ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2004 г. N 14771/03
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Яковлева В.Ф.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бабкина
А.И., Бизяевой Т.В., Бойкова О.В., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г.,
Козловой А.С., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Юхнея
М.Ф.
рассмотрел заявление федерального государственного унитарного
предприятия "ВПК-Инвест" о пересмотре в порядке надзора решения
Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2003 по делу N А32-
1671/2003-45/87 и постановления Федерального арбитражного суда
Северо-Кавказского округа от 19.08.2003 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - федерального государственного унитарного
предприятия "ВПК-Инвест" (истца) - Коняхин Е.В., Сиротин В.Ю.;
от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам по городу-курорту Анапе Краснодарского края (ответчика) -
Брадят Л.А., Гончарова О.Ю.
Заслушав и обсудив доклад судьи Бизяевой Т.В., а также
объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум
установил следующее.
Федеральное государственное унитарное предприятие "ВПК-Инвест"
(далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского
края с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по городу-курорту Анапе (далее - инспекция) о
признании недействительными требования от 22.10.2002 N 23542 "Об
уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты и
государственные внебюджетные фонды по состоянию на 22.10.2002" в
части начисления 485039 рублей недоимки и 5497 рублей 14 копеек
пеней по налогу на землю, решения инспекции от 23.12.2002 N
58/103, постановления от 23.12.2002 N 43/103 о взыскании за счет
имущества недоимки в сумме 965943 рублей и 32276 рублей пеней по
налогу на землю и не подлежащими исполнению инкассовых поручений
от 10.12.2002 N 15288 на сумму 485039 рублей и от 10.12.2002 N
15289 на сумму 5497 рублей 14 копеек.
В судебном заседании истец отказался от требований о признании
недействительным постановления от 23.12.2002 N 43/103 в части
взыскания 965943 рублей недоимки и 32276 рублей пеней по налогу на
землю.
Решением суда первой инстанции от 14.04.2003 в части отказа от
иска производство по делу прекращено, в остальной части в иске
отказано.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановлением от 19.08.2003 оставил решение без изменения.
Отказывая в иске, суды исходили из того, что льгота по налогу
на землю предоставляется организациям - юридическим лицам,
осуществляющим детскую оздоровительную и санаторно-курортную
деятельность. Детские оздоровительные лагеря - пансионаты
"Черноморец" и "Прометей" юридическими лицами не являются, а
представляют собой имущественные комплексы, находящиеся на балансе
филиала предприятия, а поэтому не могут быть признаны детскими
оздоровительными учреждениями и, следовательно, не имеют права на
льготу, установленную пунктом 4 статьи 12 Закона Российской
Федерации "О плате за землю".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, и
выслушав объяснения присутствовавших в заседании представителей
сторон, Президиум считает, что решение Арбитражного суда
Краснодарского края от 14.04.2003 и постановление Федерального
арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.08.2003 подлежат
отмене по следующим основаниям.
Федеральное государственное унитарное предприятие "ВПК-Инвест"
находится в ведомственном подчинении Министерства имущественных
отношений Российской Федерации, которое осуществляет функции его
учредителя.
Согласно пункту 3.7 устава одним из источников формирования
имущества предприятия является имущество, переданное ему по
решению Минимущества России.
Распоряжениями Минимущества России от 12.07.2001 N 3481-р и от
30.11.2001 N 1982-р на баланс предприятия передана на праве
хозяйственного ведения федеральная собственность - детские
оздоровительные комплексы: пансионаты "Черноморец" и "Прометей". В
дальнейшем указанные комплексы были переданы предприятием на
баланс его Краснодарского краевого филиала.
Предметом деятельности этих подразделений является комплексное
санаторно-курортное обслуживание детей в возрасте до 18 лет.
На участки, занятые оздоровительными комплексами, земельный
налог пользователем не начислялся и не уплачивался со ссылкой на
предоставление ему льготы.
Полагая, что предприятие неправомерно воспользовалось льготой,
налоговая инспекция предъявила ему требование об уплате налога по
состоянию на 22.10.2002.
В связи с неуплатой налога на расчетный счет филиала
предъявлены к оплате инкассовые поручения от 10.12.2002 N 15288 и
от 10.12.2002 N 15289 на списание указанных сумм.
Названные инкассовые поручения также не исполнены истцом, и
налоговой инспекцией приняты решение от 23.12.2002 N 58/103 и
постановление от 23.12.2002 N 43/03 "О взыскании налога (сбора),
пеней и (или) присужденного штрафа за счет имущества", в том числе
965943 рублей недоимки и 32276 рублей пеней по налогу на землю, на
основании которых судебным приставом возбуждено исполнительное
производство и произведен арест имущества филиала.
Отказывая в иске, суды не приняли во внимание, что используемые
в Законе Российской Федерации "О плате за землю" понятия должны
оцениваться с учетом того, что Закон принимался до принятия как
Налогового кодекса Российской Федерации, так и Гражданского
кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона Российской
Федерации "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью
освобождаются детские оздоровительные учреждения, независимо от
источника финансирования.
Согласно содержанию указанной нормы Закона основанием для
применения льготы является использование земельного участка в
определенных целях - для организации отдыха и поддержания здоровья
детей, то есть данная льгота предоставляется Законом с целью
развития детских оздоровительных заведений вне зависимости от их
организационно-правовой формы.
Кроме того, пунктом 15 статьи 12 названного Закона от уплаты
земельного налога освобождаются санаторно-курортные и
оздоровительные учреждения отдыха, находящиеся в государственной,
муниципальной и профсоюзной собственности.
Поскольку спорные объекты находятся в федеральной
собственности, то и по этому основанию истец вправе был
пользоваться льготой по земельному налогу.
Таким образом, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие
в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в
силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации является основанием для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2003 по
делу N А32-1671/2003-45/87 и постановление Федерального
арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.08.2003 по тому
же делу отменить.
Признать недействительными требование от 22.10.2002 N 23542
Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по
городу-курорту Анапе в части начисления 485039 рублей недоимки и
5497 рублей 14 копеек пеней по налогу на землю, решение инспекции
от 23.12.2002 N 58/103 о взыскании за счет имущества
налогоплательщика 965943 рублей недоимки и 32276 рублей пеней по
налогу на землю и не подлежащими исполнению инкассовые поручения
от 10.12.2002 N 15288 на сумму 485039 рублей и от 10.12.2002 N
15289 на сумму 5497 рублей 14 копеек.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
|