ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 апреля 2004 г. N КАС04-134
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего: А.И. Федина,
членов коллегии: Н.К. Толчеева,
Н.П. Пелевина,
с участием прокурора: Е.Л. Воскобойниковой
рассмотрела в открытом судебном заседании от 22 апреля 2004
года гражданское дело по заявлению Кухаренко Александра
Александровича об отмене пунктов 3 и 4 Постановления Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации от 5 декабря 2003 г. N
65/590-4 по кассационной жалобе Кухаренко А.А. на решение
Верховного Суда РФ от 3 февраля 2004 года, которым заявленное
требование оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ А.И. Федина,
объяснения представителей Кухаренко А.А. - Ковалева В.А. и Лысовой
Е.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения
представителя ЦИК РФ - Воронина Д.Ю., возражавшего против
удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора
Воскобойниковой Е.Л., полагавшей кассационную жалобу
необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
Кухаренко А.А. баллотировался кандидатом в депутаты
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
четвертого созыва по Коломенскому одномандатному избирательному
округу N 107 Московской области, в число избирателей по которому
входят граждане России, проживающие в Республике Грузия.
Центральной избирательной комиссией Российской Федерации 5
декабря 2003 года было издано Постановление за N 65/590-4,
пунктами 3 и 4 которого соответственно постановлено:
Поручить избирательной комиссии Московской области разместить
заказ на изготовление 20000 избирательных бюллетеней по
федеральному избирательному округу и 20000 по одномандатному
избирательному округу для голосования на выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
четвертого созыва по Коломенскому одномандатному округу N 107,
Московская область, и обеспечить их изготовление и передачу
представителям МИД России не позднее 5 декабря 2003 года.
Уполномоченным представителям Министерства иностранных дел
Российской Федерации принять дополнительно отпечатанные
избирательные бюллетени и передать их в участковые избирательные
комиссии, образованные на территории Грузии, не позднее 6 декабря
2003 года.
Кухаренко А.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
вышеуказанным заявлением, сославшись на то, что число
изготовленных бюллетеней превышает установленную норму и их
передача осуществлена в избирательные комиссии несвоевременно, а
поэтому оспоренное Постановление ЦИК РФ нарушает его права
кандидата в депутаты Государственной Думы и противоречит ст. 75 п.
10 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации".
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Кухаренко А.А. просит решение суда
отменить, полагая его вынесенным при неправильном применении норм
материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения
Верховного Суда РФ.
Указом Президента Российской Федерации от 2 сентября 2003 г. N
1030 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации" выборы депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
нового созыва были назначены на 7 декабря 2003 года.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.06.2002
N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная
избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным
государственным органом, организующим подготовку и проведение
выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с
компетенцией, установленной данным Федеральным законом, иными
федеральными законами.
Согласно п. 17 ст. 26 Федерального закона "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
от 20.12.2002 N 175-ФЗ (с изменениями от 20 декабря 2002 года, 23
июня 2003 года) Центральная избирательная Комиссия РФ при
подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы в
пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, в
том числе устанавливает форму избирательных бюллетеней, списка
избирателей и других избирательных документов, решает вопросы,
связанные с их изготовлением.
В силу п. 10 ст. 75 ФЗ "О выборах депутатов Государственной
Думы..." число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 3
процента превышать число избирателей, зарегистрированных
соответственно в федеральном избирательном округе и в каждом
одномандатном округе, а избирательные бюллетени изготавливаются не
позднее чем за 22 дня до голосования.
При этом число избирателей, находящихся за пределами Российской
Федерации, а соответственно и число бланков бюллетеней для
голосования, устанавливается на основании сведений, представляемых
в избирательные комиссии руководителями дипломатического или
консульского представительства (п. 6 ст. 17 ФЗ "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации").
После своевременного изготовления необходимого количества
бюллетеней от Министерства иностранных дел Российской Федерации,
являющегося официальным органом, представляющим информацию о
количестве избирателей за пределами территории Российской
Федерации, поступило в Центральную избирательную комиссию
Российской Федерации несколько писем, в которых ставился вопрос о
срочном увеличении бланков избирательных бюллетеней, поскольку
число избирателей, которые могут явиться на избирательные участки
в Республике Грузия, точно установить невозможно, но
прогнозировалось многократное увеличение числа избирателей.
С учетом поступившей информации ЦИК РФ было принято
оспариваемое Постановление, внесшее изменение в Постановление ЦИК
России от 17 октября 2003 г. N 42/399-4 в части дополнительного
изготовления избирательных бюллетеней для голосования по
Коломенскому одномандатному избирательному округу N 107 и для
голосования по федеральному избирательному округу.
Основываясь на подробном правовом анализе, изложенном в
решении, в том числе и на приведенном выше, суд первой инстанции
пришел к правильному выводу о том, что действующее избирательное
законодательство Российской Федерации возлагает на Центральную
избирательную комиссию РФ обязанности по организации и проведению
выборов, осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав
граждан Российской Федерации, в том числе и за соблюдением
избирательных прав граждан, находящихся за пределами Российской
Федерации.
В настоящее время закон не регламентирует действия ЦИК РФ в
ситуации, когда число избирателей на каком-либо избирательном
участке до дня голосования может существенно возрасти, и
отсутствует возможность произвести реальный учет избирателей (в
связи с чрезвычайными обстоятельствами: миграция населения из-за
политического, экономического положения или природных катаклизмов,
техногенных аварий и т.п.).
Принятие Центральной избирательной комиссией Российской
Федерации оспариваемого Постановления формально произведено с
нарушением требований закона - превышены установленные
законодательством пределы изготовления бланков избирательных
бюллетеней, нарушены сроки изготовления, но, с учетом
исключительности и чрезвычайности сложившейся ситуации, суд первой
инстанции пришел к правильному выводу о том, что допущенные
нарушения не могут служить основанием к отмене вышеуказанного
Постановления ЦИК РФ, осуществившей необходимые действия,
направленные на соблюдение конституционных избирательных прав
граждан.
Принимая вышеуказанное решение, Верховный Суд РФ правомерно
учел и то обстоятельство, что оспоренное Постановление ЦИК России
само по себе не затрагивает (и, следовательно, не может нарушать)
избирательные права Кухаренко А.А.
Ни в первоначальном заявлении, ни в кассационной жалобе
заявителем не было приведено доказательств, которые бы
свидетельствовали о том, что оспоренным Постановлением ЦИК РФ было
допущено нарушение пассивного избирательного права Кухаренко А.А.
Изготовление и направление на избирательные участки
дополнительного количества избирательных бюллетеней само по себе
не свидетельствует об увеличении со стороны ЦИК России количества
избирателей, зарегистрированных на территории Грузии.
Согласно итогам голосования по Коломенскому одномандатному
избирательному округу N 107 на избирательных участках,
расположенных за пределами территории Российской Федерации,
участие в голосовании приняло примерно 50 процентов от общего
числа приписанных избирателей.
Ссылка заявителя на то, что в связи с изданием оспариваемого
Постановления ЦИК РФ было нарушено право Кухаренко А.А. на
проведение предвыборной агитации, также необоснованна, поскольку с
6 декабря 2003 года действовал предусмотренный законом запрет на
проведение агитации для всех участников избирательного процесса.
По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не
подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2004
года оставить без изменения, а кассационную жалобу Кухаренко А.А.
- без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
Н.П.ПЕЛЕВИН
|