МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
КОМИТЕТ СЕКРЕТАРЕЙ СОВЕТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ
ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 2
СОВМЕСТНОГО ЗАСЕДАНИЯ ЧЛЕНОВ СОВЕТА
МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ГОСУДАРСТВ СНГ - ЧЛЕНОВ
ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И КОМИТЕТА
СЕКРЕТАРЕЙ СОВЕТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ОДКБ
О ПРОЕКТЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УНИФИКАЦИИ И ГАРМОНИЗАЦИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗАЦИИ
ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ
БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ,
НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
(Санкт-Петербург, 16 апреля 2004 года)
Члены Совета Межпарламентской Ассамблеи государств СНГ - членов
Организации Договора о коллективной безопасности и Комитет
секретарей советов безопасности государств-членов Организации
Договора о коллективной безопасности постановляют:
1. Согласиться с Рекомендациями по унификации и гармонизации
законодательства государств-членов Организации Договора о
коллективной безопасности в сфере борьбы с международным
терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и
психотропных веществ.
2. Рекомендовать парламентам государств-членов Организации
Договора о коллективной безопасности инициировать процедуры
внесения изменений в законодательные акты государств-членов ОДКБ
согласно Рекомендациям по унификации и гармонизации
законодательства государств-членов Организации Договора о
коллективной безопасности в сфере борьбы с международным
терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и
психотропных веществ.
Председатель
Совета Межпарламентской
Ассамблеи государств-участников
Содружества Независимых Государств
С.М.МИРОНОВ
Председатель
Комитета секретарей советов
безопасности государств-членов
Организации Договора о
коллективной безопасности
А.Н.АЗИМОВ
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УНИФИКАЦИИ И ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ,
НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
I. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УНИФИКАЦИИ И ГАРМОНИЗАЦИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА
О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ
ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
Борьба с незаконным оборотом наркотиков как важнейшей
межгосударственной и внутренней криминогенной проблемой в
государствах-членах Организации Договора о коллективной
безопасности строится на соответствующей правовой базе, фундамент
которой составляют конституции и национальные законы.
Основываясь на национальных конституциях и международно-
правовых актах (прежде всего Конвенциях 1961, 1971 и 1988 гг.)
государства-члены ОДКБ пошли по пути разработки собственных
национальных законов по противодействию незаконному обороту
наркотиков и злоупотреблению ими.
На основе национальных законов строится вся система контроля
над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров в государствах-членах Организации Договора о
коллективной безопасности.
Во всех государствах-членах ОДКБ такие законы уже приняты. Это
Закон Республики Армения "О наркотических средствах и психотропных
веществах" от 29 декабря 2002 г.; Закон Республики Беларусь "О
наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах"
от 22 мая 2002 г. N 102-3; Закон Республики Казахстан "О
наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и
противодействии наркомании и наркобизнесу" от 10 июля 1998 г. N
279-1; Закон Кыргызской Республики "О наркотических средствах,
психотропных веществах и прекурсорах" от 22 мая 1998 г. N 66;
Федеральный закон Российской Федерации "О наркотических средствах
и психотропных веществах" от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ; Закон
Республики Таджикистан "О наркотических средствах, психотропных
веществах и прекурсорах" от 10 декабря 1999 г. N 873.
Однако ключевой проблемой в области законодательного контроля
над наркотиками в государствах-членах ОДКБ оказывается путаница в
терминах и основных моментах нормативно-правового регулирования
оборота и противодействия незаконному обороту наркотических
средств, психотропных веществ и прекурсоров. Такая ситуация
создает противоречия в правовых системах наших стран, мешающие
эффективно бороться с наркопреступностью.
Одним из первых документов, принятых Межпарламентской
Ассамблеей государств-участников СНГ в целях гармонизации
законодательства, стал Рекомендательный законодательный акт "О
противодействии незаконному обороту наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров" от 2 ноября 1996 г.
Политическая важность этого документа состоит в том, что в нем
предлагаются определения понятий и терминов, связанных с оборотом
наркотиков. Установление и использование сходной терминологии и ее
единообразное толкование на всем пространстве государств-
участников СНГ имеют определяющее значение в правовом обеспечении
совместной борьбы с незаконным оборотом наркотиков и в оценке ее
эффективности.
Разработанный проект Рекомендаций учитывает положения
Рекомендательного законодательного акта МПА, основывается на
принципах и положениях Единой конвенции о наркотических средствах
1961 г. с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом
1972 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г., Конвенции ООН
о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и
психотропных веществ 1988 г., Политической декларации, решениях,
принятых двадцатой специальной сессией Генеральной Ассамблеи
Организации Объединенных Наций в 1998 г., и состоит из
предложенных к внесению в национальные законы поправок и
изменений, направленных на унификацию и гармонизацию
законодательства государств-членов ОДКБ.
Предложения по внесению поправок и изменений
в Закон Республики Армения "О наркотических средствах
и психотропных веществах" от 29 декабря 2002 года
1. В соответствии с пунктом "o" статьи 1 Единой конвенции о
наркотических средствах 1961 г. и пунктом "j" статьи 1 Венской
конвенции о психотропных веществах 1971 г. дополнить статью 3
национального Закона следующим понятием: "Изготовление
наркотических средств и психотропных веществ - все процессы, за
исключением производства, при помощи которых могут быть получены
наркотические средства и психотропные вещества, в том числе
рафинирование, а также превращение наркотических средств или
психотропных веществ в другие наркотические средства или
психотропные вещества".
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Рекомендательного
законодательного акта "О противодействии незаконному обороту
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров",
принятого МПА СНГ 2 ноября 1996 г., включить в статью 3
Национального закона понятие "перевозка наркотических средств,
психотропных веществ и прекурсоров" - любые умышленные действия по
перемещению наркотических средств, психотропных веществ или
прекурсоров независимо от способа транспортировки и места хранения
незаконно перемещаемых средств или веществ.
Предложения по внесению поправок
и изменений в Закон Республики Беларусь "О наркотических
средствах, психотропных веществах и их прекурсорах"
от 22 мая 2002 г. N 102-3
1. Включить в статью 1 понятие "аналоги наркотических средств и
психотропных веществ" - запрещенные для оборота в стране вещества
синтетического или естественного происхождения, не включенные в
Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, подлежащих контролю в стране, химическая структура и
свойства которых сходны с химической структурой и свойствами
наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное
действие которых они воспроизводят.
2. Включить в статью 1 понятие "препарат" - смесь веществ в
любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько
наркотических средств или психотропных веществ, включенных в
Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, подлежащих контролю в стране.
3. Изложить пункт 3 статьи 1 в следующей редакции: "Оборот
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (для
целей настоящего Закона) - культивирование растений, изготовление,
производство, переработка, приобретение, хранение, перевозка,
пересылка, перемещение, реализация, использование, ввоз, вывоз,
транзит, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и
их прекурсоров, {разрешенные и находящиеся} <*> под контролем в
соответствии с законодательством Республики Беларусь".
--------------------------------
<*> Здесь и далее выделены изменения.
Примечание. В тексте документа вместо курсива использовано
выделение фигурными скобками.
4. В соответствии с пунктом "o" статьи 1 Единой конвенции о
наркотических средствах 1961 г. и пунктом "j" статьи 1 Венской
конвенции о психотропных веществах 1971 г. изложить пункт 5 статьи
1 Национального закона в следующей редакции: "Изготовление
наркотических средств и психотропных веществ - все процессы, за
исключением производства, при помощи которых могут быть получены
наркотические средства и психотропные вещества, в том числе
рафинирование, а также превращение наркотических средств или
психотропных веществ в другие наркотические средства или
психотропные вещества".
5. Включить в статью 1 понятие "распределение наркотических
средств, психотропных веществ" - действия, в результате которых в
соответствии с установленным порядком конкретные юридические лица
получают в установленных для них размерах конкретные наркотические
средства или психотропные вещества для осуществления оборота
наркотических средств или психотропных веществ.
6. Включить в статью 1 понятие "незаконное потребление
наркотических средств или психотропных веществ" - потребление
наркотических средств или психотропных веществ без назначения
врача.
7. Включить в статью 1 понятие "государственные квоты на
наркотические средства и психотропные вещества (государственные
квоты)" - квоты на наркотические средства и психотропные вещества,
устанавливаемые правительством страны в соответствии с
международными договорами на основании расчета потребности страны
в наркотических средствах и психотропных веществах, в пределах
которых осуществляется их оборот.
8. Включить в статью 9 следующее положение: "Деятельность,
связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
может осуществлять юридическое лицо, в состав руководителей
которого входит специалист, имеющий соответствующую
профессиональную подготовку".
9. Дополнить статью 12 следующим положением: "При использовании
растений, включенных в Перечень, в промышленных целях, за
исключением производства и изготовления наркотических средств и
психотропных веществ, лицензия на указанный вид деятельности может
быть выдана, если юридическое лицо докажет необходимость
использования указанных растений и наличие условий для
предотвращения возможности: хищения указанных растений и
полученной из них готовой продукции или отходов, образующихся в
процессе производства; изготовления наркотических средств и
психотропных веществ из полученной продукции".
10. Пункт 4 статьи 12 изложить в следующей редакции:
"Максимальное количество наркотических средств и психотропных
веществ, которое может изготавливаться, производиться,
перерабатываться и храниться юридическими лицами {(государственная
квота)}, ежегодно устанавливается министерством здравоохранения".
11. Дополнить главу II статьей, вводящей запрет на оборот
аналогов наркотических средств и психотропных веществ в стране.
12. Включить в главу II статью, регулирующую инвентаризацию
наркотических средств, психотропных веществ и содержащую следующие
пункты:
"Юридические лица - владельцы лицензий на виды деятельности,
связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
обязаны ежемесячно проводить инвентаризацию наркотических средств
и психотропных веществ, находящихся в распоряжении указанных лиц,
и составлять баланс товарно-материальных ценностей.
Информация о расхождениях в балансе или несоответствии данных
баланса результатам проведенной инвентаризации в трехдневный срок
после их обнаружения доводится до сведения уполномоченных
органов".
13. Дополнить главу II статьей, регулирующей регистрацию
операций с наркотическими средствами, психотропными веществами и
состоящей из следующих положений:
"При осуществлении деятельности, связанной с оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, любые операции, в
результате которых изменяются их количество и состояние, подлежат
регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта
обязанность возложена приказом руководителя юридического лица.
Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них
последней записи. Порядок ведения и хранения указанных журналов
устанавливается правительством страны".
14. Включить в главу III статью, предусматривающую ликвидацию
юридического лица, осуществляющего финансовые операции в целях
легализации (отмывания) доходов, полученных в результате
незаконного оборота наркотических средств или психотропных
веществ.
15. Включить в главу III статью, гарантирующую больным
наркоманией оказание наркологической помощи, в которую входит
обследование, консультирование, диагностика, лечение и медико-
социальная реабилитация.
Предложения по внесению поправок и изменений
в Закон Республики Казахстан "О наркотических средствах,
психотропных веществах, прекурсорах и противодействии
наркомании и наркобизнесу" от 10 июля 1998 г. N 279-1
1. Включить в статью 1 понятие "препарат" - смесь веществ в
любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько
наркотических средств или психотропных веществ, включенных в
Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, подлежащих контролю в стране.
2. Включить в статью 1 понятие "производство наркотических
средств, психотропных веществ" - действия, направленные на
серийное получение наркотических средств или психотропных веществ
из химических веществ и (или) растений.
3. Включить в статью 1 понятие "изготовление наркотических
средств и психотропных веществ" - все процессы, за исключением
производства, при помощи которых могут быть получены наркотические
средства и психотропные вещества, в том числе рафинирование, а
также превращение наркотических средств или психотропных веществ в
другие наркотические средства или психотропные вещества.
4. Включить в статью 1 понятие "переработка наркотических
средств, психотропных веществ" - действия, в результате которых
происходят рафинирование (очистка от посторонних примесей),
повышение в препарате концентрации наркотических средств или
психотропных веществ, а также получение на их основе веществ, не
являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами.
5. Включить в статью 1 понятие "распределение наркотических
средств, психотропных веществ" - действия, в результате которых в
соответствии с установленным порядком конкретные юридические лица
получают в установленных для них размерах конкретные наркотические
средства или психотропные вещества для осуществления оборота
наркотических средств или психотропных веществ.
6. Изложить пункт 15 статьи 1 в следующей редакции: "Наркомания
- заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического
средства или психотропного вещества".
7. Дополнить статью 7 следующим положением: "Деятельность,
связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
может осуществлять юридическое лицо, в состав руководителей
которого входит специалист, имеющий соответствующую
профессиональную подготовку".
8. Включить в пункт 1 статьи 2 следующее положение: "Внутренняя
упаковка наркотических средств и психотропных веществ,
используемых в медицинских целях, должна быть помечена двойной
красной полосой".
9. Включить в главу II статью, предусматривающую обязанность
юридических лиц - владельцев лицензий на виды деятельности,
связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
предоставлять отчет о деятельности, связанной с оборотом
наркотических средств и психотропных веществ.
10. Включить в главу II статью, регулирующую инвентаризацию
наркотических средств, психотропных веществ и содержащую следующие
пункты:
"Юридические лица - владельцы лицензий на виды деятельности,
связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
обязаны ежемесячно проводить инвентаризацию наркотических средств
и психотропных веществ, находящихся в распоряжении указанных лиц,
и составлять баланс товарно-материальных ценностей.
Информация о расхождениях в балансе или несоответствии данных
баланса результатам проведенной инвентаризации в трехдневный срок
после их обнаружения доводится до сведения уполномоченных
органов".
11. Дополнить главу II статьей, регулирующей регистрацию
операций с наркотическими средствами, психотропными веществами и
состоящей из следующих положений:
"При осуществлении деятельности, связанной с оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, любые операции, в
результате которых изменяются их количество и состояние, подлежат
регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта
обязанность возложена приказом руководителя юридического лица.
Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них
последней записи. Порядок ведения и хранения указанных журналов
устанавливается правительством страны".
Предложения по внесению поправок и изменений
в Закон Кыргызской Республики "О наркотических средствах,
психотропных веществах и прекурсорах"
от 22 мая 1998 г. N 66
1. Изложить пункт 17 статьи 1 в следующей редакции: "Препарат -
смесь веществ в {любом физическом} состоянии, содержащая одно или
несколько наркотических средств или психотропных веществ, в
отношении которых установлены меры контроля".
2. Изложить пункт 19 статьи 1 в следующей редакции: "Наркомания
- заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического
средства или психотропного вещества".
3. Дополнить главу II статьей, регулирующей регистрацию
операций с наркотическими средствами, психотропными веществами и
состоящей из следующих положений:
"При осуществлении деятельности, связанной с оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, любые операции, в
результате которых изменяются их количество и состояние, подлежат
регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта
обязанность возложена приказом руководителя юридического лица.
Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них
последней записи. Порядок ведения и хранения указанных журналов
устанавливается правительством страны".
4. Дополнить статью 10 следующим положением: "Деятельность,
связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
может осуществлять юридическое лицо, в состав руководителей
которого входит специалист, имеющий соответствующую
профессиональную подготовку".
5. Дополнить главу II статьей, вводящей запрет на оборот
аналогов наркотических средств и психотропных веществ в стране.
6. Включить в главу IV статью, устанавливающую требования к
упаковке и маркировке наркотических средств и психотропных
веществ. Данная статья должна содержать следующие пункты:
"Внешняя и внутренняя упаковки и маркировка наркотических
средств и психотропных веществ, используемых в медицинских целях,
должны соответствовать требованиям законодательства страны о
лекарственных средствах и настоящего Закона.
Внешняя упаковка наркотических средств и психотропных веществ
должна исключать возможность их извлечения без нарушения
целостности указанной упаковки.
Внутренняя упаковка наркотических средств и психотропных
веществ, используемых в медицинских целях, должна быть помечена
двойной красной полосой.
В случаях несоответствия внешней и внутренней упаковок и
маркировки наркотических средств и психотропных веществ,
используемых в медицинских целях, требованиям настоящей статьи,
наркотические средства и психотропные вещества уничтожаются в
соответствии с законодательством страны".
7. Включить в главу V статью, устанавливающую запрет пропаганды
и ограничение рекламы в сфере оборота наркотических средств,
психотропных веществ и прекурсоров.
8. Включить в главу V статью, предусматривающую ликвидацию
юридического лица, осуществляющего финансовые операции в целях
легализации (отмывания) доходов, полученных в результате
незаконного оборота наркотических средств или психотропных
веществ.
Предложения по внесению поправок
и изменений в Федеральный закон Российской Федерации
"О наркотических средствах и психотропных веществах"
от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ
1. В соответствии с пунктом "o" статьи 1 Единой конвенции о
наркотических средствах 1961 г. и пунктом "j" статьи 1 Венской
конвенции о психотропных веществах 1971 г. изложить пункт 9 статьи
1 Национального закона в следующей редакции: "Изготовление
наркотических средств и психотропных веществ - все процессы, за
исключением производства, при помощи которых могут быть получены
наркотические средства и психотропные вещества, в том числе
рафинирование, а также превращение наркотических средств или
психотропных веществ в другие наркотические средства или
психотропные вещества".
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Рекомендательного
законодательного акта "О противодействии незаконному обороту
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров",
принятого МПА СНГ 2 ноября 1996 г., включить в статью 1
Национального закона понятие "перевозка наркотических средств,
психотропных веществ и прекурсоров" - любые умышленные действия по
перемещению наркотических средств, психотропных веществ или
прекурсоров независимо от способа транспортировки и места хранения
незаконно перемещаемых средств или веществ.
Предложения по внесению поправок и изменений
в Закон Республики Таджикистан "О наркотических
средствах, психотропных веществах и прекурсорах"
от 10 декабря 1999 г. N 873
1. Включить в статью 1 понятие "аналоги наркотических средств и
психотропных веществ" - запрещенные для оборота в стране вещества
синтетического или естественного происхождения, не включенные в
Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, подлежащих контролю в стране, химическая структура и
свойства которых сходны с химической структурой и свойствами
наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное
действие которых они воспроизводят.
2. Включить в статью 1 понятие "препарат" - смесь веществ в
любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько
наркотических средств или психотропных веществ, включенных в
Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, подлежащих контролю в стране.
3. Включить в статью 1 понятие "незаконный оборот наркотических
средств, психотропных веществ и их прекурсоров" - оборот
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,
осуществляемый в нарушение законодательства страны.
4. Включить в главу I статью, раскрывающую суть государственной
политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных
веществ и в области противодействия их незаконному обороту.
5. Включить в статью 7 следующее положение: "Деятельность,
связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
может осуществлять юридическое лицо, в состав руководителей
которого входит специалист, имеющий соответствующую
профессиональную подготовку".
6. Дополнить главу II статьей, регулирующей регистрацию
операций с наркотическими средствами, психотропными веществами и
состоящей из следующих положений:
"При осуществлении деятельности, связанной с оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, любые операции, в
результате которых изменяются их количество и состояние, подлежат
регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта
обязанность возложена приказом руководителя юридического лица.
Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них
последней записи. Порядок ведения и хранения указанных журналов
устанавливается правительством страны".
7. Включить в главу II статью, регулирующую инвентаризацию
наркотических средств, психотропных веществ и содержащую следующие
пункты:
"Юридические лица - владельцы лицензий на виды деятельности,
связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
обязаны ежемесячно проводить инвентаризацию наркотических средств
и психотропных веществ, находящихся в распоряжении указанных лиц,
и составлять баланс товарно-материальных ценностей.
Информация о расхождениях в балансе или несоответствии данных
баланса результатам проведенной инвентаризации в трехдневный срок
после их обнаружения доводится до сведения уполномоченных
органов".
8. Включить в главу II статью, запрещающую пропаганду
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
9. Включить в главу IV статью, предусматривающую ликвидацию
юридического лица, осуществляющего финансовые операции в целях
легализации (отмывания) доходов, полученных в результате
незаконного оборота наркотических средств или психотропных
веществ.
10. Включить в главу IV статью, предусматривающую ликвидацию
юридического лица в связи с незаконным оборотом наркотических
средств или психотропных веществ.
Предложения по внесению общих изменений
во все законодательные акты государств-членов ОДКБ
1. Унифицировать перечни и соответствующие списки наркотических
средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих
контролю в стране.
2. В соответствии со статьей 6 Рекомендательного
законодательного акта "О противодействии незаконному обороту
наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров",
принятого МПА СНГ 2 ноября 1996 г., дополнить соответствующие
статьи законов государств-членов ОДКБ следующими пунктами:
"Порядок составления, изменения и дополнения списков
наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров,
подлежащих контролю со стороны государства, устанавливается
правительством государства.
Списки наркотических средств, психотропных веществ и
прекурсоров, подлежащих контролю на территории государства, должны
быть опубликованы в соответствии с порядком, установленным
законодательством для опубликования нормативно-правовых актов".
II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УНИФИКАЦИИ
И ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ
ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В СФЕРЕ БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ
Для достижения наиболее существенных результатов в борьбе с
международным терроризмом необходимо сосредоточить усилия
законодательных органов государств-членов ОДКБ на формировании
целостной, упорядоченной и унифицированной правовой базы как
основы эффективного взаимодействия правоохранительных органов
стран.
Унифицированное правовое регулирование является необходимым
элементом общего процесса повышения эффективности борьбы с
международным терроризмом.
К числу международных нормативно-правовых актов
антитеррористической направленности, на которых должно
основываться национальное законодательство, прежде всего относятся
договоры, заключенные в рамках ООН и ее специализированных
учреждений:
- Конвенция о преступлениях и некоторых других актах,
совершаемых на борту воздушных судов, 1963 г.;
- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов,
1970 г.;
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против
безопасности гражданской авиации, 1971 г.;
- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против
лиц, пользующихся международной защитой, в том числе
дипломатических агентов, 1973 г.;
- Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, 1979
г.;
- Конвенция о физической защите ядерного материала, 1980 г.;
- Протокол 1988 г. о борьбе с незаконными актами насилия в
аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию,
дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными
против безопасности гражданской авиации, 1971 г.;
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против
безопасности морского судоходства, 1988 г.;
- Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против
безопасности стационарных платформ, расположенных на
континентальном шельфе, 1988 г.;
- Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в
целях их обнаружения, 1991 г.;
- Резолюция Совета Безопасности ООН N 51/210 о мерах по
ликвидации международного терроризма, 1996 г.;
- Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, 1997
г.;
- Международная конвенция о борьбе с финансированием
терроризма, 1999 г.;
- Резолюция Совета Безопасности ООН N 1373 о борьбе с
международным терроризмом от 28 сентября 2001 г.
Кроме того, существенным вкладом в формирование национальных
правовых основ антитеррористической деятельности стала
законодательная база государств-участников СНГ. Основными
документами Содружества, в которых регулируются вопросы
антитеррористической деятельности, являются:
- Устав СНГ, утвержденный Решением Совета глав государств СНГ
от 22 января 1993 г.;
- Концепция охраны границ государств-участников СНГ от 26 мая
1995 г.;
- Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в
борьбе с преступностью от 25 ноября 1998 г.;
- Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с
терроризмом от 4 июня 1999 г.;
- Решение Совета глав государств СНГ от 25 января 2000 г. "О
противодействии международному терроризму в свете итогов
Стамбульского саммита ОБСЕ";
- Решение об Антитеррористическом центре государств-участников
СНГ от 1 декабря 2000 г.
Национальное антитеррористическое законодательство государств-
членов ОДКБ прежде всего складывается из законов о борьбе с
терроризмом. Во всех государствах-членах ОДКБ такие законы приняты
или принимаются. Это проект Закона Республики Армения "О борьбе с
терроризмом" (прошел первое чтение); Закон Республики Беларусь "О
борьбе с терроризмом" от 3 января 2002 г. N 77-3; Закон Республики
Казахстан "О борьбе с терроризмом" от 13 июля 1999 г. N 416-1;
Закон Кыргызской Республики "О борьбе с терроризмом" от 21 октября
1999 г. N 116; Федеральный закон Российской Федерации "О борьбе с
терроризмом" от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ; Закон Республики
Таджикистан "О борьбе с терроризмом" от 16 ноября 1999 г. N 846.
Однако на сегодняшний день сохраняется проблема присутствия в
национальных законах о борьбе с терроризмом разных подходов к
нормативно-правовому регулированию антитеррористической
деятельности. По мнению многих исследователей и политиков, одно из
центральных мест в работе по унификации и гармонизации
законодательства государств-членов ОДКБ должны занять разработка и
закрепление в национальных актах общего определения терроризма и
производных от него понятий. Установление и использование сходной
терминологии и ее единообразное толкование на всем пространстве
государств-членов ОДКБ имеют определяющее значение в правовом
обеспечении совместной борьбы с международным терроризмом. Кроме
того, стоит проблема унификации и многих других ключевых моментов
правового регулирования антитеррористической деятельности.
Разработанный проект Рекомендаций основывается на принципах и
положениях международных договоров, заключенных в рамках ООН,
международных нормативно-правовых актов государств-участников СНГ,
учитывает положения Модельного закона МПА СНГ "О борьбе с
терроризмом" и состоит из предложенных к внесению в национальные
законы о борьбе с терроризмом поправок и изменений, направленных
на унификацию и гармонизацию законодательства государств-членов
ОДКБ.
Предложения по внесению поправок
и изменений в проект Закона Республики Армения
"О борьбе с терроризмом" (прошел первое чтение)
При дальнейшей доработке проекта Закона "О борьбе с
терроризмом" использовать положения новой редакции Модельного
закона МПА СНГ "О борьбе с терроризмом".
Предложения по внесению поправок и изменений
в Закон Республики Беларусь "О борьбе с терроризмом"
от 3 января 2002 г. N 77-3
1. Включить в статью 3 определение "преступление
террористического характера".
2. Изложить пункт 12 статьи 3 в следующей редакции:
"Террористическая организация - преступная организация, созданная
в целях осуществления террористической деятельности или признающая
возможность использования в своей деятельности терроризма.
{Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее
структурных подразделений осуществляет террористическую
деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной
организации}".
3. Включить в главу II статьи, определяющие выявление,
предупреждение, пресечение террористической деятельности.
Предложения по внесению поправок и изменений
в Закон Республики Казахстан "О борьбе с терроризмом"
от 13 июля 1999 г. N 416-1
1. Включить в пункт 1 статьи 3 (Основные принципы и цели борьбы
с терроризмом) следующие подпункты, раскрывающие принципы борьбы с
терроризмом: минимальные уступки террористу; минимальная огласка
технических приемов и тактики проведения контртеррористических
операций, а также состава участников указанных операций.
2. Изложить пункт 3 статьи 1 в следующей редакции:
"Международная террористическая деятельность - террористическая
деятельность, осуществляемая террористом или террористической
организацией на территории более чем одного государства или
наносящая ущерб интересам более чем одного государства гражданами
одного государства в отношении граждан другого государства или на
территории другого государства в случае, когда как террорист, так
и жертва терроризма являются гражданами одного и того же
государства или разных государств, но преступление совершено за
пределами территорий этих государств".
3. Изложить пункт 4 статьи 1 в следующей редакции:
"Террористическая акция - непосредственное совершение преступления
террористического характера в форме взрыва, поджога, применения
или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных,
химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих,
сильнодействующих ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или
захвата транспортных средств или других объектов; посягательства
на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя
национальных, этнических, религиозных или иных групп населения;
захвата заложников, похищения людей; создания опасности причинения
вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц
путем создания условий для аварий и катастроф техногенного
характера либо реальной угрозы создания такой опасности;
распространения угроз в любой форме и любыми средствами; иных
действий, создающих опасность гибели людей, причинения
значительного имущественного ущерба либо наступления иных
общественно опасных последствий".
4. Изложить пункт 6 статьи 1 в следующей редакции:
"Террористическая организация - организация, созданная в целях
осуществления террористической деятельности или признающая
возможность использования в своей деятельности терроризма.
Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее
структурных подразделений осуществляет террористическую
деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной
организации".
5. Изложить пункт 10 статьи 1 в следующей редакции:
"Контртеррористическая операция - специальные мероприятия,
направленные на пресечение террористической акции, обеспечение
безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также
на минимизацию последствий террористической акции".
6. Включить в статью 1 понятие "террористическая группа" -
группа лиц, объединившихся в целях осуществления террористической
деятельности.
7. Включить в статью 1 понятие "борьба с терроризмом" -
деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации
последствий террористической деятельности.
8. Включить в статью 1 понятие "заложник" - физическое лицо,
захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства,
организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или
воздержаться от совершения какого-либо действия как условия
освобождения удерживаемого лица.
9. Включить в пункт 4 статьи 13 следующие положения:
"При ведении переговоров с террористами в качестве условия
прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться
вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им
оружия и иных средств и предметов, применение которых может
создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении
политических требований террористов.
Ведение переговоров с террористами не может служить основанием
или условием их освобождения от ответственности за совершенные
деяния".
10. Включить в главу IV статью, регулирующую информирование
общественности о террористической акции и состоящую из следующих
пунктов:
"При проведении контртеррористической операции информирование
общественности о террористической акции осуществляется в формах и
объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по
управлению контртеррористической операцией или представителем
указанного штаба, ответственным за поддержание связи с
общественностью.
Не допускается распространение информации, раскрывающей
специальные технические приемы и тактику проведения
контртеррористической операции; способной затруднить проведение
контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью
людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической
операции или находящихся за пределами указанной зоны; служащей
пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма; о сотрудниках
специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению
контртеррористической операцией при ее проведении, а также о
лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции".
Предложения по внесению поправок и изменений
в Закон Кыргызской Республики "О борьбе с терроризмом"
от 21 октября 1999 г. N 116
1. Включить в Закон статью, определяющую основные принципы
борьбы с терроризмом.
2. Включить в закон статью, раскрывающую следующие понятия:
"террористическая деятельность", "международная террористическая
деятельность", "террористическая акция", "преступления
террористического характера", "террорист", "террористическая
группа", "террористическая организация", "борьба с терроризмом",
"контртеррористическая операция", "зона проведения
контртеррористической операции", "заложник".
3. Включить в Закон статью, закрепляющую цели борьбы с
терроризмом.
4. Включить в Закон статьи, раскрывающие основы проведения
контртеррористических операций (управление, руководство
контртеррористической операцией, силы и средства для проведения
контртеррористической операции, правовой режим в зоне проведения
контртеррористической операции, ведение переговоров с
террористами, информирование общественности о террористической
акции).
5. Включить в Закон статью, устанавливающую ответственность
организации за террористическую деятельность.
Предложения по внесению поправок и изменений
в Федеральный закон Российской Федерации "О борьбе
с терроризмом" от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ
Включить в главу II статьи, определяющие выявление,
предупреждение, пресечение террористической деятельности.
Предложения по внесению поправок и изменений
в Закон Республики Таджикистан "О борьбе с терроризмом"
от 16 ноября 1999 г. N 846
Включить в раздел V статью, регулирующую ведение переговоров с
террористами, состоящую из следующих пунктов:
"При проведении контртеррористической операции в целях
сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также
изучения возможности пресечения террористической акции без
применения силы допускается ведение переговоров с террористами.
К ведению переговоров с террористами допускаются только лица,
специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба
по управлению контртеррористической операцией.
При ведении переговоров с террористами в качестве условия
прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться
вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им
оружия и иных средств и предметов, применение которых может
создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении
политических требований террористов.
Ведение переговоров с террористами не может служить основанием
или условием их освобождения от ответственности за совершенные
деяния".
Предложения по внесению общих изменений
во все законодательные акты государств-членов ОДКБ
Внести во все национальные законы о борьбе с терроризмом
унифицированные понятия "терроризм" и "международный терроризм"
Модельного закона МПА СНГ "О борьбе с терроризмом" (статья 1
прилагается).
Приложение
к Рекомендациям
по унификации и гармонизации
законодательства государств-членов
Организации Договора о коллективной
безопасности в сфере борьбы
с международным терроризмом,
незаконным оборотом наркотических
средств и психотропных веществ
ВЫПИСКА
ИЗ МОДЕЛЬНОГО ЗАКОНА МПА СНГ "О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ"
(НОВАЯ РЕДАКЦИЯ)
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия.
Терроризм - наиболее опасная форма политического экстремизма,
связанная с шоковым воздействием на массовое сознание и сознание
государственных и общественных деятелей и заключающаяся в
применении насилия либо в угрозах его применения, посредством чего
через устрашение физических лиц осуществляется управление их
поведением в выгодном для террористов направлении и достигаются
преследуемые террористами цели.
В качестве криминального явления терроризм (предусмотренный
уголовным законодательством ряда государств-участников СНГ)
трактуется как противоправное, уголовно наказуемое деяние,
совершенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания
воздействия на принятие органами власти решений, устрашения
населения, проявляющееся в виде: насилия или угрозы его применения
в отношении физических или юридических лиц; уничтожения
(повреждения) или угрозы уничтожения (повреждения) имущества и
других материальных объектов, создающих опасность гибели людей;
причинения значительного имущественного ущерба либо наступления
иных общественно опасных последствий; посягательства на жизнь
государственного или общественного деятеля, совершенного для
прекращения его государственной и политической деятельности либо
из мести за такую деятельность; нападения на представителя
иностранного государства или сотрудника международной организации,
пользующихся международной защитой, а равно на служебное помещение
либо транспортные средства лиц, пользующихся международной
защитой; совершения иных деяний, подпадающих под понятие
террористических в соответствии с национальным законодательством,
а также с международными правовыми актами, направленными на борьбу
с терроризмом. Терроризм может быть внутригосударственным и
международным.
Международный терроризм - терроризм, акции которого,
осуществляемые гражданами одной или нескольких стран, имеют целью
подрыв конституционного строя иных государств или международного
правопорядка в целом.
Террористическая деятельность - деятельность, направленная на
совершение преступлений террористического характера и включающая в
себя любое из нижеследующих деяний:
- планирование, организацию, подготовку и совершение
террористических акций;
- подстрекательство к осуществлению террористических акций,
призывы к насилию в террористических целях;
- создание незаконных военизированных формирований или
преступных организаций с целью совершения террористических акций,
а равно участие в них;
- вербовку; вооружение или использование террористов в
террористических акциях, а также обучение их террористическим
навыкам;
- финансирование террористической организации или террористов;
- пособничество в подготовке и совершении террористических
акций.
Террористическая акция - непосредственное совершение
преступления террористического характера. Может осуществляться в
форме: взрыва, поджога, применения или угрозы применения
взрывчатых, радиоактивных, химических, биологических, токсичных,
отравляющих, сильнодействующих ядовитых веществ, ядерных
устройств; уничтожения, повреждения, захвата транспортных средств
и других объектов; посягательства на жизнь государственного или
общественного деятеля, представителя национальных, этнических,
религиозных или иных групп населения; захвата заложников,
похищения людей; угрозы жизни путем создания условий для
возникновения аварий и катастроф техногенного характера;
распространения террористических угроз в любой форме; иных
действий, создающих опасность гибели людей, причинения
значительного имущественного ущерба либо наступления иных
общественно опасных последствий.
Преступления террористического характера - преступления,
предусмотренные соответствующими статьями уголовного кодекса
государства. К преступлениям террористического характера могут
быть отнесены и другие преступления, предусмотренные уголовным
кодексом, если они совершены в террористических целях.
Террорист - лицо, участвующее в осуществлении террористической
деятельности в любой форме.
Террористическая группа - группа лиц, объединившихся в целях
осуществления террористической деятельности.
Террористическая организация - организация, созданная в целях
осуществления террористической деятельности или признающая
возможность использования в своей деятельности терроризма.
Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее
структурных подразделений осуществляет террористическую
деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов этой
организации.
Борьба с терроризмом - деятельность по предупреждению,
выявлению, пресечению террористической деятельности и минимизации
ее последствий.
Контртеррористическая операция - совокупность подчиненных
единому замыслу оперативно-розыскных, оперативно-боевых,
административно-правовых и иных мероприятий, направленных на
пресечение террористической акции, обеспечение безопасности
физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию
последствий террористической акции.
Зона проведения контртеррористической операции - отдельные
участки местности или акватории, транспортное средство, здание,
строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или
акватории, в пределах которых производится указанная операция.
Заложник - физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в
целях понуждения государства, организации или отдельных лиц
совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения
какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица.
|