ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 апреля 2004 г. N 02-18/06-2578
В связи с возникающими вопросами о юридическом статусе актов о
несчастных случаях на производстве, оформленных в 60 - 80 годах на
предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта в
соответствии с ранее действующими нормативными правовыми актами
Министерства путей сообщения СССР, Федеральной инспекцией труда
Министерства труда и социального развития Российской Федерации
письмом от 05.04.2004 за N 1296-17/10-13 дано соответствующее
разъяснение.
Направляем указанное разъяснение, которым следует
руководствоваться при приеме-передаче личных (учетных) дел бывших
работников железнодорожного транспорта.
Л.Н.РАУ
Приложение
МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА
ПИСЬМО
от 5 апреля 2004 г. N 1296-17/10-13
Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением
законодательства о труде и охране труда Минтруда России рассмотрел
обращение о юридическом статусе актов о несчастных случаях на
производстве, оформлявшихся в 60 - 70 годах по результатам
расследования несчастных случаев на производстве с работниками
организаций железнодорожного транспорта в соответствии с
ведомственными нормативными правовыми актами, утвержденными
Министерством путей сообщения СССР.
Разъясняем, что до 1989 года в СССР действовал порядок, в
соответствии с которым ряду отраслевых министерств и ведомств
(железнодорожного транспорта, морского и речного флота и др.)
предоставлялось право по согласованию с соответствующими
отраслевыми ЦК профсоюзов утверждать нормативные правовые акты,
регулирующие особенности расследования несчастных случаев на
производстве, происходящих в организациях данных отраслей. В
частности, в системе министерств путей сообщения СССР и
транспортного строительства СССР на протяжении ряда лет отраслевые
особенности расследования несчастных случаев на производстве
регулировались утверждавшимися (и периодически
пересматривающимися) указанными министерствами по согласованию с
ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного
строительства и Отделом охраны труда ВЦСПС ведомственными
инструкциями.
Так, в полном соответствии с установленным порядком, а также
Постановлением Совета Министров СССР от 21.02.50 N 746 "О мерах по
улучшению состояния охраны труда на железнодорожном транспорте" в
указанных целях МПС СССР была утверждена и введена в действие
упомянутая в письме форма акта о несчастном случае на производстве
(форма ТНУ-17), в соответствии с которой на протяжении ряда лет
осуществлялось оформление происходящих в отрасли несчастных
случаев на производстве. В 1966 году в связи с введением в
действие нового Положения о расследовании и учете несчастных
случаев на производстве, утвержденного Постановлением Президиума
ВЦСПС от 20.05.66, и в соответствии с упомянутым выше
Постановлением Совета Министров СССР Министерством путей сообщения
СССР совместно с Министерством транспортного строительства СССР по
согласованию с ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта
была утверждена (Постановление от 27.07.66 ЦЗТ-2492/3427) и
введена в действие Инструкция о расследовании и учете несчастных
случаев на производстве на железнодорожном транспорте и
транспортном строительстве, в соответствии с которой результаты
расследования несчастных случаев на производстве, происшедших на
отраслевых предприятиях, подлежали оформлению в соответствии с
прилагаемым к Инструкции актом по форме Н-1 (в полной мере
соответствовавшем форме акта о несчастном случае на производстве,
утвержденной Постановлением Президиума ВЦСПС).
Необходимо также отметить, что в связи с утверждением 17.08.89
Президиумом ВЦСПС и Госпроматомнадзором СССР и введением в
действие нового Положения о порядке расследования и учета
несчастных случаев на производстве (введено в действие с 01.01.90)
в СССР (и Российской Федерации) для всех организаций, независимо
от их ведомственной подчиненности, был установлен единый порядок
расследования, оформления, регистрации и учета несчастных случаев
на производстве. При этом все ранее действовавшие отраслевые
нормативные правовые акты фактически утратили силу.
Учитывая изложенное, а также требования ст. 3 Федерального
закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний", следует признать, что оформленные в
соответствии с действовавшими в 60 - 80 годах нормативными
правовыми актами Министерства путей сообщения СССР акты о
несчастных случаях на производстве (в том числе по упомянутой
форме ТНУ-17), происшедших в прежние годы с работниками отрасли,
следует считать надлежащими юридическими актами, в установленном
порядке подтверждающими факт повреждения здоровья работников
вследствие несчастного случая на производстве, который влечет
возникновение обязательств страховщика осуществлять обеспечение по
страхованию.
Заместитель
руководителя Департамента -
главный государственный инспектор
Российской Федерации
по охране труда
И.А.ВОРОБЬЕВ
|