МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 апреля 2004 г. N 14-51-102/13
О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Департамент общего и дошкольного образования направляет
Рекомендации по организации профильного обучения на основе
индивидуальных учебных планов обучающихся в органы управления
образованием, участвующие в эксперименте по введению профильного
обучения на третьей ступени общего образования.
Руководитель Департамента
общего и дошкольного образования
А.В.БАРАННИКОВ
Приложение
к письму Минобразования России
от 20 апреля 2004 г. N 14-51-102/13
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Общие положения
Введение на третьей ступени общего образования двухуровневого
федерального компонента государственного образовательного
стандарта (базовый, профильный уровни), нового федерального
базисного учебного плана, утвержденного Приказом Минобразования
России от 09.03.2004 N 1312, предполагает, что региональные и
муниципальные органы управления образованием, каждое
общеобразовательное учреждение будут строить свои модели
организации профильного обучения старшеклассников.
Использование индивидуального учебного плана при профильном
обучении позволяет реализовывать различные образовательные
потребности обучающихся, их семей, работодателей, учреждений
профессионального образования в общеобразовательных учреждениях
различных видов.
Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность
учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимся из
учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на
основе федерального базисного учебного плана. В рамках сетевого
взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при
составлении ИУП возможно использование учебных предметов (курсов)
нескольких образовательных учреждений (организаций).
Эффективность использования ИУП подтверждается международным
опытом. Во многих странах (Великобритания, Соединенные Штаты
Америки, страны Скандинавии и др.) в образовательных учреждениях
общепринятой является практика предоставления школьнику права
самостоятельного формирования ИУП, определения сроков и способов
его освоения, прохождения процедур промежуточной и итоговой
аттестации, соответствующих особенностям индивидуального плана.
Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальным учебным
планам являются:
- Закон РФ "Об образовании", который указывает, что
"...обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на
получение образования в соответствии с государственными
образовательными стандартами, на обучение в пределах этих
стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс
обучения <...>. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам
в пределах государственного образовательного стандарта <...>
регламентируется уставом данного образовательного учреждения" (п.
4 ст. 50) <*>;
------------------------------------
<*> Закон РФ "Об образовании" (в ред. Федеральных законов от
13.01.1996 N 12-ФЗ, от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 20.07.2000 N 102-
ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 13.02.2002 N 20-ФЗ, от 21.03.2002 N
31-ФЗ, от 25.06.2002 N 71-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ с
изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от
24.10.2000 N 13-П, Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ,
от 30.12.2001 N 194-ФЗ), статья 50 "Права и социальная защита
обучающихся, воспитанников".
- Концепция профильного обучения на третьей ступени общего
образования исходит из многообразия форм его реализации. Наряду с
созданием профильных классов и групп, на основе примерных учебных
планов профилей важно предоставить обучающемуся право освоения
образовательных программ на основе ИУП;
- федеральный базисный учебный план для среднего (полного)
общего образования (приложение к Приказу Минобразования России от
09.03.2004 N 1312);
- уставы общеобразовательных учреждений, реализующих практику
ИУП. В соответствующих разделах уставов данных общеобразовательных
учреждений целесообразно прописать <*>:
------------------------------------
<*> Изменения целесообразно внести в следующие разделы устава
образовательного учреждения: "Организация образовательного
процесса", "Участники образовательного процесса", "Локальные
нормативные акты", "Управление образовательным учреждением".
а) наличие прав обучающихся на обучение по ИУП;
б) возможность организации образовательного процесса для
обучающихся по ИУП (в том числе с использованием ускоренных курсов
обучения, экстерната);
в) особый порядок оценивания, промежуточной и по некоторым
дисциплинам итоговой аттестации при обучении по ИУП;
г) порядок разработки, утверждения и периодической
корректировки ИУП учащихся (это также может быть отнесено к
компетенции администрации школы, педагогического совета, органов
школьного самоуправления и пр.).
Модели организации профильного обучения на основе ИУП
В различных моделях профильного обучения может вводиться ИУП
обучающихся следующим образом.
1. Модель внутришкольной профилизации
Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным
(реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным
(организовать несколько профилей обучения).
Кроме того, общеобразовательное учреждение может быть в целом
не ориентировано на конкретные профили, однако за счет
значительного увеличения числа предлагаемых профильных и
элективных курсов предоставлять обучающимся (в том числе в форме
учебных межклассных групп) в полной мере реализовать свои
индивидуальные профильные образовательные программы через ИУП.
2. Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений и
организаций
В данной модели профильное обучение обучающихся конкретного
общеобразовательного учреждения осуществляется за счет
целенаправленного и организованного привлечения и использования
образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и
организаций. Оно может строиться в двух основных вариантах.
Первый вариант связан с объединением нескольких
общеобразовательных учреждений вокруг образовательного учреждения,
обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом,
способного стать "ресурсным центром" для других школ. В этом
случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы
обеспечивает преподавание в полном объеме базовых учебных
предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и
элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих
возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя
"ресурсный центр".
Второй вариант основан на паритетной кооперации
общеобразовательного учреждения с учреждениями общего,
дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального
образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов.
В этом случае учащемуся предоставляется право выбора способов
профильного обучения не только там, где он учится, но и в
кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных
структурах (заочные школы, дистанционные курсы, учреждения
профессионального образования и др.).
Выбор конкретной модели организации профильного обучения
определяется прежде всего ресурсами, которыми располагает школа и
ее партнеры, муниципальная система образования в целом.
Возможна реализация смешанных моделей, когда часть обучающихся
старших классов реализует свои ИУП в одном общеобразовательном
учреждении, а другая часть старшеклассников использует
образовательные возможности сети.
Порядок и механизм построения индивидуальных учебных планов в
рамках модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений и
организаций в настоящий момент разрабатываются и будут направлены
в субъекты Российской Федерации отдельным письмом. Однако
предварительно при организационной разработке вышеназванных
вариантов необходимо решать вопросы обеспечения безопасности жизни
и здоровья детей, их сопровождения к различным местам обучения
взрослыми, нормативных документов об ответственности учредителей и
руководителей учреждений.
Принципы организации профильного обучения с предоставлением
выбора на основе индивидуального учебного плана
Построение обучения на основе индивидуальных учебных планов
меняет принципы формирования учебного плана общеобразовательного
учреждения, равно как и составления школьного расписания занятий.
Сначала общеобразовательное учреждение определяет общий набор
учебных предметов и курсов, предлагаемых для освоения, затем
формируются индивидуальные учебные планы каждого ученика, и лишь
затем их совокупность определяет учебный план и расписание занятий
для данного учреждения в целом.
В общеобразовательных учреждениях, работающих на основе ИУП,
изменяется практика изучения обучающимися всех учебных предметов в
составе одного и того же класса. Совокупность индивидуальных
учебных планов обучающихся старших классов становится основой для
их распределения по учебным группам, классам.
Новая структура федерального базисного учебного плана <*>
позволяет вводить ИУП по всем базовым, профильным предметам и
элективным курсам.
------------------------------------
<*> Утвержден Приказом Минобразования России от 09.03.2004 N
1312.
В пояснительной записке к проекту нового базисного учебного
плана говорится, что "...выбирая различные сочетания базовых и
профильных курсов и учитывая нормативы учебного времени,
установленные СанПиНами, каждое общеобразовательное учреждение, а
в принципе и каждый обучающийся вправе формировать собственный
учебный план".
Составление учебного плана общеобразовательного учреждения и
школьного расписания, основанного на индивидуальных учебных планах
учеников, может осуществляться в три этапа.
I этап. Формирование списка учебных предметов и курсов,
предлагаемых обучающимся
Данный этап начинается с составления предварительного варианта
учебного плана общеобразовательного учреждения, включающего в себя
набор учебных предметов, которые данное учреждение может
предложить ученикам на выбор. В соответствии с федеральным
базисным учебным планом определяется перечень обязательных
предметов на базовом уровне (федеральный компонент).
Далее перечень дополняется профильными предметами, которые
школа предлагает обучающемуся для выбора.
Затем учебный план общеобразовательного учреждения дополняется
предметами, включая предметы регионального компонента, и
элективными курсами. Перечень и содержание элективных курсов
определяются школой (компонент образовательного учреждения).
II этап. Составление индивидуальных учебных планов, учебного
плана общеобразовательного учреждения и расписания занятий
Обучающиеся выбирают предметы, которые хотят изучать на
профильном уровне (их должно быть не менее двух). Следует обратить
особое внимание на следующие положения федерального базисного
учебного плана:
- если предметы "Математика", "Русский язык", "Литература",
"Иностранный язык", "История", входящие в инвариантную часть БУП,
изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы
не изучаются;
- в случае если на базовом или профильном уровне изучаются три
учебных предмета естественнонаучного цикла, то интегрированный
курс "Естествознание" на базовом уровне не изучается;
- учебный предмет "Обществознание" в старшей школе на базовом
уровне включает модули (разделы) "Обществоведение", "Экономика" и
"Право", которые могут преподаваться как в составе данного
предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На
профильном уровне "Обществоведение", "Экономика" и "Право"
изучаются как самостоятельные учебные предметы в различных
комбинациях в зависимости от выбранного профиля. В случае если
"Обществоведение" и один из учебных предметов социально-
экономического цикла ("Экономика", "Право") изучаются на
профильном уровне, то интегрированный курс "Обществознание" на
базовом уровне не изучается.
После предложений обучающихся по выбору предметов и курсов
производится подсчет суммарного объема часов, составляющих
индивидуальный учебный план, и, если потребуется, приведение его в
соответствие с объемом учебной нагрузки, предусмотренной базисным
учебным планом и СанПиНами.
Необходимо пояснить обучающимся механизм составления
индивидуального учебного плана, возможности и правила его
изменения за время обучения в старшей школе, формы отчетности по
изученным курсам.
При составлении ИУП следует обратить внимание на то, чтобы
обучающиеся и их родители понимали, что имеет место ситуация
выбора, при которой изменить набор предметов можно только при
выполнении определенных условий, получении соответствующих оценок
при промежуточной аттестации.
Далее ведется работа по составлению расписания
общеобразовательного учреждения.
III этап. Составление расписания с учетом ИУП
Разработана компьютерная программа "ИУП-профиль", которая с
учетом нормативов федерального базисного учебного плана, объемов
допустимой учебной нагрузки, возможностей и интересов школы,
объема и содержания регионального компонента учебного плана
помогает школе и учащимся вести работу по созданию индивидуальных
учебных планов обучения на третьей ступени.
Администрация общеобразовательного учреждения делает сводную
таблицу, в которой суммируются индивидуальные учебные планы
обучающихся старших классов. Ниже приводится пример такой таблицы
для общеобразовательного учреждения, имеющего в параллели 10-х
классов 50 учеников (2 класса).
ТАБЛИЦА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ N ____ ГОРОДА N
ПО ВЫБОРУ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ БАЗОВОГО И ПРОФИЛЬНОГО УРОВНЯ
(10-Е КЛАССЫ, ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ)
---------------T------------------------T------------------------¬
¦ Учебный ¦ Базовый уровень ¦ Профильный уровень ¦
¦ предмет +-----T------------T-----+-----T------------T-----+
¦ ¦учеб-¦ кол-во ¦учеб-¦учеб-¦ кол-во ¦учеб-¦
¦ ¦ных ¦обучающихся,¦ных ¦ных ¦обучающихся,¦ных ¦
¦ ¦часов¦ выбравших ¦групп¦часов¦ выбравших ¦групп¦
¦ ¦в не-¦ данный ¦<*> ¦в не-¦ данный ¦ ¦
¦ ¦делю ¦ предмет ¦ ¦делю ¦ предмет ¦ ¦
+--------------+-----+------------+-----+-----+------------+-----+
¦Русский язык ¦ 1 ¦ 35 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 15 ¦ 1 ¦
+--------------+-----+------------+-----+-----+------------+-----+
¦Литература ¦ 4 ¦ 30 ¦ 1 ¦ 5 ¦ 20 ¦ 1 ¦
+--------------+-----+------------+-----+-----+------------+-----+
¦Математика ¦ 4 ¦ 20 ¦ 1 ¦ 6 ¦ 30 ¦ 1 ¦
+--------------+-----+------------+-----+-----+------------+-----+
¦История ¦ 2 ¦ 50 ¦ 2 ¦ - ¦ ¦ ¦
+--------------+-----+------------+-----+-----+------------+-----+
¦Информатика ¦ 2 ¦ 17 ¦ 1 ¦ 4 ¦ 33 ¦ 3 ¦
¦и ИКТ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+-----+------------+-----+-----+------------+-----+
¦Иностранный ¦ 4 ¦ - ¦ ¦ 6 ¦ 50 ¦ 4 ¦
¦язык ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+-----+------------+-----+-----+------------+-----+
¦... ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+-----+------------+-----+-----+------------+-----+
¦Физика ¦ 2 ¦ 45 ¦ ¦ 5 ¦ 5 ¦ ¦
+--------------+-----+------------+-----+-----+------------+-----+
¦Всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦учебных групп ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+------------------+-----+------------------+------
------------------------------------
<*> Данная колонка заполняется в последнюю очередь.
Из таблицы видно, что по учебным предметам "Русский язык",
"Литература" и "Математика" возможно создание учебных групп по
параллелям.
Предмет "История" школа предлагает изучать только на базовом
уровне. Это означает, что формируются две подгруппы.
На занятиях по "Информатике" класс делится на подгруппы. Здесь
может быть выбран, например, такой вариант: одна подгруппа
базового уровня, три - профильные.
При изучении иностранного языка класс также делится на
подгруппы, следовательно, возможно создание 4-х подгрупп. Сложнее
обстоит дело с изучением учебного предмета "Физика". Простым
перераспределением обучающихся в данном случае вопрос не решить.
Группа из пяти человек может изучать физику на профильном уровне
только в том случае, если на это найдутся дополнительные средства.
Их источниками могут стать: увеличение бюджетного финансирования,
часы факультативов, кружков, родительские средства и т.д. Эта
позиция может стать предметом переговоров общеобразовательного
учреждения как с учредителем, так и с родителями обучающихся.
Таким же образом ведется работа по предметам регионального и
школьного компонентов.
После анализа возможности общеобразовательного учреждения
(расписание, кадры, средства и т.д.) в режиме переговоров с семьей
старшеклассника возможна коррекция ИУП.
Подготовка расписания фактически предполагает составление
расписаний учителей и каждого обучающегося. Также это предполагает
изменение способа ведения классного журнала.
Возможны иные варианты составления школьного расписания и ИУП,
например, если общеобразовательное учреждение работает в режиме
"учебных погружений", предоставляет ученику возможность некоторые
курсы 11-го класса завершить в 10-м, практикует ускоренные курсы
обучения и т.д. При сетевом взаимодействии образовательных
учреждений и организаций также следует учитывать, что ИУП
обучающегося может предполагать прохождение некоторых учебных
предметов в учреждениях дополнительного образования, заочных
школах, сторонних общеобразовательных учреждениях; в рамках
семейного образования, самообразования, экстерната и пр.
Примеры создания ИУП и разработки расписания
общеобразовательного учреждения, опытный образец компьютерной
программы и перечень проблемных вопросов относительно организации
практики ИУП и сетевого взаимодействия образовательных учреждений
и организаций представлены в Интернете на сайте "Профильное
обучение в старшей школе" по адресу: www.profile-edu.ru.
Заключение
Поддержка образовательных учреждений, реализующих профильное
обучение через ИУП, - важная часть обеспечения введения
профильного обучения, поэтому деятельность по созданию ИУП может
стать частью региональных и муниципальных программ перехода к
профильному обучению.
Опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильному
обучению, показывает, что в учреждениях повышения квалификации,
педагогических вузах, в общеобразовательных учреждениях создаются
собственные варианты механизмов создания индивидуальных
образовательных программ. В этой связи можно рекомендовать
региональным и муниципальным органам управления образованием
создавать банки данных по различным способам организации
индивидуальных форм образования, организовать информационную
поддержку и обмен опытом введения ИУП.
|