МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 апреля 2004 г. N 22.15-497
ЗАКЛЮЧЕНИЕ О КАТАСТРОФЕ ВЕРТОЛЕТА КА-32С RA-31025
4 сентября 2003 года при выполнении полета по транспортировке
груза на внешней подвеске на строительную площадку "Лунная Поляна"
(40 км севернее г. Сочи), расположенную на высоте 1800 м над
уровнем моря, произошла катастрофа вертолета Ка-32С RA-31025 ОАО
"Научно-производственная компания "ПАНХ" (НПК "ПАНХ") Южного ОМТУ
ВТ Минтранса России.
Экипаж в составе КВС В.В. Попова, КВС С.А. Иванова
(выполнявшего функции второго пилота) и бортмеханика С.И. Лося
выполнял полет по маршруту: площадка, расположенная у н.п. Солох-
Аул - площадка "Лунная Поляна". Расстояние между площадками - 23
км.
Обе площадки не имели средств связи с органами УВД аэропорта
Сочи, кроме того, на площадке "Лунная Поляна" не было ни
метеонаблюдателя, ни диспетчера-информатора.
При принятии решения на вылет КВС руководствовался прогнозом,
который предусматривал: видимость более 10 км, горные волны,
облачность 3 - 4 октанта слоисто-кучевая в слое 1200 - 1500 м,
изолированная кучево-дождевая с нижней границей 1300 м, верхней -
9000 м; горы частично закрыты.
За 12 минут до взлета дежурный синоптик АМСГ Сочи ознакомил
командира ВС с коррективом прогноза, согласно которому
предусматривалась облачность 5 - 7 октантов с нижней границей
облаков 1800 м, горы частично закрыты.
При таком прогнозе и его коррективе по нижней границе облаков
КВС принял решение на вылет с нарушением требований п. 5.5.12.1
НПП ГА-85. При расположении посадочной площадки в 3 км от горы
Фишт, имеющей высоту 2867 м над уровнем моря, нижняя граница
облачности (согласно требованиям п. п. 5.5.12.1 и 5.3.3 табл. 2
НПП ГА-85) должна быть не менее 3567 м.
В полете в транспортной кабине вертолета находилось 5
пассажиров "заказчика" и 1 служебный пассажир (авиатехник С.А.
Черненко), на внешней подвеске груз весом 1120 кг. Полетная масса
и центровка воздушного судна не выходили за пределы ограничений,
установленных РЛЭ вертолета Ка-32. Перевозка людей в транспортной
кабине при транспортировке груза на внешней подвеске является
нарушением требований п. 4а.2.1.6 РЛЭ вертолета Ка-32.
После взлета КВС по радиосвязи ВЧ-диапазона передал информацию
о погоде: "Нижняя граница облаков 3000 м, 1 - 2 балла 1300 - 1500
м". Старший диспетчер МДП аэропорта Сочи запретил экипажу работу,
так как корректив прогноза погоды не соответствовал требованиям
для полетов по ПВП по значению нижней границы облаков. В процессе
переговоров с синоптиком АМСГ было решено исправить в коррективе
прогноза (что является нарушением требований п. 6.4.7 НМО ГА)
значение нижней границы облачности с 1800 м на 2200 м. После этого
старший диспетчер МДП разрешил экипажу дальнейшее выполнение
работы.
Продолжая полет по маршруту с набором высоты и встретив
метеоусловия, не соответствующие требованиям для полетов по ПВП,
экипаж своевременно не возвратился на площадку вылета (нарушение
требования п. 5.3.11 НПП ГА-85). В дальнейшем вертолет попал в
облачность, о чем свидетельствуют показания очевидцев на
строительной площадке, наблюдавших его в разрыве облаков. Попав в
облачность, экипаж не выполнил разворот на 180-, как того требует
п. 5.3.13 НПП ГА-85, а предпринял попытку с набором высоты выйти
из облаков, выполняя полет с произвольными курсами.
При полете в облаках, вне видимости земли, вертолет на отметке
2570 м над уровнем моря столкнулся с горой Фишт. Экипаж и
пассажиры, находящиеся на борту вертолета, погибли.
Причиной катастрофы явилось сочетание следующих факторов:
решение КВС на выполнение полета при метеоусловиях, не
соответствующих требованиям для полетов по ПВП;
выдача старшим диспетчером МДП разрешения экипажу на выполнение
задания при метеоусловиях, не соответствующих требованиям для
полетов по ПВП;
нарушение экипажем требования п. 5.3.11 НПП ГА-85,
предписывающего возвратиться на аэродром вылета при ухудшении
метеоусловий до значений, не соответствующих требованиям для
полетов по ПВП;
продолжение полета в сторону горы Фишт при попадании в облака
на высоте ниже безопасной, в то время как согласно требованию п.
5.3.13 НПП ГА-85 КВС обязан в этом случае развернуться на 180- и
возвратиться на аэродром вылета.
Комиссией было отмечено, что в аэропорту Сочи нет прямой связи
диспетчера УВД с экипажами воздушных судов, выполняющих полеты в
горной местности. Связь осуществляется только через оператора
радиобюро, что отрицательно влияет на оперативность и полноту
передачи указаний диспетчера УВД.
Предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов ВТ Минтранса России:
1.1. Довести настоящее заключение до подконтрольных
авиапредприятий, государственных унитарных дочерних предприятий
ФУП "Госкорпорация по ОВД".
1.2. При согласовании инструкций по организации, управлению
полетами и выполнению авиационных работ требовать от руководителей
авиапредприятий разработки специальных мероприятий по
взаимодействию с метеоорганами и органами УВД.
2. Руководителю Южного ОМТУ ВТ Минтранса России проверить
устранение недостатков в НПК "ПАНХ", выявленных в ходе
расследования этого авиационного происшествия.
3. Руководителям авиапредприятий, государственных унитарных
дочерних предприятий ФУП "Госкорпорация по ОВД":
3.1. Обстоятельства и причину катастрофы изучить с командно-
руководящим, летным, инженерно-техническим составом, специалистами
УВД и метеоспециалистами.
3.2. При выполнении и обеспечении полетов в горной местности
периодически с летным, диспетчерским составом и метеоспециалистами
организовывать изучение обстоятельств и причин АП, связанных со
столкновениями ВС с горами. Обращать внимание экипажей на
тщательный анализ метеоусловий при принятии решения на вылет и в
полете, а также на своевременность принятия решения о продолжении
полета в соответствии с п. п. 5.3.11 и 5.3.13 НПП ГА-85.
4. Руководителям авиапредприятий при организации авиационных
работ с выполнением систематических полетов по постоянным
маршрутам принимать меры по оборудованию рабочих мест диспетчера-
информатора с каналами связи и средствами УВД в месте временного
базирования вертолета и на площадке производства работ.
Начальник Управления
государственного надзора
за безопасностью полетов
В.А.РУДАКОВ
|