и существенных
нарушений норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с п. 7 ст. 22 Федерального закона N 67-ФЗ от
12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации", если
уполномоченные на то настоящим Федеральным законом органы
государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии
не назначат состав или часть состава комиссии в срок,
установленный законом, либо если на соответствующей территории
отсутствует указанный орган государственной власти, орган местного
самоуправления, либо если соответствующая комиссия не
сформирована, состав или часть состава избирательной комиссии
муниципального образования назначается избирательной комиссией
субъекта Российской Федерации с соблюдением требований,
установленных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения также закреплены в п. 7 ст. 17
Избирательного кодекса Свердловской области.
Согласно ст. 3 Закона Свердловской области N 11-ОЗ от
29.04.2003 "О введении в действие Избирательного кодекса
Свердловской области" избирательные комиссии муниципальных
образований должны быть сформированы в течение шести месяцев со
дня введения в действие Избирательного кодекса Свердловской
области (т.е. до 11 ноября 2003 года), за исключением
муниципальных образований, в которых решением избирательной
комиссии Свердловской области полномочия избирательной комиссии
муниципального образования возложены на соответствующую
территориальную избирательную комиссию.
Судом установлено, что избирательной комиссией Свердловской
области полномочия избирательной комиссии муниципального
образования "город Екатеринбург" на территориальную городскую
избирательную комиссию как сформированную в соответствии с ранее
действовавшим законодательством о выборах в 2000 году для выборов
депутатов Екатеринбургской городской Думы третьего созыва, а также
на какую-либо районную территориальную избирательную комиссию в
городе Екатеринбурге не возлагались.
Вопрос о формировании избирательной комиссии муниципального
образования "город Екатеринбург" в установленный законом срок по
существу Екатеринбургской городской Думой не был разрешен.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что избирательная
комиссия Свердловской области в пределах своей компетенции и в
соответствии с вышеназванными нормами Закона приняла постановления
N 239 от 13.11.2003 "О формировании избирательных комиссий
муниципальных образований "город Екатеринбург", "поселок
Уральский", "поселок Пелым" и N 284 от 23.12.2003 "О назначении
состава избирательной комиссии муниципального образования "город
Екатеринбург", сделан правильно, а срок формирования избирательной
комиссии муниципального образования "город Екатеринбург" (не
позднее 25.12.2003) и численный состав членов названной
избирательной комиссии с правом решающего голоса (12 человек)
установлены обоснованно.
Доводы, изложенные в частной жалобе, не опровергают выводов
суда.
Решения избирательной комиссии Свердловской области о
назначении состава избирательной комиссии муниципального
образования "город Екатеринбург" урегулированы действующим
федеральным и областным законодательством о выборах. Полномочия
органов местного самоуправления принимать соответствующие решения
(с учетом норм законодательства о местном самоуправлении) не
затрагиваются оспариваемыми постановлениями избирательной комиссии
Свердловской области.
На момент истечения установленного законом шестимесячного срока
для формирования избирательной комиссии муниципального образования
"город Екатеринбург" в Уставе данного муниципального образования
отсутствовали нормы о численности муниципальной избирательной
комиссии. В связи с этим избирательная комиссия Свердловской
области, устанавливая численный состав данной избирательной
комиссии, обоснованно использовала сложившуюся практику
формирования городской избирательной комиссии, а также решение
Екатеринбургской городской Думы N 23/6 от 25.06.2002 "Об
утверждении Положения "Об избирательной комиссии муниципального
образования "город Екатеринбург" в части определения численного
состава данной избирательной комиссии (12 членов комиссии с правом
решающего голоса).
Назначение состава избирательной комиссии муниципального
образования "город Екатеринбург" в соответствии с положениями п. 7
ст. 22 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 и п. 7 ст. 17
Избирательного кодекса Свердловской области непосредственно
связано с определением численного состава членов данной комиссии с
правом решающего голоса и полностью зависит от разрешения данного
вопроса.
В соответствии с п. 3 ст. 23 Избирательного кодекса
Свердловской области, избирательная комиссия Свердловской области
имеет официальный печатный орган - "Информационный бюллетень
"Вестник", в котором опубликовано постановление избирательной
комиссии Свердловской области "О формировании избирательных
комиссий муниципальных образований "город Екатеринбург", "поселок
Уральский", "поселок Пелым". Таким образом, ссылку заявителя на
обязательность опубликования оспариваемых постановлений в
периодической печати нельзя признать обоснованной.
Более того, постановление избирательной комиссии Свердловской
области N 284 от 23.12.2003 "О назначении состава избирательной
комиссии муниципального образования "город Екатеринбург"
опубликовано в "Областной газете" от 26.12.2003 N 254-255.
Процедура принятия решения о формировании соответствующих
избирательных комиссий, установленная нормами ст. ст. 22 и 24
Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 и ст. ст. 17 и 19
Избирательного кодекса Свердловской области, отвечает требованиям
действующего законодательства о выборах в части субъектов
выдвижения кандидатур, а также обязательной доли членов комиссии,
выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками,
допущенными к распределению депутатских мандатов в Государственной
Думе Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва и
областной Думе Законодательного Собрания Свердловской области.
Необоснованность иных доводов, изложенных в кассационной
жалобе, как основной, так и в дополнительной, отражена в судебном
решении с изложением соответствующих мотивов, в связи с чем
отсутствует необходимость в приведении таких мотивов,
подтверждающих законность решения.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, все
заинтересованные лица привлечены для участия в деле,
процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено,
нормы материального права применены правильно.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в
кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Свердловского областного суда от 12 февраля 2004 года
оставить без изменения, а кассационную жалобу Екатеринбургской
городской Думы - без удовлетворения.
|