МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 26 апреля 2004 г. N 23-1-12/31-1441
О ПОРЯДКЕ ВЗИМАНИЯ НДС
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ БЕЛОРУССКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Управление международных налоговых отношений рассмотрело запрос
о взимании НДС со стоимости геофизических работ, проводимых
иностранной организацией на территории Российской Федерации, и
сообщает.
Как следует из запроса, иностранная организация с постоянным
местонахождением в Республике Беларусь, являясь субподрядчиком
ООО, выполняет геофизические работы на территории Российской
Федерации. Налог на добавленную стоимость со стоимости выполненных
работ был уплачен субподрядчиком на территории Республики Беларусь
и принят к вычету ООО.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса
Российской Федерации реализация товаров (работ, услуг) на
территории Российской Федерации признается объектом
налогообложения НДС.
Место реализации работ (услуг) определяется в соответствии со
статьей 148 Кодекса в зависимости от их вида и других критериев,
установленных данной статьей Кодекса.
Положения межгосударственных соглашений, заключенных между
Российской Федерацией и Республикой Беларусь, и национального
законодательства Российской Федерации (в частности, статьи 13
Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ), устанавливающие
особенности взимания НДС между хозяйствующими субъектами России и
Белоруссии, применяются только в области торговых отношений между
этими государствами и не распространяются на порядок взимания
косвенных налогов при реализации работ (услуг), выполняемых
(оказываемых) резидентами данных стран на их территориях.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 148 Кодекса установлено, что
местом реализации работ признается территория Российской
Федерации, если работы связаны с движимым имуществом, находящимся
на территории Российской Федерации.
Поскольку в рассматриваемом случае белорусская организация
выполняет геофизические работы, которые связаны с движимым
имуществом, находящимся на территории Российской Федерации, местом
их реализации признается территория Российской Федерации.
Таким образом, выручка, полученная иностранной организацией от
реализации указанных работ, подлежит обложению НДС в Российской
Федерации.
В соответствии со статьей 161 Кодекса при реализации товаров
(работ, услуг), местом реализации которых является территория
Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами,
не состоящими на учете в налоговых органах в качестве
налогоплательщиков, налоговая база определяется налоговыми
агентами как сумма дохода от реализации этих товаров (работ,
услуг) с учетом налога.
Налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные
предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах,
приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы,
услуги) у иностранных лиц.
Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у
налогоплательщика и перечислить в бюджет соответствующую сумму
налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности
налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и
иные обязанности, установленные главой 21 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 173 Кодекса сумма НДС исчисляется и
уплачивается налоговыми агентами за счет средств, подлежащих
перечислению иностранному лицу или другим лицам, указанным
иностранным лицом.
При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 171 Кодекса,
налоговый агент, уплативший за налогоплательщика - иностранное
лицо суммы НДС, имеет право на вычеты этих сумм в порядке,
установленном статьями 171, 172 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, при выплате дохода белорусской
организации за реализованные геофизические работы ООО было обязано
удержать сумму НДС и перечислить ее в бюджет Российской Федерации.
Поскольку ООО не исполнило возложенные на него Кодексом
обязанности налогового агента, принятие к вычету суммы НДС,
уплаченной на территории Республики Беларусь, неправомерно.
Заместитель начальника
Управления международных
налоговых отношений
советник налоговой службы
Российской Федерации
II ранга
Л.В.ПОЛЕЖАРОВА
|