ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2004 г. N 15351/03
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - заместителя Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации Бойкова О.В.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Вышняк
Н.Г., Иванниковой Н.П., Козловой А.С., Козловой О.А., Савкина
С.Ф., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Файзутдинова И.Ш., Юхнея М.Ф.
рассмотрел заявление предпринимателя Нурулина Б.Ш. о пересмотре
в порядке надзора решения суда первой инстанции от 21.03.2003,
постановления суда апелляционной инстанции от 28.05.2003
Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1908/2003-5 и
постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского
округа от 24.09.2003 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи Вышняк Н.Г., Президиум
установил следующее.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам N 2 по Кемеровской области (далее - инспекция)
обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к
предпринимателю Нурулину Б.Ш. о взыскании недоимки по страховым
взносам во внебюджетные фонды за первое полугодие 1999 года, пеней
за просрочку внесения этих платежей и штрафа, предусмотренного
пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, на
общую сумму 28997 рублей.
Решением суда первой инстанции от 21.03.2003 требования
инспекции удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 28.05.2003
решение изменено: сумма штрафных санкций на основании статьи 112
Налогового кодекса Российской Федерации уменьшена на 50 процентов.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановлением от 24.09.2003 постановление суда апелляционной
инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов
предприниматель просит их отменить, ссылаясь на неправильное
применение судами законодательства о налогах и сборах.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении,
Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене
по следующим основаниям.
Выездной налоговой проверкой правильности исчисления и уплаты
страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды
и единого социального налога за период с 01.01.1999 по 31.12.2001
установлено, что за первое полугодие 1999 года предпринимателем
Нурулиным Б.Ш. не уплачены страховые взносы во внебюджетные фонды.
По мнению инспекции, предпринимателем были нарушены положения
Федерального закона от 04.01.1999 N 1-ФЗ "О тарифах страховых
взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости
населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования на 1999 год" и Федерального закона от
29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета
и отчетности для субъектов малого предпринимательства", в
соответствии с которыми Нурулин Б.Ш. обязан был перечислить в
Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного
медицинского страхования страховые взносы с сумм дохода,
исчисленного исходя из стоимости патента.
На основании акта проверки от 10.09.2002 N 1/347 вынесено
решение от 30.09.2002 N 347, которым предпринимателю предложено
уплатить недоимку по обязательным платежам в названные
внебюджетные фонды, пени и штраф.
Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции
руководствовались следующим.
Согласно пункту "б" статьи 1, статье 4 Федерального закона от
04.01.1999 N 1-ФЗ и статье 1 Федерального закона от 25.12.1995 N
222-ФЗ индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную
систему налогообложения, являются плательщиками страховых взносов
в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного
медицинского страхования.
Между тем в силу статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N
118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса
Российской Федерации и внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации о налогах" взыскание
сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные
социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и
фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на
01.01.2001, осуществляется налоговыми органами Российской
Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской
Федерации.
Пунктом 3 статьи 48 Кодекса установлено, что исковое заявление
о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика -
физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым
органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения
требования об уплате налога.
Данное положение применяется также при взыскании пеней за
несвоевременную уплату налога и сбора согласно пункту 10 статьи 48
названного Кодекса.
С иском о применении налоговой санкции налоговые органы могут
обратиться в суд не позднее шести месяцев со дня обнаружения
налогового правонарушения и составления соответствующего акта
(статья 115 Кодекса).
Такие же сроки подлежат применению и к требованиям о взыскании
недоимки, пеней и штрафа по взносам в государственные внебюджетные
фонды.
Требование об уплате взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации и фонды обязательного медицинского страхования за первое
полугодие 1999 года было оформлено налоговым органом 10.09.2002 по
результатам выездной налоговой проверки с указанием срока их
уплаты: до 12.10.2002.
Между тем о неуплате предпринимателем взносов в перечисленные
государственные социальные внебюджетные фонды за первое полугодие
1999 года налоговому органу было известно и до выездной налоговой
проверки.
Пропуск инспекцией срока направления требования об уплате
налога (статья 70 Кодекса) не влечет изменения порядка исчисления
пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней,
предусмотренного статьей 48 Кодекса.
Суд не проверил соблюдения налоговым органом срока на обращение
в суд с иском как о взыскании обязательных платежей в
государственные внебюджетные фонды, так и о применении налоговых
санкций.
Исчисление налоговым органом недоимки по страховым взносам за
первое полугодие 1999 года исходя из стоимости патента, то есть из
предполагаемого (условного) дохода, признано судами правильным без
учета Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от
23.12.1999 N 18-П, согласно которому положения пункта "б" статьи 1
Федерального закона от 04.01.1999 N 1-ФЗ, определяющие порядок
уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды для индивидуальных
предпринимателей исходя из стоимости патента, признаны
неконституционными.
Оспаривая решение инспекции, предприниматель указывал на то,
что его доход за первое полугодие 1999 года не превысил 20000
рублей. Сумма реального дохода Нурулина Б.Ш. ни налоговым органом,
ни судами не проверялась.
Таким образом, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие
в толковании и применении судами норм права и поэтому в
соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
решение суда первой инстанции от 21.03.2003, постановление суда
апелляционной инстанции от 28.05.2003 Арбитражного суда
Кемеровской области по делу N А27-1908/2003-5 и постановление
Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от
24.09.2003 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию
Арбитражного суда Кемеровской области.
Председательствующий
О.В.БОЙКОВ
|